18+
18+
Люди, Омский художник Никита Поздняков: Настоящее искусство, оно всегда бесхитростно и честно Омский художник Никита Поздняков: Настоящее искусство, оно всегда бесхитростно и честно

Омский художник Никита Поздняков: Настоящее искусство, оно всегда бесхитростно и честно

Никита Поздняков с детства привык к живописи – стены квартиры его родителей практически полностью увешаны картинами. Его отец Юрий Поздняков тоже художник. Сегодня отец и сын создали один общий сайт на двоих, но тонкая линия символично делит экран на две половинки. С одной стороны, классические пейзажи, с другой - примитивизм и абстракции.

- На самом деле в детстве я ничего не понимал в живописи. Никогда не думал, что буду рисовать, правда, как отец - я и сейчас не умею. Многие его работы мне нравятся, в них есть какое-то чувство. Отец никогда не продавал свои картины, этим он не зарабатывает. Он учился на художественно-графическом факультете Омcкого пединститута, потом долго преподавал рисование в школе. Сейчас работает на стройке, а рисует для себя. Наверное, потому в его работах такое чувство глубины.

Работы отца

А я в шесть-семь лет еще и писал сказки. Иногда мог целую тетрадь исписать, даже сохранилась одна - «Лысый чукча, дытыктив», правда, сам ее иллюстрировал.

Никита Поздняков родился в 1987 году в Омске. В 2010 году окончил Столичную Финансово-гуманитарную академию, специальность: государственное и муниципальное управление. Участие в выставках: международный симпозиум по живописи "Балдаурен-2010" (Казахстан, Щучинск), 2010; Ноев Ковчег (Томск), 2011; И небо становится ближе (Лесосибирск), 2011; Молодая Сибирь (Красноярск), 2011.

Как случилось, что ты начал рисовать?

- Мне было лет двадцать. И как-то гуляя, забрел к одной знакомой в торговый центр в отдел живописи. Смотрю – картины омского художника Дамира Муратова. Я взглянул на его работы, вдохновился и купил небольшой набор масляных красок. Пришел домой и сказал: «Отец, давай мне холст», и он выдал мне маленькую холстинку. Так моей первой работой стала «Птичка с бородой».

Если вот так захотеть – сегодня хочу рисовать, то ничего не выйдет. Возьмешь холст, двп, краски откроешь, но не знаешь что, то ничего не получится. Но если есть четкий образ, начинаю делать, даже не задумываясь, все получается на одном дыхании. Иногда бывает, что даже на работе появляется образ, прихожу домой и ночью рисую. И если вовремя не поймать это настроение, оно уйдет, и не догонишь.

Какой он, настоящий художник?

- Для меня важно, чтобы художник выразил себя. Если в работе видна техника, и ничего больше не испытываешь, глядя на нее, то для меня это не искусство. Но если смотришь, и что-то задевает, какое-то даже подсознательное чувство возникает, для меня это и есть искусство. Для меня важна искренность. Настоящее искусство, оно всегда бесхитростно и честно.

Был такой грузинский художник Нико Пиросмани. Песня «Миллион алых роз» про него. Он работал маляром и рисовал вывески для заведений. Ходил по кабакам, где за картину ему наливали. Он писал на всем, что было под рукой – многие его работы были сделаны на клеенках, которыми застилали столы в дешевых духанах. Его даже художником никто не называл  - для тех, кто его знал, он был маляром. Однажды кто-то из московских футуристов приехал в эту грузинскую глубинку, и, увидев картины, заинтересовался – кто автор? Его позвали в Москву, и он даже участвовал там в выставке. Потом в какой-то газете его разнесли в пух и прах, после чего Пиросмани даже запил. Большую часть жизни он прожил в нищете. А сейчас картины Пиросмани стоят целое состояние, даже вывески, которые были им написаны, безумно дороги. Жалко, что много его работ просто пропало.

Где ты общаешься с другими художниками?

- Все самое интересное, конечно, происходит в интернете, все общение в социальных сетях. Там много новых замечательных имен. Мне нравится, например, Анна Терешкина, она из Омска, у нее любопытные работы, живые, сочные. Еще у нас в Омске периодически случается «фри-маркет», это такая спонтанная барахолка, на которую можно прийти и что-нибудь найти совершенно бесплатно, можно обмениваться вещами. Оттуда я как-то принес несколько картин, и свои там раздал. Фри-маркет – место встречи художников, поэтов, и музыканты приходят что-нибудь сыграть, и все это на лужайке в тихом приятном месте в центре города. Есть несколько галерей, где выставляются неизвестные омские художники. Можно прийти и договориться о выставке, и даже не надо платить. В основном это небольшие помещения – может быть, даже совсем маленькая комнатка. Сам я пока ни разу не делал персональных выставок, даже не знаю, как за это взяться.

Зато однажды ездил на художественный симпозиум в Казахстан. Там есть президентский лагерь для детей на берегу красивого озера, стоит здание в шесть этажей, последний из которых отведен под галерею. Туда свободно могут попасть только отдыхающие дети и чиновники. И чтобы пополнять эту галерею, руководство лагеря периодически приглашает художников, которым оплачивает проезд и проживание, организует банкеты. А живописцы, в свою очередь, отдыхают и пишут, что хотят. Я сделал три работы - там они и остались.

На симпозиуме в Казахстане

В Казахстане мы были в декабре, и видели, как замерзает озеро - я не пейзажист, но фотографировал процесс. Было ощущение, что в озеро упала туча, такой плотный пар над ним стоял. Там, в Казахстане, я познакомился со многими художниками, например, с Уланом Джалиевым из Кыргызстана – у него свой особенный стиль, такие сказочные пейзажи. Вообще, я заметил, что у многих среднеазиатских художников особенной яркости цвета, будто из восточных сказок.

Для тебя важно, чтобы зритель понял твои работы?

- Думаю, да. Даже когда в интернете читаешь отзывы о картинах, и уже становится ясно – что  люди понимают, а что – нет. Но сначала – я просто рисую, а думаю потом – получилось или нет. В самом процессе это неважно. А вообще художник – он всегда бедный и непризнанный. Что нравится обычным людям – чтобы пейзаж был: ёлочки, речка, а такие картины, как у меня, никто и не покупает.

Рабочий стол Никиты

Если бы тебе сказали, что все это не стоит продолжать, бросай рисовать, ты бы остановился?

- Нет, не остановился бы. Не представляю как можно жить без творчества. Не понимаю, как можно идти утром на работу, а вечером - с работы, посмотреть телевизор и спать лечь. Мне бы хотелось рисовать постоянно.

Картины Никиты Позднякова из разных серий. Посмотреть другие работы можно на сайте автора

Текст, фото: Ася Вострикова

Тэги/темы: