18+
18+
РЕКЛАМА
10 ответов, Люди, 10 ответов. Дмитрий Пангаев, предприниматель 10 ответов. Дмитрий Пангаев, предприниматель

10 ответов. Дмитрий Пангаев, предприниматель

Сегодня у нас Дмитрий Пангаев, фаундер проекта «Бубука», взявшего первое место в номинации Startup на международном конкурсе WebReady-2013.

«Бубука» — это система, позволяющая легально обеспечивать фоновой музыкой торговые центры и заведения общепита — без отчислений в РАО и ВОИС. Тот факт, что именно Дмитрий оказался основателем такого стартапа не удивителен, ведь у него в активе опыт работы и с «надзирателями» в сфере авторского права, и в ресторанной сфере.

 

Дмитрий Пангаев, ресторатор, IТ-предприниматель — фаундер стартапа «Бубука»

 


Работа в IТ

Работа в IT — это крайне интересный опыт. Он очень сильно, на мой взгляд, отличается от оффлайнового бизнеса. Ритм работы совсем другой. Несколько человек, один из которых работает в Томске, другой в Москве, третий в Таиланде, а ты через Фейсбук пытаешься координировать процесс работы — я такого раньше никогда не делал. Представить, чтобы так работала какая-то строительная компания со своими вечными планерками и обсуждениями, невозможно. Тут все быстро: быстро обсудили и начали делать дальше. Это клево! Видя, что такое интернет-рынок, какой он масштабный, ты понимаешь, чего ты можешь добиться — и это вдохновляет!

 

Бизнес и люди

Я бизнесмен и многое делаю сам. Для того, что не могу или не хочу — приходится кого-то нанимать, и перекладывать на него эту нагрузку. Иногда привлекаю аутсорсеров. Но все равно, последнее слово всегда остается за мной, потому что я иногда просто чувствую, хорошо что-то или нет.

Я не могу объяснить, почему, но иногда я смотрю на дизайн, и говорю — мне не нравится. И если люди работают со мной давно, они нормально на это реагируют, они знают: ну, понятно, не нравится, значит надо что-то другое. То же самое касается не только дизайна, но и программирования и других вещей. Программист считает, что кнопку надо поставить здесь, а я — что в другом месте, потому что так удобнее. И мне не важно, что по правилам она должна быть здесь.

Но проблема для бизнеса не только в поиске грамотных специалистов, на которых можно переложить выполнение каких-то задач, главное — мало людей, кому можно доверять. Если взять весь мой бизнес, то их можно пересчитать по пальцам одной руки. Менее пяти человек.

Зато я всегда говорю своим сотрудникам: если я пойду выше, вы пойдете за мной. Если успеете, сможете подняться на эту вершину, такой шанс у вас будет. Это очень хорошо и правильно, мне кажется. Я считаю, что ничего нереального не существует, не боги горшки обжигают. Нельзя говорить, что жизнь дерьмо. Хочешь — иди и добивайся. Рано или поздно все равно сделаешь. Ничего сложного нет, надо просто идти вперед и все получится.

 

Контакты и связи

У нас есть контракты, которые мы заключали буквально на разных языках. Был такой случай: мы общались с одной люксембургской компанией, вели переговоры через интернет — по почте. Я писал текст на русском языке, переводил через Google на английский и отправлял. А мой собеседник, не зная английского, переводил через Google полученный текст на французский и вообще ничего не понимал. Тем не менее, в итоге мы договорились и подписали контракт.

Но когда есть личный контакт между людьми, он, безусловно, помогает. Особенно если проходит на более высоком уровне и тебе уже не надо проходить всю эту предварительную цепочку из людей, ты сразу попадаешь наверх. Столько времени будет сэкономлено, столько сил — это большое дело. В абсолютно любом бизнесе все становится быстрее, когда есть прямые контакты, это очень круто.

В свое время, давно-давно, по телефону я умудрился дойти до Тинькова. Я «доставал» весь его офис, меня футболили и футболили, но я настойчивый! Я говорил: у нас есть такая технология, связанная с пивом, про которую Тиньков должен узнать. В конечном счете, мне удалось достучаться — но времени и сил на это ушло много.

 

Авторы и лейблы

«Бубука» — отличный механизм, который удаляет из взаимоотношений автора и потребителя музыки посредника в лице, например, Российского авторского общества. Проект дает возможность автору видеть где, в каком объеме и в течение какого срока используется его контент, а потребителю — пользоваться им. Здесь есть и дополнительный регулирующий момент: автор видит, что его контент не востребован, и, если хочет зарабатывать на нем, возможно, должен писать другую музыку. Ту, которая будет пользоваться популярностью. Пока авторов у нас не так много, основной контент — это качественная музыка западных лейблов, которую мы у них приобретаем. Но мы очень хотели бы работать больше именно с авторами. Их много, и у них есть неплохая музыка, но у нас пока просто физически не хватает ни сил, ни времени, ни средств. Работать напрямую — огромный труд. Отбирать авторов, заключать со всеми договора, загружать… А они еще и капризные бывают: это им не нравится, это из договора уберите и так далее. Поэтому пока нам проще заключать контракты с лейблами и зарабатывать, но постепенно тему с авторами тоже будем развивать.

