18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Опера. Не браузер. Не бронтозавр Опера. Не браузер. Не бронтозавр

Опера. Не браузер. Не бронтозавр

Что такое сегодня опера? Популярный браузер, как наверняка подскажет Интернет, если набрать это слово в поисковике? Устаревший жанр, похожий на бронтозавра, когда-то одного из самых крупных ящеров, давно вымершего и ставшего лишь словом в энциклопедии? Или же все-таки вид искусства, который может быть действительно интересным и обретать новых и новых поклонников? Изменить представления о жанре можно было на Фестивале короткометражной оперы, прошедшем в Томске в ноябре.

«Служанка-Госпожа» Перголези, написанная в 18 веке, – одна из первых короткометражных опер. Точнее, ее жанр тогда определялся как опера-буффа. Для таких небольших (в пределах часа) комедий требовалось только два солиста - сопрано и бас, а также порою актер-мим. Ее исполняли для развлечения публики в одном из антрактов классической, состоящей из нескольких актов, оперы. А теперь время изменилось, и «Служанка-Госпожа» уже воспринимается как отдельное произведение.

В Томске эту короткометражную оперу, постановку Петербург-концерта, представляли в актовом зале ТГУ. Своеобразное место для такого жанра, но исполнители, Виктория Ребенко (сопрано), Александр Подмешальский (бас), Наталия Горбенко (фортепиано) быстро освоились в новых условиях и даже задействовали в одном из эпизодов постановки орган, расположенный на сцене.

- Зал по акустике прекрасно бы подошел для классической оперы, безусловно, он хорош для хора, но представлять здесь короткометражную оперу было непросто, - отмечает Александр Подмешальский. – Особенность жанра в том, что певцам нужно быстро говорить, и при этом их должно быть хорошо слышно.

- Подобные короткометражные оперы требуют от исполнителей немного других навыков, чем классические постановки, - поясняет Виктория Ребенко. - Обычно они проходят в камерных залах, зритель находится близко к солистам, оркестр не разделяет публику и сцену, поэтому больше внимания уделяется игре.

- Я сторонник того, чтобы певцы владели актерским мастерством, - утверждает Сергей Шепелев, режиссер постановки «Служанка-госпожа», главный режиссер Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева (Йошкар-Ола). – В короткометражных операх важна не только музыка, не только вокальные возможности, но и игра артистов.

Сергей Шепелев сам занят в постановке, ему досталась колоритная роль немого слуги. Выход на сцену в Томске стал для режиссера событием – дело в том, что это родной город Сергея, где он не был пять лет.

 

Сергей Шепелев:

«Зрелище должно идти в ногу с эпохой, иначе это будет «нафталин», скучное действие. Во время короткометражной оперы зритель не успевает уставать. Произведений для таких постановок существует не то что бы огромное количество, но выбор у режиссеров все-таки есть. Можно найти и серьезную, и комическую оперу. Думаю, постановки в пределах часа, не позволяющие публике заскучать, помогают постепенно привыкать к жанру. Опера рассчитана на подготовленных зрителей, после «короткого метра» некоторые смогут перейти на большой формат».
 
 

В программе фестиваля были не только, собственно, сами непривычно короткие оперы. Всем неравнодушным к судьбе этого вида искусства стоило посетить открытые лекции. В них принимали участие и столичные гости, и те, кто связан с оперой в таком, казалось бы, далеком от этого жанра города, как Томск.

Дмитрий Белянушкин, молодой режиссер, работающий в проекте «Опергруппа» Василия Бархатова, рассказал об экспериментальном оперном театре. «Опергруппа» организована год назад, она рассчитана на новую волну режиссеров младше 35 лет. Такая творческая лаборатория даст возможность современным композиторам найти режиссеров для своих произведений. В России оперы, написанные и поставленными молодыми авторами, обычно проходят где угодно, но не в театрах. Поют в подвалах (иногда – в холодных, где минусовая температура), на вокзалах, заводах. В «традиционных» театрах же современной опере уделяют мало внимания. Предпочитают поставить очередную «Травиату» или «Евгения Онегина», чем решиться на что-то новое.

- В Европе, напротив, всех интересует современная музыка, там ставят по 500-600 новых опер в год, - говорит Дмитрий. – В России этот жанр пока не популярен. Надеюсь, наша страна поступит как обычно - мы часто сначала отстаем в развитии какого-то из искусств, а лет через 10, напротив, перегоняем.

Интересно, что среди известных в Европе молодых композиторов, авторов опер есть и наши соотечественники. Например, Лера Ауэрбах и Елена Лангер. В России их пока знают только специалисты, но, возможно, скоро все изменится. По крайней мере, с их операми смогут познакомиться зрители. В рамках «Опергруппы» Дмитрий Белянушкин ставит в музыкальном театре имени Станиславского два произведения. Это вокальный цикл «Песни у колодца», сочиненный Еленой Лангер на тексты русских народных песен и а-капелла Леры Ауэрбах «Слепые» по пьесе Метерлинка. Премьера 12 декабря, в Интернете можно будет увидеть он-лайн трансляцию новых постановок.

 На фестивале в Томске Дмитрий представил «Человеческий голос», свою дипломную работу, поставленную в Воронеже, в театре опера и балета. Это моноопера:  молодая женщина (Марина Быковская) ждет звонка от бросившего ее возлюбленного, и выражает с помощью голоса свои чувства и переживания. А образы, возникающие в ее воспаленном сознании, с помощью пластики создает артист. В Воронеже это был солист балета, а в Томске в его роли дебютировал сам режиссер. В итоге на сцене ему пришлось превращаться и в собаку, и в прислугу.

 

Екатерина Приходовская, молодой композитор, выпускница Новосибирской Государственной консерватории, доцент ТГУ:

«Почему опера бессмертна? Она основана на эмоции, а эмоции человека не умрут никогда, значит, пока жива душа – жива и опера. Зритель всегда готов к опере, потом что он чувствует, любит, ненавидит. Этот жанр уже несколько веков высмеивают за штампы, особенно за условность. Мол, почему, когда герой умирает, он полчаса поет? Или вместо того, чтобы убегать от врага начинает длинную арию? Но это не нужно воспринимать буквально. Человек в страшной ситуации петь не будет, но у его души своя жизнь, это как раз она так эмоционально поет. И душа за одну секунду обычного времени может пережить многое, чего и за длинную арию не расскажешь. Задача композиторов – сделать язык оперы более доступным, прийти к прямой передаче эмоции, но только за счет работы авторов жанр популярным не станет. Для этого опере нужно внимание государства, реклама, тогда постепенно и станет модным посещать постановки».
 
 

В Томске опера все еще остается экзотичным жанром. Хотя попытки освоить его уже ведутся. Любительскую постановку оперы представили студенты. «Мойдодыр» — коллективная работа, написанная и поставленная в рамках курса «Оперная драматургия» студентами ИИК ТГУ (исполняют ее сами авторы, а также те, кто учится на младших курсах).

- Идея появилась у Екатерины Анатольевны, она пришла в ИИК  преподавать год назад, читала нам курс «оперная драматургия», - вспоминает Юлия Шинкевич, студентка 5 курса вокального отделения ИИК ТГУ. - Как человек творческий, наш преподаватель не хотела ограничиваться простым зачетом, она предложила нам необычное задание. Мы сопротивлялись, поскольку прежде музыку никогда не писали. Сначала работать было непросто, но второй и третий номер написались уже значительно легче, чем первый. В итоге мы увлеклись проектом, всем очень понравилось в нем участвовать. Но сначала не верилось, что мы в состоянии такое сделать. 

На фестивале «Мойдодыр» был исполнен второй раз, но на этом жизнь поставленной студентами короткометражной оперы не оканчивается. Весною они представят ее в камерном зале БКЗ в рамках детского абонемента. Между тем, писать оперы для зачета по «оперной драматургии» становится для студентов ИИК традицией. Сейчас создаются еще две работы на основе сказок. Все-таки оказавшаяся не бронтозавром, а притягательным жанром, опера заинтересовала томских студентов. Кто знает, что они смогут представить на следующим фестивале.  

Текст: Мария Симонова

Фото: Роман Сусленко, Евгения Швецова, Мария Аникина