18+
18+
РЕКЛАМА
Люди, Старые мастера. Фотографы дореволюционного Томска Старые мастера. Фотографы дореволюционного Томска

Старые мастера. Фотографы дореволюционного Томска

О первых фотографах, работавших в Томске, сегодня известно немногое, но значимость их работы для города и горожан неоспорима. Ведь снимали они не только обывателей «на память», но и сам Томск. Его дома и улицы, парки и скверы, важные события и повседневную жизнь города, тщательно фиксируя и сохраняя для нас картины прошлого.

Первые фотоателье появились в Томске во второй половине XIX века. Весной 1867 года в доме советника Томского губернского управления Ефимова открылось первое фотографическое заведение. К 1880 году в городе работало всего две фотографии, в 1881–1882 годах — уже три. А к началу XX века их число перевалило за десяток.

Мастерские

Одна из самых популярных в городе фотомастерских находилась на улице Магистратской (ныне — ул. Р. Люксембург), другая — в переулке Подгорном (ул. Беленца), еще одно фотоателье располагалось на перекрестке улиц Солдатской и Александровской (ул. Красноармейской и Герцена).

Фотографические заведения работали на улице Почтамтской (пр. Ленина), в переулках Протопоповском и Ямском (Пионерский и Нахановича), на Монастырской улице (ул. Крылова) и других местах города.

Нередко свои мастерские фотографы оборудовали в собственном доме или где-то неподалеку от него:

Кабинет томского фотографа

Точное местонахождение всех фотоателье и имена фотографов установить сложно: заведения то открывались, то закрывались, и часто меняли владельцев. Так было с «Варшавской фотографией», созданной в Томске переселенными поляками — это фотоателье то и дело меняло своих хозяев. Хотя бывали и исключения. Например, фотография Юнышевых, которая находилась на улице Магистратской в доме № 6, просуществовала более 30 лет.

Фотография долгое время была достаточно дорогим удовольствием и, тем не менее, пользовалась в Томске большой популярностью. Свои снимки мастер-фотографы обязательно наклеивали на паспарту, которые заранее специально заказывались в центральной части России или даже за рубежом. Свое паспарту каждый стремился украсить как только мог, нередко помещая на него не только адрес и собственное имя, но и данные о своих наградах.

Благодаря этому до сих пор можно установить авторство той или иной фотографии. Под большинством дореволюционных фотографий, сделанных в Томске, значится подпись «С. Юнышев» или «А. Хаймович».

Фотографии часто работали без выходных и даже в праздники, и только летом давали себе небольшую передышку, о чем заранее предупреждали горожан через объявления в газете.

В конце 1902 года появилось на свет Томское фотографическое общество, куда вошли не только профессионалы своего дела, но и любители, например, ректор Томского технологического института Николай Карташов или публицист и путешественник Александр Адрианов.

Мастера

Среди томских фотографов были разные люди. Может, и не все из них были фотографами «от бога», но все же, таланта большинству было не занимать.

Юнышев

Подтверждение этому — Николай Юнышев. Так случилось, что в семье Юнышева было сразу три фотографа — он сам, его жена и сын Сергей. Родился Николай в семье почтового чиновника, рано потерял родителей. Он с детства любил рисовать и начинал свою профессиональную карьеру как художник-самоучка. Из Омска в Томск с целью продолжить образование Николай переехал в 1888 году, а с фотографией познакомился в Томском университете: при медицинском факультете работали минералогический кабинет и фотолаборатория. Юнышев моментально «заболел» фотографией и уже в 1891 году открыл собственную фотомастерскую.

Располагалась она, как было сказано выше, в доме № 6 по улице Магистратской. Здесь Николай Юнышев жил со своей семьей. Кирпичный фотопавильон находился во дворе, все клиенты проходили через квартиру с улицы. Справа и слева от входа в дом располагались фотовитрины, а над входом — вывеска.

На фото — семья Николая Юнышева и дом, где была его фотомастерская

Из всех дореволюционных городских фотографий фотография Юнышева проработала дольше всех и пользовалась большим успехом у горожан. Впрочем, снимал он не только томичей-представителей всех слоев общества, но и городские улицы. По воспоминаниям сына Сергея, в семье хранились томские фотографии, сделанные отцом.

Одна из видовых фотографий Юнышева. Вид на Воскресенскую гору

После скоропостижной смерти Николая Юнышева (хотя он был физически очень крепким человеком), его жена Анастасия Павловна сдала павильон в аренду фотографу-портретисту Ивану Хромову, семья переехала из дома на Магистратской. Сама Анастасия Павловна, долгие годы помогавшая мужу в работе, хорошо владела фотографическими навыками и позднее сама работала фотографом. А сын Юнышевых, Сергей, впоследствии стал корреспондентом военных газет.

