18+
18+
РЕКЛАМА
Слова, Йоханна Халлин, фонд Reach for Change: Социальный предприниматель не должен бояться слова "нет" Йоханна Халлин, фонд Reach for Change: Социальный предприниматель не должен бояться слова "нет"

Йоханна Халлин, фонд Reach for Change: Социальный предприниматель не должен бояться слова "нет"

Социальное предпринимательство - совсем новое явление в нашей стране, поэтому несколько настороженное отношение к нему со стороны общественности вполне объяснимо, считает директор по стратегическому планированию шведского благотворительного фонда Reach for Change Йоханна Халлин.

Посетившая наш город с однодневным визитом, госпожа Халлин поделилась с «Томским Обзором» своим видением ситуации с социальным предпринимательством в России и Томске, в частности, а также дала несколько практических советов тем, кто решил заняться столь непривычным видом бизнеса.

Какое впечатление сложилось у вас об идеях российских социальных предпринимателей, отличаются ли они от идей в других странах?

- Сейчас в России очень хорошее время для развития социального предпринимательства. Мы видим множество идей, которые готовы к реализации. Это здорово, что мы находим лидеров в социальных сферах, самых умных, смелых, которые горят своей идеей. Мы соединяем их с людьми из частного сектора, и при этой встрече может произойти что-то экстраординарное.

В России нередко возникают сложности с бюрократией, и самыми сложными подчас становятся именно регистрация проекта, сбор документов - все это может отнять много времени. Поэтому очень важно найти тех, кого подобные трудности не пугают, кто готов достичь своей цели любым способом, и наш фонд готов помогать им. В этом отношении большую роль играет наше сотрудничество с Tele2: мы едины во мнении, что потребитель заслуживает лучшего, и это лучшее должно быть доступно абсолютно всем.

В нашей стране многие считают, что предпринимательство не может быть социальным - либо это бизнес, либо благотворительность. А социальное предпринимательство - это выдумка, чтобы замаскировать свою корысть. Что бы вы ответили этим людям?

- В принципе понятно, почему так происходит, потому что эти два направления - благотворительность и бизнес - существуют давно, а с чем-то под названием социальное предпринимательство люди до недавнего времени не сталкивались. Относится к чему-то незнакомому со скептицизмом и даже подозрением - абсолютно нормально. Вот когда люди увидят, что благотворительность и бизнес можно объединить, и это может принести пользу, тогда, возможно, они поверят в перспективность этого направления.

Социальные предприниматели - это люди, которые твердо идут к своей цели, они не стоят на месте. По сути, в классическом бизнесе присутствует тот же настрой, только цели уже другие. Для обычного предпринимателя успех - это его прибыль, для социального предпринимателя успех - достижение социальных целей.

Что вы думаете о томских проектах? В чем их сильные стороны, на ваш взгляд?

- За последнее время у нас была возможность познакомиться примерно с сотней проектов в России, в основном, конечно, это Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, мы ознакомились и с десятком проектов из Томска и Новосибирска. И я очень рада отметить, что качество всех этих проектов, особенно в Томске, очень высокое. Наша организация действует в восьми странах мира (шесть африканских старн, а также Россия и Швеция), и как член этой глобальной всемирной команды, я путешествую по всем этим странам, провожу интервью с ее участниками. Зачастую контекст томских проектов выходит за рамки России, эти проекты нацелены на весь мир.

Почему так происходит? У меня два варианта ответа на этот вопрос. Во-первых, потому что мы взаимодействуем с компанией Tele2 и за счет хорошей информационной поддержки можем рассказать о своих идеях, инициативах. Второй вариант ответа - в Томске много университетов, много людей приезжает сюда учиться, и это тоже сказывается на разнообразии идей. На мой взгляд, то, что Томск находится в Сибири, что он далек от столицы, помогает горожанам развить настрой на деятельность. У томичей есть настойчивость, уверенность в себе, а люди, которые живут ближе к столице, зачастую быстро становятся ленивыми.

Подробнее о поддержке томских проектов фондом Reach for change читайте в статье: Playing for change: Что объединяет больничных клоунов, автобус для чтения, паркур и арт-терапию

Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы в нашей стране развивалось социальное предпринимательство?

- Безусловно, первое, чтобы я бы посоветовала, это ни в коем случае не останавливаться, продолжать действовать, продолжать развиваться, искать единомышленников и взаимодействовать со всемирными организациями, которые могут вдохновлять и помогать. Могу дать и несколько практических советов. Во-первых, нужно думать глобально: Россия - очень большая страна, вокруг нее очень много возможностей, и никогда невозможно предугадать, какая возможность появится завтра. Во вторых, если что-то не получается, нельзя останавливаться. И если кто-то говорит вам «нет», не стоит принимать это как единственный верный ответ, а продолжать идти к своей цели. И в-третьих, следует как можно чаще быть на виду, появляться на самого разного рода мероприятиях, где ваша идея может показаться актуальной.

 

Фонд Reach for change (ранее - Playing for change) был создан в 2010 году в Швеции инвестиционной компанией Kinnevik (Tele2, MTG, Metro, Hugo Stenbeck, Millicom, Korsnas). Его главная задача - помочь социальным предпринимателям построить устойчивые организации, работающие на благо детей. Первый конкурс среди российских социальных предпринимателей состоялся в апреле 2012 года, в результате которого поддержку фонда получили четыре программы, в их числе и две томские - «Партнеры по радости» Натальи Шиминой и «Паркур» Владимира Ковальского.

Проект «Партнеры по радости» придуман специально для детей, которые долго лежат в больнице и зачастую подвержены задержкам в социальном развитии и постоянному стрессу. Эту проблему предполагается решить через обеспечение ребенка позитивными эмоциями в стационарах и при домашнем лечении с помощью специально обученных клоунов.

Проект «Паркур» призван обезопасить детей и подростков, увлеченных этим видом спорта. В перспективе, автор проекта хотел бы открыть центры по всей Сибири и привлечь в программу максимальное количество детей и подростков.

Текст: Анна Афанасьева, Анна Жидкая

Фото: Анна Афанасьева