18+
18+
РЕКЛАМА
Люди, Люди Томска. Театральные звезды прошлых лет. Аркадий Аркин Люди Томска. Театральные звезды прошлых лет. Аркадий Аркин

Люди Томска. Театральные звезды прошлых лет. Аркадий Аркин

Томск, 1956 год. В бывшем торговом доме купца Голованова, что возле кинотеатра имени Максима Горького, открывается советский «Нижний гастроном». У Горного корпуса Томского политехнического университета устанавливают памятник академику Михаилу Усову. Из томского аэропорта отправляются первые рейсы Як-12 и Ил-14, а вся страна узнает про томскую нефть. 

В этом же году актер с уже немалым стажем Аркадий Аркин и его жена Евгения приезжают в Томск.

Аркин более 40 лет выходил на сцену Томского драматического театра. Бывал злодеем, комиком, трагиком, героем-интеллектуалом и героем-любовником. За эти четыре десятилетия он дважды покидал томский театр, но более одного сезона вдали от родного коллектива и любящих его зрителей не выдерживал.

 

Работа, жизнь, учеба и любовь

 

Родился Аркадий Аркин в 1915 году в украинском городе Кременчуге Полтавской области, в семье был младшим из трех сыновей. Когда ему было четыре года, вся семья переехала в Харьков. Отец работал на фабрике, мать была домохозяйкой. Сам Аркин рано начал работать — в 15 лет он поступил учеником слесаря на Харьковский электромеханический завод.

Молодежь тех лет отчаянно увлекалась спортом, авиацией, театром. На последнем и остановил свой выбор Аркин. Он стал постоянным участником всех постановок заводского театра рабочей молодежи, а чуть позже поступил в Киевский театральный институт, куда его направил завком завода.

В 1938 году Аркина призвали в армию и направили в Уссурийск, где он стал работать в красноармейском театре. Но через два года он вернулся в Киев и поступил в Киевский театр Красной армии. Его первой ролью в первом для него профессиональном театре стал Федор Таланов в спектакле по пьесе Леонида Леонова «Нашествие».

Во время Великой Отечественной войны этот коллектив был преобразован в театр Юго-Западного, а затем Сталинградского фронта. Спектакли часто играли в совершенно «невозможных» условиях: в открытых кузовах грузовиков и даже во время бомбежек прямо в чистом поле.

Такие «военные» концерты для того времени были "в порядке вещей". На фото — выступление певицы Лидии Руслановой на Южном фронте: (Фото из Российского государственного архива кинофотодокументов)

Во время войны Аркин встретил свою любовь. Фронтовой театр как раз выпустил спектакль «Партизаны в степях Украины». Аркадий, сыгравший в спектакле партизана, моментально влюбился в коллегу, актрису Женечку Сердюкову — невысокую, худенькую, по воспоминаниям актера «совершенно удивительную», сыгравшую в той постановке… пацана. Начался роман, молодые люди стали жить вместе. И в дальнейшем почти никогда не расставались.

После войны Аркины работали в Днепропетровске, Харькове, Севастополе. С последним городом была связана самая яркая роль Аркина, запомнившаяся зрителям надолго. Он сыграл пламенного революционера лейтенанта Шмидта. О той работе написали много хвалебных рецензий.

А в 1956 году Аркадий и его жена Евгения получили приглашение от томского театра Драмы. Подумали, подумали — и перебрались из теплых краев в Сибирь.

Проспект Кирова в Томске, 1956 год

 

Любимец зрителей и критиков

 

Первой сибирской ролью Аркина стал дед Щукарь из «Поднятой целины». Затем было множество других ярких героев — Аким во «Власти тьмы», Актер в «На дне», Князь К. в «Дядюшкином сне», Агабо в «Пока арба не перевернулась», Чмутин в «Ретро», Бернард Шоу в «Милом лжеце»…

Критики поражались по-мальчишески озорным и при этом мудрым грузином Агабо, ироничным, тонким, человечным Бернардом Шоу, преображающимся на глазах из раздраженного старика в смелого мастера Чмутиным.

Тамара Лебедева и Аркадий Аркин. Спектакль «Мисс Пайпер ведет следствие»

Аркин был хорош и в современных постановках, но все-таки лучше всего ему давалась классика. Особенно ему шли роли из пьес Островского, Горького, Чехова.

— Он был представителем русской классической театральной школы. Сегодня таких уже почти не встречается, — вспоминает Нина Маскина, заместитель главного редактора газеты «Красное знамя», театральный критик. — Аркадий Аркин действительно работал по Станиславскому, создавал полнокровные образы. Он всегда смог бы многое рассказать о своих героях, четко представлял себе, что это за люди, психологически выстраивал роль. У Аркина была великолепная сценическая речь, он прекрасно говорил. Без ощутимого усилия, но зал слышал все его слова. Даже плохая акустика не могла ему помешать.
 

И ум, и совесть, и талант

 

Между тем, в Томске Аркадий Аркин стал не только одним из ведущих актеров театра. Он также руководил студенческими коллективами, был известен как великолепный игрок в шахматы и преферанс. Долгие годы он был заместителем председателя правления Томского отделения Всероссийского театрального общества. В начале 70-х при томском Доме ученых существовал клуб творческой интеллигенции города — его председателем выбрали Аркина.

Коллеги Аркина отмечали его ироничность, целеустремленность и требовательность, его принципиальность и умение отстаивать свою точку зрения не только на сцене, но и в жизни. Он не вступал в партию и, возможно, поэтому очень поздно получил звание — стал заслуженным актером только в 1985, в год своего 70-летия.

На бенефисе, посвященном 80-летию актера поэт Александр Казанцев продекламирует со сцены:

Аркин - арка в мир искусств,
Редок, ценен, словно радий,
Очень много светлых чувств
Вызывает наш Аркадий.

Был он дедом Щукарем,
Был и графом благородным,
Но всегда он был при том
Лишь талантом самородным.

Он театра Ум и Честь,
Ну и, прямо скажем, Совесть.
Хорошо, что Аркин есть! -
Так закончим эту повесть.

В театре драмы Аркадий Аркин отметил свой 80-летний юбилей, 60 лет творческой деятельности и 40 лет работы в театре. А вскоре после этого ушел со сцены — надо было ухаживать за серьезно заболевшей женой.

В 2000 году Аркадия Аркина не стало.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Музей Томского драматического театра, Victory.rusarchives.ru

Отдельная благодарность за помощь в подготовке материала театральному музею Томского драматического театра имени народной артистки РСФСР Тамары Лебедевой и его заведующей Татьяне Линяевой.