18+
18+
Слова, Владимир Соколаев, фотогруппа «ТРИВА»: Сегодня молодые фотографы часто изобретают велосипед Владимир Соколаев, фотогруппа «ТРИВА»: Сегодня молодые фотографы часто изобретают велосипед

Владимир Соколаев, фотогруппа «ТРИВА»: Сегодня молодые фотографы часто изобретают велосипед

Новокузнецкая фотогруппа «ТРИВА» «прославилась» на весь СССР как первое творческое объединение страны, запрещенное органами госбезопасности и партийным руководством. Три кузбасских фотографа Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов просто снимали все, что их окружает, стараясь, чтобы каждая их фотография становилась «окном в событие». Это не нравилось советскому руководству и очень нравилось западному зрителю.

Всего за год своего существования «ТРИВА» завоевала с десяток наград на престижных зарубежных фотовыставках. Тридцать лет спустя возможность познакомиться с этими «скандальными» фотографиями появилась и у томичей - выставка «Манифест ТРИВА» открылась в областном художественном музее.

На открытии выставки один из организаторов и участников группы «ТРИВА» Владимир Соколаев поделился с Томским Обзором воспоминаниями о прошлой работе, отношением к цифровой фотографии и мнением о современных молодых фотографах.

 

Как бы вы охарактеризовали стиль фотографий, представленных на выставке?

- Мы занимались документированием событий. У этих работ есть три основных составляющих, которые сейчас делают наши снимки абсолютно уникальными. Во-первых, это художественная фотография. Во-вторых, это чистый документ, здесь ничего не принесено от автора. Такого в советской фотографии почти никогда не было. Среди снимков СССР 30-х, 40-х, 50-х годов вы нигде не найдете документальной фотографии «в чистом виде». Все эти фотографии были «построены», все они прошли цензуру и, условно говоря, все они были официально допущены к печати. Цензура осуществлялась уже во время съемки. Не могло такого быть, чтобы фотограф зашел, например, в заводской цех и начал снимать. Цех предварительно «причесывался», ставился свет, так что в итоге получался не документ, а обычная постановочная фотография.

И, наконец, в-третьих, по прошествии тридцати лет эти фотографии уже стали историческим документом.

Владимир Соколаев, фотоистория «Герои труда»

Вы работали в кино-фотолаборатории при Кузнецком металлургическом комбинате и поэтому до определенного времени могли снимать в цехах относительно свободно?

- Даже после того, как представители обкома признали наши фотографии идеологически вредными и рекомендовали закрыть наш отдел, нас целый год не могли уволить. Для этого не было формальных оснований. Весь этот год мы снимали. Приходили на работу вовремя, чтобы не появилось основание для увольнения, запирались у себя, пили чай и через черный ход уходили снимать.

Вас пытались закрыть, но при этом не запретили снимать в цехах?

- А у администрации не было для этого формальных оснований. Я – лауреат огромного количества премий, великолепно справлялся со своей работой, все задания, которые мне давали, я выполнял. Уволить меня на законных основаниях было нереально. Поэтому «в тишине» на заводе была создана структура, параллельная нашей, туда приняли людей, а нам объявили: все ваша структура закрывается, а в другом цехе такая структура открывается. Мы заявляем: «Тогда по КЗОТу вы должны туда автоматически перевести нас». Они подумали еще месяц, поставили туда начальника, формально предложили перейти нам туда, а начальник заявил, что он нас не берет.

Получился такой театр абсурда, что полгорода над этим хохотало. Одновременно свою тему «запустил» и горком. Во всех партийных организациях города состоялись партсобрания, где было объявлено: «В городе действует группа фотографов, которые снимают негативные ситуации из нашей жизни и отправляют фотографии за рубеж. Берегитесь их!».

У нас же был обычный творческий поиск. Мы хотели участвовать в зарубежных выставках, искали темы. Тогда в СССР в зарубежных выставках участвовали люди через «Советское фото», через Литовское общество фотоискусства и мы. Мы слишком часто участвовали в зарубежных выставках, поэтому нас и закрыли.

Владимир Воробьев, фотоистория «Герои труда»

Запад интересовала именно репортажная фотография?

- Да. Подобного рода фотографии из СССР повергали народ в шок, и у нас активно брали работы. Из тридцати выставок, в которых мы участвовали, на десяти мы получили премии. То есть получали награды на каждой третьей выставке.