Пеньков

Талантливым фотографом был и Петр Пеньков. Фотографическое образование он получил у истинного мастера своего дела — фотографа Владимира Коркина, имевшего фотоателье в Омске и в Томске — в переулке Подгорном (ныне это улица Беленца), в доме № 4. Дела у Коркина шли неплохо, и сам он вскоре перебрался в столицу, а фотоателье досталось ученику.

Пеньков постоянно занимался самообразованием — заказывал журналы по фотографии и изобразительному искусству, брал уроки живописи у известных художников (в частности, у Вадима Мизерова). В своей работе он стремился как можно дальше уйти от «стандарта», и как можно лучше передать эмоциональное состояние героев фотографии.

За стремление быть «не как все», Пенькова осуждали коллеги и даже его жена, которая считала, что муж занимается глупостями.

Петр Пеньков с женой Любовью

Но признание все-таки к нему пришло, пусть и за пределами Томска: золотая медаль на выставке в Нижнем Новгороде, золотая медаль на выставке в городе Вольмаре Лифляндской губернии и самая крупная награда — «Гран-при» и золотая медаль, присужденные Пенькову на международной выставке современного искусства и промышленности в Лондоне в 1914 году:

Петр Пеньков не был богатым человеком, и тем не менее, после революции фотоателье у него конфисковали. Но дело своей жизни — фотографию — он не бросил. В 20-е годы в Томске полным ходом шла борьба с беспризорностью, массово создавались детские дома с производственными мастерскими. Пеньков предложил организовать такую мастерскую и обучать детей фотографии. Мастерскую разместили в маленьком фотоателье рядом с Дворцом бракосочетаний, которое до революции принадлежала фотографу Г. Козлову, быстро навели там порядок, и занятия начались.

Бывшие беспризорные изучали рисование, химию, историю искусств и, конечно, фотодело, которое вел сам Пеньков. Дисциплина в мастерской была строжайшая: кроме изучения фоторемесла, Пеньков требовал от своих учеников повышения и уровня общего образования, а право войти в съемочный павильон они получили лишь на третьем году обучения.

Умер Петр Пеньков в 1956 году, похоронили его на Южном кладбище.

Фотографии Петра Пенькова: «Скрипач», «Гармоника», «Молодежь», «Кружок» «Фотоателье»

Соловкин

В свое время в Томске была хорошо известна фамилия Соловкиных. Потомственный дворянин Иван Терентьевич Соловкин, художник по образованию и отец семерых детей, обосновался в Томске в последней четверти XIX века. У одного из его сыновей, Владимира, рано проявилось стремление к творчеству — он научился делать бумажные цветы. Его изделия пользовались большим успехом, Владимир даже имел свою мастерскую. Фотография была его второй страстью. Соловкин активно участвовал в издании открыток с видами Томска. Им, в частности, были сделаны снимки для двух больших серий: одна вышла в издании книжного матагазина «Экономия» (1909—1910 гг.), другая серия из 20 цветных открыток — в издании книжного магазина В. М. Посохина (приблизительно 1914 год).

Хаймович

Фотомастерская еще одного знатока своего дела, Артемия Арановича Хаймовича, открылась в Томске самом начале XX века в Протопоповском переулке и до начала Первой мировой войны имела большой успех. Сам Артемий за свои работы был удостоен жетона и диплома Ее Императорского высочества Великой княгини Марии Николаевны, и впоследствии открыл еще одно фотографическое заведение в Новониколаевске (Новосибирске).

Особенно Артемий Аронович отличился в освещении деятельности Томского добровольного пожарного общества — в 1914 году Хаймович издал роскошный альбом с портретами участников I Сибирского пожарного съезда. А через 10 лет, в 1924 году, выпустил целую серию портретов членов общества.

Фотографическое заведения Хаймовича просуществовало практически до конца его жизни (1926 — 1928 гг.). Сам же Артемий Аронович скончался у себя в доме по переулку Нахановича в 1930 году, оставив вдову и двух сыновей.

Томашкевич

Польский фотограф Иван Томашкевич, проживавший в Томске в начале XX века, был одним самых из активных членов городского фотографического общества и даже вел в нем платный начальный курс практической фотографии. Пожалуй, главной работой, надолго прославившей его имя, стал знаменитый фотоальбом «Великий путь: виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги», изданный в 1899 году издательством «Б. Аксельрод и Ко» в Красноярске и отпечатанный в типографии Штейнгемюля в Вене.

В альбом вошли 124 вида самых важных железнодорожных сооружений, городов, селений и просто живописных мест, прилегающих к линии Сибирской железной дороги. Все фотографии из альбома с подписями можно посмотреть здесь.

Томашкевич стал автором и серии стерео фотооткрыток «Виды Алтая». Все они были выполнены на глянцевой тонкой бумаге, наклеенной на паспарту из толстого картона разного цвета. Он же сделал более 30 фотографий для серии «Виды Томска» (в 1904 году в книжном магазине Макушина их можно было приобрести по 15 копеек за штуку), в 1903–1904 году выполнил серию фотографий томских музыкальных классов. Кроме того, именно Иван Томашкевич стал одним из первых фотографов, запечатлевших место падения Тунгусского метеорита в 1908 году.

Иван Томашкевич, стереофото «На столбах близ Красноярска» (Красноярский край, 1890-е годы)

Варшавская фотография

Томашкевич был далеко не единственным фотографом польского происхождения в Томске. Во второй половине XIX века в городе обосновалось немало выходцев из Польши, сосланных на поселение в Сибирь после Январского восстания 1863-го года. В городе открываются польские магазины и мастерские, в том числе и фотографические. Особенно хорошо известной была «Варшавская фотография», проработавшая около 25 лет и сменившая за это время множество хозяев. Располагалась она в доме № 11 по улице Магистратской.

Ориентировочной датой ее появления считается 1881 год. Изначально фотография принадлежала супружеской паре с фамилией Гилевич (или Гюлевич). В 1883 году, вследствие финансовых затруднений и семейных неурядиц (госпожа Гилевич покончила жизнь самоубийством), Иосиф Петрович Гилевич был вынужден передать право владения фотографией.

Следующие три года хозяином «Варшавской фотографии» был Юрий Мацевич, а с 1887 по 1889 год заведение на паях содержали П. Милевский и А. Дубровин. В «Сибирскую газету» незамедлительно было дано объявление:

«Покорнейше просим публику удостоить своими заказами нашу фотографию, в которой сделаны все необходимые усовершенствования как в самом способе съемки, так в особенности в отделке карточек. Съемка производится новым способом. Мгновенно при всякой погоде. Павильон и обстановка значительно улучшены».

Петр Милевский, кстати, был более известен в другом городе — его называют «фотолетописцем Иркутска» конца XIX века. Именно ему иркутская общественность поручила фотосъемку грандиозного для города события — приезда наследника престола Николая Александровича:

Около 7 лет «Варшавской фотографией» владел выходец из семьи дворян-католиков Юлиан Ержинский. При нем «Варшавская фотография» была особенно «опасна» для конкурентов: фотографии Ержинского были выполнены на высшем (на тот момент) техническом уровне. По некоторым данным, в 1889 году заведение Ержинского имело годовой доход в размере четырех тысяч рублей.

С 1897 года фотографией заведовал Станислав Петкевич, особо отличившийся в видовой фотографии: в 1897 году при его активном участии была издана папка-альбом, куда вошли 20 фотографий о Томске.

Петкевич стал последним владельцем «Варшавской фотографии». Точная дата ее закрытия, увы, неизвестно, но ориентировочно можно назвать 1905 год.

Среди других польских фотографов в Томске числится и Станислав Николяи, унаследовавший профессию фотографа от отца и открывший свою фотомастерскую неподалеку от Воскресенской горы. Или Владимир Якобия, происходивший из мариинских мещан, получивший в 1897 году право на открытие в Томске фотографического заведения. В 1902 году Якобия впервые в Томске издал крупную (свыше ста штук) серию стереоскопических видовых открыток «Томск и его окрестности».

Были и другие имена. Иванов, Кесслер, Козлов, Константинов, Пейсахов, Прокопьев, Селиванов, Шепелев… Все они числятся в списке томских фотографов дореволюционного периода, но, к сожалению, узнать о них больше сегодня практически невозможно.

Тем не менее, память о них жива — в виде старых фотографий, которые можно найти в госархивах, коллекциях музеях или семейных архивах.

Текст: Анна Мацковская

Фото: Елена Фаткулина, Томск: история города в иллюстрациях (2004 год), Pribaikal.ru, Slon.ru, Raruss.ru, Andsvet.narod.ru, Liveinternet, Antikvaromsk.ru, Rusalbom.ru, Ruscarts.ru

Литература, использованная при подготовке материала:

  1. Казачков А. Б. Три фотографа // Сибирская старина: краеведческий альманах. Томск, 1994 (№ 7).
  2. Казачков А. Б. Варшавская фотография в Томске // Сибирская старина: краеведческий альманах. Томск, 1996 (№ 11).
  3. Казачков А. Б. Соловкины // Сибирская старина: краеведческий альманах. Томск, 1993 (№ 2)
  4. Казачков А. Б. Томский фотомастер Хаймович // Сибирская старина: краеведческйи альманах. Томск, 2003 (№ 21)
  5. Майданюк Э. К. Гран-при Петра Пенькова // Тобольск и вся Сибирь: альманах. — Тобольск. — 2004. — Томск.
  6. Поляки в Томске (XIX — XX вв.): биографии / Автор-составитель В. А. Ханевич. — Томск: Изадтельство Томского государственного педагогического университета, 2012.