18+
18+
РЕКЛАМА
Краеведение, Тайны Богородице-Алексиевского монастыря: что скрыто под землей. Подробности раскопок Тайны Богородице-Алексиевского монастыря: что скрыто под землей. Подробности раскопок

Тайны Богородице-Алексиевского монастыря: что скрыто под землей. Подробности раскопок

Богородице-Алексиевский монастырь в Томске — место легендарное.

Здесь сидел под арестом прадед Пушкина, «арап Петра Великого» Абрам Ганнибал, похоронен старец Фёдор Кузьмич (он же, вероятно, император Александр I) и была открыта первая томская школа.

Его переносили, он горел и перестраивался, а один из древнейших погостов города вокруг монастыря и вовсе сровняли с землей, спрятав от мира могилы томских градоначальников и известных горожан, среди которых был и купец-золотопромышленник Иван Асташев.

С начала 90-х годов ХХ века начался новый этап в жизни монастыря. В ближайшее время церковные власти хотят расшириться, и построить на территории комплекса новый «церковно-духовный центр».

Но по закону, прежде чем начинать строительство, необходимо выявить памятники историко-культурного значения, которые могут находиться на этом месте. Поэтому в 2012 году монастырь обратился в Центр по охране и использованию памятников истории и культуры с тем, чтобы провести исследовательские работы на территории будущего комплекса.

«Сибирское барокко» — Казанская церковь и часовня Фёдора Кузьмича.
Фото: Википедия

Раскопки

На месте, где проходили раскопки, монастырь располагается с середины XVII века. Каменный храм заложили в 1776 г., запланировав там необычное внутреннее устройство — круговые подземные галереи, в которых находились погребальные склепы. Еще под храмом располагались большие подвальные помещения и подземные ходы, ведущие к монастырскому кладбищу.

В начале ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В.Б. Орлова, жившего в конце улицы, тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке, производили хозяйственное строительство. На аршинной глубине рабочие наткнулись на кирпичный свод. Как установил археолог и библиотекарь Императорского Томского университета С.К. Кузнецов, кирпичный свод на этом месте был частью потайного хода из мужского монастыря на случай крайней опасности. Выйдя на берег Ушайки можно было спастись от врагов на лодках, кроме того, тут же можно было хранить в особом тайнике, ценное монастырское имущество.

Вокруг монастыря традиционно располагался погост. На этом месте как раз и проходили раскопки — весь XIX век там хоронили томичей, ученые предполагали, что, возможно, находятся там и более ранние захоронения, например XVII века. Правда, непосредственно в месте раскопок обнаружить их так и не удалось.

Фото: ОГАУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»

Первоначальные ямы, по словам Наталии Березовской, главного специалиста (археолога) Центра по охране и использованию памятников Томской области, на территории монастыря были вскрыты еще до их прихода в монастырь, ближе к осени 2011 г.:

— Мы включились в работу еще в конце мая, когда полностью оттаял грунт. Провели зачистки четырех котлованов, которые сделал экскаватор еще до нашего участия в проекте.

Фото: ОГАУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»

По результатам этих работ встала необходимость проводить полномасштабные раскопки. Однако это процесс отнюдь не быстрый, необходимо соблюсти большое количество бюрократических процедур. По регламенту мы обязаны запрашивать так называемый открытый лист — разрешение на проведение раскопок. В Москву отправляются документы с уже заключенным договором; запрос идет в отдел полевых исследований, потом в Министерство культуры, там, в течение месяца рассматривается, и только потом выдается открытый лист. Только после этого мы имеем право приступать к раскопкам, — рассказывает Наталия.

В результате, дальнейшие работы начались в конце августа и продолжались до начала ноября.

Фото: ОГАУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»

— Еще в мае, в котлованах мы сразу же обнаружили керамику XVII века. Естественно, человеческие останки тоже попадались — там лежало порядка 90 человек — эта территория, как выяснилось при дальнейших раскопках, практически вся была занята могилами, — отмечает специалист.

По ее словам, четкого понимания того, как формировалось это кладбище, нет до сих пор: ведь как обычно, вначале все распланировано, потом начинают подхоранивать, и в итоге даже кладбищенские дороги уже оказываются заполнены, как в ХХ веке это произошло с Бактином.

Специалистам было ясно, что найденные на территории монастыря погребения, скорее всего, православные, поскольку исторически на этом месте располагались именно православные кладбища. Так же были обнаружены фрагменты каменных изделий:

— Мы ожидали увидеть и находки периода неолита, но, в итоге было найдено всего лишь несколько кремниевых орудий, которые либо попали туда случайно, либо вообще никак не связаны с неолитом — возможно, это кремешки от кремниевых ружей, — рассказала археолог.

Фото: ОГАУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»

После наступления холодов на раскопках пришлось работать с тепловыми пушками, до тех пор, пока грунт еще рассыпался. Завершились работы 4 ноября, когда земля окончательно замерзла.

По словам Наталии Березовской, в ходе работ на территории монастыря применялась методика обыкновенных археологических раскопок, которая везде и всюду используется археологами: погоризонтная выборка земли, фиксации всего, обнаруженного в слое. В этом случае исследуется все, что было во вскрытых пластах земли.

Никаких исключений не делалось — вынимали не только непосредственно содержимое могил, но и все остальное. Все это регламентировано отделом полевых исследований институтом археологии Российской Академии Наук в Москве.

Фото: ОГАУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»

Когда специалисты центра начали заниматься поиском рабочих на раскопки, стало очевидно, что людей «с улицы» невозможно за один день научить работать качественно:

— Работать с обычными наемными рабочими, которых первоначально пригласил сам монастырь, было очень сложно. Поэтому мы обратились к студентам ТГУ и ТГПУ, которые специализируются на археологии. Они стали очень хорошим подспорьем, и, в принципе, спасли нас в какой-то степени, — отмечает Наталия.

Фото: ОГАУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»

Временами раскопкам мешали зеваки — хватало как тех, кто может просто упасть в раскоп, так и тех, кто стремился что-нибудь «наковырять» самостоятельно. Подходили с вопросами и прихожане — но времени ответить всем просто не было, археологи работали без выходных, в очень жестком режиме. Правда, если бы раскопки проводились на улицах города, назойливого внимания было бы гораздо больше.

Что нашли

Среди находок очень много предметов XVII века — в основном, это керамика, фрагменты слюды от окошек, предметы быта. Однако значительная их часть идет вперемешку с XVIII и XIX веком:

— Путаница там местами была страшная: когда копали могилы, нижние слои грунта подняли наверх, и получилось, что, например, захоронения XIX века «впущены» в сооружения XVII или начала XVIII века. Есть еще и верхний слой XX века: так, на месте раскопок стоял дом, и теперь от него осталось просто невыразимое количество мусора, битого кирпича, шлака.

В итоге, на самом дне была обнаружена деревянная четырехугольная постройка, которая датируется примерно XVII веком. Этот слой оказался интереснее всех остальных. Например, под последним венцом строения лежало прясло — сланцевый кружочек с дырочкой посередине, который употреблялся в ткачестве. Это действительно, находка XVII века.

Конечно, нашли и немало могил — более 60, особую ценность представляли вещи в могилах погребенных. Православный обряд не предполагает наличия широкого «инвентаря», поэтому с кем-то сохранились сережки, с кем-то кольца, но в-основном, кресты и одежда.

Кирпичный склеп и нательный образок
​Фото: ОГАУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»

Некоторые вещи, которые попадались в могилах, неожиданны сегодня, хотя само собой разумелись в прошлом. Например, у пятой части покойных в гробу, в различных положениях, была обнаружена стеклянная бутылка, иногда с остатками жидкости. Находки стеклянных бутылочек в православных захоронениях отмечены также в погребениях Ново-Тихвинского женского монастыря XVIII–XIX вв. в Екатеринбурге, Нагорного кладбища в Барнауле, Спасского некрополя в Иркутске и некрополя Моисеевского монастыря в Москве. Очевидно это сосуды, использовавшиеся в ритуале отпевания покойного в церкви, при котором тело обрызгивали елеем, а остатки жидкости в сосуде помещали в гроб.

По словам Наталии, теперь человеческие останки из монастырской земли антропологи определят на предмет пола, возраста, интересных генетических моментов, и возможно, заболеваний. После чего специалисты будут решать, насколько этот материал может пригодиться в их дальнейших исследованиях.

— Перспективы работать с этим материалом есть. Было бы кому — потому что научная деятельность в нашем учреждении не предусмотрена, у нас есть свои госзадания, свои направления, которые надо выполнять. А вот эта скрупулезная работа по восстановлению личностей в архиве — это очень долгая история. У нас есть опубликованные источники, в них поименно перечислены 166 человек — с 1859 по 1925 годы. Но для того, чтобы точно узнать, кто был здесь похоронен, нужна серьезная работа в архивах. Проблема состоит еще и в том, что у нас могилы идут не под фамилиями, а под номерами. Ни одного погребения не было найдено со своим камнем, на котором бы стояла фамилия. Естественно, в гробы никогда не клали ничего, на чем было бы написано — кто тут похоронен. Но для идентификации некоторые материалы есть. Имеются такие интересные погребения, в которых лежат знаки отличия, эполеты. Это дает какой-то шанс на установление личности по званию.

Погоны действительного статского советника
​Фото: ОГАУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»

Фрагменты одежды, которые были получены в большом количестве, отправили на определение в Сургут — там находится специалист по археологическим тканям. Дерево — в Красноярск на определение дендрохронологии объектов. В Томской области, к сожалению, специалистов такого профиля сейчас не найти. Остальные вещи и находки будут переданы на хранение в фонды Краеведческого музея, где сотрудники Центра будут работать с этими материалами в течение ближайших лет.

— Обычно даты и все данные объектов должны быть определены в «поле», после чего музей принимает коллекцию, мы сдаем отчеты о проведенном исследовании, сделанные чертежи, описания. Все это будет храниться в Краеведческом музее. А что будет с этой коллекцией дальше — неизвестно, но она и в дальнейшем должна «работать», а не лежать в фондах «мертвым грузом». Может быть, нам когда-нибудь удастся сделать экспозицию в монастыре об его истории и судьбах тех людей, которые там покоятся.

Название фото
Фото: ОГАУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры»

Похоронены у стен Богородице-Алексиевского монастыря были и губернаторы Томской губернии, и игумены, и епископы. Те человеческие останки, что извлекли в ходе раскопок, позднее будут захоронены — надеются в центре. Пока их хранят в часовне Алексиевского монастыря.

Со временем церковные власти планируют установить на территории монастыря памятный знак, и, возможно, перечислить на нем имена тех, кого удастся определить в ходе исследований.

История с продолжением

По методике археологических исследований, сейчас монастырский котлован надо рекультивировать, то есть засыпать и засеять травой. В случае, когда на месте исследований планируется застройка, засыпать раскоп землей резона нет.

Наталия Березовская, главный специалист (археолог) Центра по охране и использованию памятников Томской области
Фото: Мария Аникина

Будет ли продолжена работа по археологическому исследованию территории монастыря, в Центре по охране памятников пока сказать затрудняются. Вероятнее всего, если в планах монастыря не значится возведение новых зданий — уже после строительства церковно-духовного центра — то раскопок на этой территории больше не будет:

— Честно говоря, сейчас заниматься там раскопками тяжело даже в моральном плане — некоторые погребения довольно свежие. Никаких показаний раскапывать их сами по себе нет, и мы бы не взялись их копать, если бы не возникла такая ситуация со строительством. Конечно, нельзя было дать им погибнуть, и было жаль тот культурный слой, археологический, который предшествовал по времени захоронениям. По всем показаниям, это место — памятник археологии. Кроме того, там есть человеческие останки, которые не хочется просто экскаватором выгрести. Надеюсь, что мы сегодня живем в более цивилизованном обществе, в котором могилы предков так просто не выкидываются. Поэтому мы и взялись за эту работу.

МОНАСТЫРСКАЯ ИСТОРИЯ

По версии краеведа князя Н. Кострова, монастырь был основан в 1605 году, всего через год после основания Томска у устья реки Большой Киргизки, и был назван Усть-Киргизским. Но за пределами города обители грозили набеги сибирских народов, кочевых киргизов и татар. Так, в 1656 году предположительно «инородцами», была сожжена монастырская церковь Казанской иконы Богородицы. После этого было принято решение перенести монастырь в более безопасное место — на берег речки Ушайки. Строительство нового деревянного монастыря было завершено в 1663 году, и он расположился на Юрточной горе. Позднее площадку, занимаемую монастырем, стали именовать Монастырским местом.

После объединения обители с Алексеевской церковью, Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексиевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад «со стороны калмацкого прихода». Отсюда осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд.

Фрагмент карты Томска XVII века, выполненной С.У.Ремезовым

До 1764 года монастырь был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на Томи и Оби.

В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище. Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.

В 1776 году в монастыре впервые за всю его историю был заложен каменный храм.

В 1830-х годах Богородице-Алексиевский монастырь стал резиденцией томских архиереев, что значительно повысило его статус. На территории монастыря был построен архиерейский дом. В это же время вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с главными и экономическими воротами и угловыми башнями. В юго-восточной башне находилась часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище.

Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия в южной части обители. Вместо старых берез, им срубленных, он украсил сад кедрами, тополями, пихтами, черемухами, рябинами и акациями, выкопав небольшое озеро и насыпав «гору». Вместе с монашескими кельями и кладбищем сад представлял символический образ Святой Палестинской земли.

Колокольню каменного собора построили в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол, звуки которого были слышны далеко за пределами Юрточной горы.

Во втором ярусе колокольни были устроены архив и хранилище древностей монастыря. Главными святынями тогда был ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых, а также запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери.

Сегодня главная святыня обители — рака с мощами Феодора Томского, или старца Федора Кузьмича. Легенда о том, что якобы император Александр I и есть старец Федор, появилась через 10 лет после смерти государя, уже в 1830-х. Сегодня существуют как доказательства, так и опровержения того, что Александр I и есть тот самый старец. Поставить точку в давнем споре — он или не он, может только генетическая экспертиза останков старца. Мощи легендарного старца хранятся в Казанской церкви Богородице-Алексиевского монастыря.

В начале ХХ века томским архитектором Викентием Оржешко был создан проект часовни над могилой старца. В 1904 году часовню построили на деньги, пожертвованные многочисленными почитателями старца. При её строительстве были обнаружены останки Фёдора Кузьмича, которые объявили нетленными.

Альбом «Великий путь» Виды Сибири и ее железных дорог» в 1899 г. издал известный красноярский фотограф М.Б.Аксельрод. Напечатали книгу в Вене, в типографии «Штейрермьюль», где и по сей день существует бумажная фабрика и музей бумаги, а после переплели в венской паровой переплетной «Герман Шейбъ». Через год, в 1900 г. эта книга о Транссибе и его городах была отмечена на Всемирной выставке в Париже. Фото Томска для альбома сделал фотограф Иван Томашкевич, некоторое время живший в Томске и бывший членом местного фотографического общества. К его работам относят и серию из 36 открыток с видами Томска, изданных в 1904 году Петром Макушиным, а также несколько стереоскопических открыток. Для «транссибирского» альбома Томашкевич отснял и Богородице-Алексиевский монастырь:

После революции монастырь просуществовал несоклько лет, и летом 1923 года был закрыт. Со временем его территория была передана в ведение Педагогического училища №2 и застроена новыми домами. Колокольню монастырского храма и часовню над могилой старца Феодора разобрали на кирпичи для сооружения светских зданий.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов.

В начале 60-х годов монастырь лишился угловых башен и святых врат обители. В 80-х годах ХХ века монастырский комплекс пытались восстановить в качестве музея, но лишь частично отреставрировали храм обители.

В 1992 году Томский Богородице-Алексиевский монастырь снова заработал:

Визуализация храмового комплекса
Иллюстрация: сайт Богородице-Алексиевского монастыря

Сегодня на территории храмового комплекса расположены Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы (в центре), Старый корпус (справа), Северный Корпус (внизу), Храм при вратах (правый нижний угол), часовня святого Федора Томского (слева) и Трехсвятительский храм (слева вверху). С 1999 года при монастыре действуют общедоступная библиотека духовной литературы и воскресная школа.

Текст: Егор Хворенков, Анна Мацковская, Елена Фаткулина