Вы не делали ставку на неореализм, в свое время очень популярный на Западе?

- Нет. Дело в том, что живя в Сибири, мы были лишены информационных и культурных потоков и много не знали. Фактически мы все изобретали сами. И как оказалось впоследствии, такой же стиль фотографии, как и мы, исповедует агентство Magnum. Даже система архивации пленок, которую мы разработали, оказалась такой же, как у них. Одни и те же задачи рационально решаются в разных концах мира совершенно одинаково.

Владимир Воробьев, фотоистория «Герои труда»

По вашим личным ощущениям как фотографа, когда было больше запретов: сейчас или во времена СССР?

- Раньше запреты инициировались идеологическими отделами, а сейчас – людьми. Люди руководствуются своими «хочу-не хочу», иногда весьма странными. Начинаешь снимать человека на улице, а он протестует, и объяснять ему что-то зачастую не имеет смысла.

 

Какой жанр фотоискусства вам близок сейчас?

- Сейчас я занимаюсь «документальным ландшафтом».

И что вас в нем интересует?

- То же самое, что и в людях. Я прихожу к человеку, и человек начинает реагировать на меня. Когда я начинаю снимать портрет, я беседую с человеком, изучаю его движения, они во мне рождают некий ответ, и я получаю портрет.

А что такое «документальный ландшафт»? Это портрет местности. Я прихожу на ландшафт, ландшафт начинает реагировать на меня: дует ветер, встает и заходит солнце, что-то перемещается. И я снимаю эту реакцию ландшафта.

Когда вы перешли на работу с цифровым фотоаппаратом и разделяете ли вы мнение некоторых фотографов о том, что «цифра» не способна снимать лучше пленки?

- На цифру я перешел в 2008 году и вполне доволен. Можно, конечно, ходить на одной ноге, но это неудобно. Все дело в том, что фотография – технический вид искусства. И поскольку технологии меняются, вместе с ними должен меняться человек. Для меня нет никакой разницы, чем зафиксирована реальность: пленкой или цифрой.

А вам не кажется, что в связи с тем, что фототехнологии стали доступны любому, современный мир просто захлебнулся фотографией? Сейчас снимают все, и ежедневно появляется такое огромное количество новых снимков, что их даже не хочется смотреть.

- На самом деле сейчас хороших фотографий стало еще меньше. Ведь, например, от того, что огромное количество людей освоило грамоту, не увеличилось количество хороших стихов. Продолжая аналогию с литературой, можно представить, что вас напала группа графоманов, которые просто «мочат» вас своими стихами. Но если внутри вас есть ощущение поэзии, чувство гармонии и красоты, вы почувствуете хорошие стихи. Так и с фотографией.

Как бы вы охарактеризовали поколение современных молодых фотографов?

- Молодым фотографам очень непросто прорваться к сути фотографии. Им очень сильно мешает сама «цифра», отсутствие школы, огромный объем съемки и иногда пренебрежение опытом предыдущего поколения.

Последнее, вообще, свойственно молодым…

- Нет, это свойственно начинающим. Но, когда любой профессионал начинает совершенствоваться, он обязательно в какой-то момент обращается к опыту прошлого. Он берет этот опыт, творчески обрабатывает и «помещает» в себя. В этот и состоит школа. А если человек незнаком с предыдущим опытом, он будет до пятидесяти лет изобретать велосипед, а потом ему уже некогда будет работать. Вот молодежь сейчас, в основном, изобретает велосипед.

 

Владимир Соколаев - фотограф, видеооператор, член Союза фотохудожников России.

Родился в 1952 году в России, в городе Новокузнецке.Окончил Ленинградский институт киноинженеров в 1983 году.Профессию фотографа выбрал в 1974 году на металлургическом комбинате КМК в Новокузнецке.

Организатор и участник первой в СССР творческой группы фотографов «ТРИВА» с момента ее основания в 1978 году, до закрытия в 1982-м.Занимается только документальной фотографией – от социальной до ландшафтной.Участник 70-ти зарубежных, международных и всероссийских выставок и конкурсов. Был отмечен 12-ю дипломами, 15-ю премиями, 5-ю призами и  2-мя медалями.

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Томский областной художественный музей, Journal.liberty.su

Тэги/темы: