18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Как это работает. Книгохранилище Научной библиотеки ТГУ Как это работает. Книгохранилище Научной библиотеки ТГУ

Как это работает. Книгохранилище Научной библиотеки ТГУ

Общий фонд Научной библиотеки Томского госуниверситета сегодня насчитывает почти 4 миллиона экземпляров – книги, журналы, газеты, карты, личные дневники, письма и прочее, и прочее, и прочее... За всем этим нужен особый уход, а это отнюдь не легкая работа.

«Томский Обзор» пробрался в книгохранилище Научной библиотеки ТГУ и выяснил, сколько врагов у журналов, книг и газет, зачем нужны микроклиматические контейнеры и почему работникам библиотеки некогда читать.

Как все начиналось

Основной фонд Научной библиотеки ТГУ начал закладываться практически сразу же после того, как был подписан указ об открытии в Томске первого в Сибири университета. С активной помощью мгновенно откликнувшейся интеллигенции как местной, так и «всероссийской», первоначальную часть фонда удалось сформировать довольно быстро. В качестве дарителей выступали, в основном, профессора, притом разных специальностей, потому и литература, поступающая в библиотеку, была разной - по биологии, медицине, математике, философии, богословию и так далее.

В 1885 году библиотека обрела своего первого библиотекаря: Степан Кирович Кузнецов был приглашен из Казани по личной рекомендации Василия Марковича Флоринского, человека, которому Томск в первую очередь обязан появлением университета:

Ко времени торжественного открытия университета библиотечный фонд насчитывал уже 95 тысяч экземпляров — на тот момент ни одна другая вузовская библиотека в нашей стране не могла похвастаться таким большим фондом. В новосозданной библиотеке приступили к разбору книг и рукописей, полученных от щедрых дарителей, и в числе первых, пронумерованных и записанных, оказалась родовая библиотека графов Строгановых в количестве более 22 тысяч томов.

Первые несколько лет работы университета библиотека занимала часть помещений его главного корпуса. Однако по мере увеличения основного фонда, все острее становился вопрос о строительстве специального здания. И в 1912-1914 годах это случилось: на краю университетской рощи было выстроено здание библиотеки с пристроенным книгохранилищем. Первоначальный проект был составлен петербургским архитектором Львом Петровичем Шишко, но другой архитектор, более известный Томску, Андрей Дмитриевич Крячков, внес в него существенные изменения и довел проект до завершенного вида:

Первое здание библиотеки имело шесть этажей (один цокольный) и состояло из двух параллельно стоящих корпусов, в одном из которых и разместилось книгохранилище. В целом планировочная схема здания была проста и хорошо продумана, помещения книгохранилища были вместительными и удобными. Ко всему прочему, Крячков шел на определенный риск, применив при строительстве здания железобетонные перекрытия — в те времена это было очень сложной задачей, однако архитектору удалось с ней справиться.

А в 1978 год по проекту архитектора Элиазана Израилевича Дрейзена было построено новое здание библиотеки в 14 этажей. Со старым его соединили два перехода — по одному из них, украшенному витражами, ежедневно проходят сотни студентов и преподавателей, второй доступен только для работников книгохранилища.

Общая площадь библиотеки сегодня составляет более 16,5 тысяч квадратных метров, значительную часть которых занимают стеллажи с тысячами книг, журналов и газет.

Как же все это хранится?

Система хранения

В те времена, когда пост главного библиотекаря занимал Степан Кузнецов, библиотечный фонд был разделен на три отдела: русский, иностранный и медицинский. Однако в 1903 году, когда на место Кузнецова пришел Николай Васильевич Миницкий, система хранения претерпела существенные изменения. "Организация фонда не соответствует требованиям времени и неудобна в использовании", - указал в своей записке, поданной на имя правления университета, Миницкий и предложил свою систему организации фондов — по расстановочным номерам. Эта система применяется в библиотеке и по сей день.

Каждая книга, попадая в библиотеку, получает свой расстановочный номер, который записывают в регистрационной (инвентарной) книге. Этот номер одновременно выполняет учетную (по нему книгу можно легко «обнаружить») и расстановочную функции.

Книги, журналы и газеты хранятся отдельно при определенных условиях. В частности, для расстановки книг применяется инвентарно-форматная расстановка (самая удобная): книги расставляются по полкам в соответствии с присвоенным им инвентарным номером и форматом (или размером — маленьким, средним и большим).

Собственно, именно книги и занимают практически все этажи книгохранилища, с 1-го по 14-й. Чем выше, тем старше экземпляры можно встретить - на 14-м этаже хранятся совсем древние обитатели библиотеки, многие из которых - в роскошном кожаном переплете

Для хранения журналов используется алфавитно-хронологическая расстановка: экземпляры расставляются по полкам в соответствии с названием и годом издания. Стеллажи с журналами занимают целых три этажа — с 9 по 12. Газеты также хранятся отдельно, на нижних этажах книгохранилища. При их хранении также учитывается формат, название и год издания. Расстановка – крепостная. За каждым названием газеты закрепляется определенный стеллаж, секция и полка.

При размещении единиц фонда обязательно учитывается месторасположение читальных залов и абонемента, где книги попадают в руки читателей. Активно используемые документы должны храниться как можно ближе к месту их выдачи. Это позволяет экономить время как библиотекаря, так и читателя.

Кое-что из фонда со временем, конечно, исключается. Хотя есть документы, которые не подлежат исключению ни при каких условиях. Это, к примеру, личные коллекции, отданные библиотеке в дар. А вот малоиспользумые экземпляры, многочисленные дублеты или утратившая актуальность общественно-политическая литература время от времени изымаются.

Но прежде чем исключить тот или иной экземпляр, работники библиотеки обязательно консультируются с преподавателями. Те, в свою очередь, составляют специальные рекомендации, где указано какие и сколько экземпляров стоит оставить, а какие исключить. Все, что покидает библиотеку сдают в макулатуру, передают, в другие библиотеки, нуждающиеся в пополнении.

Место для хранения с каждым годом все больше убывает: за год в библиотеку поступает примерно 35-40 тысяч новых книг и журналов, а «уходит», конечно, гораздо меньше. Лет 5-10 книгохранилище точно продержится, говорят работники, но потом вопрос о расширении площадей придется «ставить ребром».

Условия хранения

Работают в книгохранилище всего 30 человек. Именно «всего» - на каждого из них приходится до 200 тысяч единиц хранения, и за всеми нужен особый уход. Так что скучать и читать некогда.

Книгохранилище «научки» - магазинного типа. Помещения на всех этажах, где стоят книги, похожи один на другой, и везде действуют одни и те же правила.

Одно из первейших требований при хранении любых документов — температурно-влажностностный режим. Температура в помещениях, где стоят книги, должна быть не ниже 17 градусов: бумага не выносит ни слишком влажного, ни слишком сухого воздуха. От повышенной влажности книги легко «заболевают»: страницы отсыревают, начинает размножаться грибок. Но и излишняя сухость в помещении может привести к негативным последствиям - книга начинает просто «рассыпаться». Поэтому на каждом этаже книгохранилища установлены термометры и датчики влажности, за показаниями которых тщательно следят работники.

Книги хранятся на стеллажах в вертикальном положении с обязательным соблюдением формата: большие книги стоят рядом с большими, маленькие — с маленькими. Стеллажи в книгохранилище типовые, металлические с длинными полками в несколько рядов.

Впрочем, на некоторых этажах до сих пор сохранились старые стеллажи, приобретенные библиотекой еще в 1914 году. Они имеют металлический каркас, а вот полки - из дерева. По словам, работников библиотеки, такие стеллажи гораздо удобнее — они легко собираются и разбираются, достаточно вместительны, ну а, кроме того, деревянные полки более экологичны и способны впитывать влагу (если вдруг случится потоп).

Все стеллажи установлены на расстоянии не менее метра друг от друга: во-первых, это обеспечивает непрерывный поток воздуха, а, во-вторых, это удобно для библиотекарей, постоянно перемещающихся между стеллажами. Еще один важный нюанс — расстояние между стеллажом и стеной должно быть не менее 45 сантиметров, во избежание все той же сырости.

Журналы также расставляются на стеллажах, условия их хранения мало чем отличаются от книжных. А вот газеты хранятся обязательно в горизонтальном положении. А так как часть газет («Красное знамя», «Утро Сибири», «Восточная Сибирь») уже переведены в электронный вид, оригиналы хранятся в специальных микроклиматических контейнерах, сделанных из картона - газетная бумага гораздо недолговечнее книжной, особенно старая. Все газеты в виде разворотов подшиваются в большие «книги» с прочной «корочкой», на которой указываются ее название и хронологические рамки.

Ноты (и они тоже числятся в фондах «научки») хранятся в «лежачем» положении и микроклиматических контейнерах, карты - в свернутом виде и обязательно заворачиваются в бумагу во избежание повреждений. Весь иллюстративный материал хранится в альбомах на стеллажах или в том же свернутом виде в специальных стойках.

Огонь — враг номер один для любого документа. Малейшее возгорание может привести к катастрофическим последствиям, а потому на всех этажах книгохранилища установлены огнетушители, в старом здании книгохранилища имеется автоматическая система пожаротушения, разбрызгивающая воду на расстоянии 2,5 метров.

Впрочем, вода тоже один из злейших врагов книги. Потопы в книгохранилище случались (последний, правда, еще в 1991 году), и книги после них приходилось долго просушивать. Но даже после хорошей просушки на листах остаются «мокрые» следы. Реставраторы, конечно, могут их убрать, но работа эта очень трудоемкая.

Пыль — еще один враг, не признающий никаких преград. В обязанности работников книгохранилища входит обязательное обеспыливание всех экземпляров фонда. Простые тряпка и вода здесь не подходят — во-первых, велика опасность намочить книгу, а, во-вторых, такая уборка будет отнимать все рабочее время. Поэтому работники активно используют пылесосы. В старом здании это обычные пылесосы, которые есть в каждом доме, а на верхних пяти этажах нового здания установлен специальный пылесос.

Шланг с насадкой-щеткой длиной почти в 11 метров подключается к специальной системе. Все «грубые отходы» собираются в пылесос, мелкие — отправляются на улицу.

Всю работу по сохранению книг в надлежащем виде выполняют, конечно, библиотекари. Несмотря на кажущуюся простоту, работы тут непочатый край. Помимо всего вышеперечисленного, библиотекари занимаются изготовлением специальных микроклиматических контейнеров для особо «нежных» экземпляров. В большинстве случаев такие контейнеры представляют собой прямоугольные или квадратные коробки из картона.

Кроме того, с 2007 года постоянно ведется исследование физического состояния фонда. Библиотекари проверяют каждую 20-ю книгу, описывают в паспорте ее состояние и если есть надобность, записывают в очередь на реставрацию. Но всех «нуждающихся», конечно, вычислить невозможно.

Бумажные носители не вечны, и в научной библиотеке в последнее время ведется активная работа по переводу документов в электронный вид. Ежегодно в библиотеке составляют план с учетом рекомендаций преподавателей какие книги и документы используются чаще всего. В настоящее время в частности, особенно активно переводят газеты. В электронном виде уже удалось отразить «Сибирскую жизнь» (одну из самых больших по тиражу изданий), «Знамя революции», «Красное знамя», «Утро Сибири», «Восточная Сибирь» и так далее.

Постепенно наполняет электронную библиотеку и краеведческая литература по Сибири и Томску, труды университета. В этом году на перевод в электронный вид запланированы ученые записки, труды университета, научные книги и особенно активно спрашиваемые учебники.

Сейчас в книгохранилище уже задумываются над тем как учитывать то, как используются эти электронные ресурсы – ведь это тоже работа библиотеки, тоже хранение, пусть и в другом виде. И то, как они используются, также является показателем работы библиотеки.

Помещения книгохранилища, особенно те, где хранятся самые старые экземпляры, очень уж напоминает музей: огромное число документов,которым впору выставляться под стеклом, картины в роскошных рамах и без. Есть и совсем музейный экспонат - роскошный стол, обитающий возле диспетчерского пункта

Заказ и выдача читателю

Чтобы получить на руки желаемую книгу, журнал или газету из книгохранилища, читатель обязан сделать запрос - рукописный или электронный. Заказать книгу, журнал или газету можно через электронный каталог, что гораздо проще и удобнее. Однако пока далеко не все экземпляры библиотечного фонда отражены в электронном каталоге (хотя эта работа активно ведется).

Если необходимый документ не отражен еще в электронном каталоге, читатель должен проверить его наличие в карточном каталоге библиотеки и оформить рукописный запрос. На бланке рукописного заказа обязательно указывается фамилия и имя читателя, название документа, год издания и, что самое главное — ее инвентарный номер.

Бумажные бланки заказов принимает сотрудник в зале каталогов, закладывает их в специальную капсулу и по пневмопочте доставляются прямо в диспетчерский пункт книгохранилища. От диспетчера, точно знающего на каком этаже хранится запрашиваемый документ с тем или иным инвентарным номером, запрос попадает уже непосредственно на нужный этаж книгохранилища.

Пневмопочта

Получив запрос, библиотекарь отправляется «на прогулку» между стеллажами — на каждом из них обязательно висят таблички с указанием инвентарных номеров стоящих на нем книг. На место запрошенного документа ставится специальный кармашек-заместитель (обязательно яркого цвета — зеленого, желтого, красного, чтобы его было хорошо видно), в которой вкладывается вторая часть запроса (первая вместе с книгой спускается к месту выдачи).

Запрос хранится в кармашке все время, пока книга отсутствует на месте.

Самое интересное это то, как книга попадает к читателю с верхних или нижних этажей. Очень просто — оба здания книгохранилища оборудованы специальными многокабинчатыми подъемниками. Постоянно опускаясь и поднимаясь, они привозят и увозят книги. Подъемная система в новом здании была предусмотрена изначально, за ее техническим состоянием следят инженеры.

Каждая кнопка соответствует указанному этажу. Подъемник работает постоянно и выключается лишь на ночь

Еще один важный момент — каждая книга, журнал или газета обязательно просматриваются работником до и после выдачи читателю. Так что если после использования в книге найдутся какие-то дефекты, найти того, кто это сделал, не составит труда.

Все запросы, подаваемые читателями, выполняются в тот же день. Найти нужную книгу и отправить ее читателю не займет у библиотекаря много времени, его отнимает – доставка. Поэтому в книгохранилище и берут запас примерно в час на выполнение заказа.

Читатель имеет право запросить любой документ, хранящийся в библиотеке. Однако чтобы получить право пользоваться редкими документами, необходимо получить рекомендацию от своего научного руководителя или кафедры.

Людмила Берцун
заведующая основным фондом Научной библиотеки ТГУ«Перед любой библиотекой стоят две довольно острые задачи. Первая — удовлетворить информационные потребности пользователя, дать ему все, к чему у него есть интерес. Вторая — сохранить все накопленные и вновь поступающие единицы фонда. По сути, это две взаимоисключающие задачи. Но мы с этим справляемся, и справляемся довольно успешно. Работа библиотеки — это хорошо продуманная система, и если даст сбой хотя бы одна деталь, собьется и вся система. Конечно, случаются и технологические неполадки, но мы стараемся все уладить в кратчайшие сроки, чтобы читатели всегда имели возможность получать книги. Жаль, что не все читатели это понимают и не всегда довольны обслуживанием. Но требования есть требования, они очень четко прописаны и обязательны для всех. И если мы в библиотеке ответственно относимся к тому, что делаем, то и читатель должен стараться ответственней относиться к книгам, которыми он пользуется».

Текст: Анна Мацковская

Фото: Мария Аникина, Анна Мацковская