 

Контент

Тот, кто придумал контент, и должен решать, платно его распространять или бесплатно. Если человек сочинил музыку и хочет ее продавать — это его право, и для этого должны быть соответствующие механизмы. Если он говорит, что его творчество принадлежит народу и он хочет славы бесплатно, то у него должна быть и такая возможность. Он сам это решает, а не совершенно другие люди… Вот и все.

 

Инвестиции

Деньги инвесторов проекту нужны. Но мы их просим не себе в карман и не на «лексусы», а на продукт. Хотя с каждым днем те деньги, которые мы ищем, нам становятся все меньше нужны. Это не значит, что мы начинаем жадничать и требовать больше, мы просто начинаем сами зарабатывать и понимаем, что чужие средства могут не потребоваться, что мы развиваемся сами. Изменения тут мы чувствуем каждый день. И чем дальше тянут фонды… Через какое-то время мы скажем — пфф, нам просто это не надо.

С другой стороны, партнерство с некоторыми фондами — это большое дело. Всегда хорошо, если у инвесторов есть какие-то возможности и связи. В нашем случае, очень сложно налаживать связи с правообладателями, это небанальная задача: выйти на правильных людей, которые действительно принимают решения и объяснить им, что именно ты предлагаешь. Это то, чего нам не хватает. Очень сложно из Томска общаться даже с московскими представителями SONY Music. А когда тебя проводят и подведут за ручку — это большое дело. Поэтому я отношусь к возможному инвестированию так — суетиться раньше времени нет смысла. Будет предложение — будем думать.

 

Государство

За последние 2–3 года в России произошел безумнейший бум стартапов. Только ленивый сегодня не рассказывает о них. Смотришь, постоянно приходят какие-то приглашения, на этот форум, на тот, на пятый, десятый. И государство все это поддерживает.

У нас упрощают возможность работать, уменьшают налог для IT-компаний, предоставляют всякие бизнес-инкубаторы, офисы, выдают гранты. Я ощущаю это на себе — «Бубука» сегодня является томским инновационным брендом, и администрация региона поддерживает нас морально и финансово.

Может быть, на этапе, когда у тебя есть только идея и ничего больше, тебя никто не видит и не замечает. Но если проект действительно сделан, если разработчики потратили туда свои деньги, прошли серьезный путь, у них очень большие шансы получить гранты. Пускай небольшие, но с чего-то надо начинать. Как только ты засветился, ты становишься интересен и тебя начинают поддерживать. Главное, не превратить свою жизнь в получение грантов.

 

Венчурные фонды

Не стоит идти на кабальные условия венчурных фондов, потому что иногда они хотят и 50% от проекта. В то же время, реально активных венчурных фондов по России где-то всего 25–30. Они тусуются по многочисленным форумам и выставкам, ходят, смотрят, говорят: у нас не хватает стартапов, нам некуда вкладывать деньги. Но когда касается дела, ничего не вкладывают.

Из, наверное, 30 компаний, которым в свое время был разослан инвестиционный пакет «Бубуки», просто ответили где-то 5. Правда, до сих пор ответы еще идут, хотя прошло уже месяца два. Были ответы, из которых становилось понятно, что аналитик даже не читал о проекте, он задает те вопросы, ответы на которые есть в этом пакете. Сейчас, в конечном счете, осталось два фонда, с которым мы реально ведем какие-то серьезные переговоры.

 

Акселераторы и инкубаторы

Я очень часто сталкиваюсь с тем, что школы, акселераторы и бизнес-инкубаторы оказываются не настолько полезны, как хотелось бы. Приезжаешь на них, сидишь, слушаешь и думаешь: что за чушь вообще несут? Я не «зазвездившийся» сноб, просто у меня уже есть бизнес-опыт, и когда мероприятия оказываются очень слабыми, это разочаровывает.

Сейчас я отправляюсь в Санкт-Петербург, где будет проходить ABRT-Mangrove CEO Camp — это акселератор для руководителей IT-компаний. Фонды-организаторы (ABRT Venture Fund, Mangrove Capital Partners — прим.ред.) отобрали порядка 20 руководителей и готовы их обучать, сначала в Питере, потом в США. Посмотрим, что из этого получится…

 

Завоевать мир

С «Бубукой» мы уже в конце года планируем выйти на европейский рынок.

Летом едем на выставку в Париж: там надо осмотреться и найти партнеров. Мы уже подписали договор с одним из крупных правообладателей, нам выставлены цены по странам, мы знаем, в какой стране можем работать. Как только мы найдем первого партнера, скорее всего, в Германии, мы запустим европейский проект.

Партнер в данном случае — это компания, которая работает в сфере ритейла и будет хорошо продавать наш продукт. Разрабатывать его будем мы, и контракты подписывать тоже будем мы. Кроме Европы, скорее всего, будем выходить на азиатский рынок и в Турцию.

Это особенность интернета — он дает тебе возможность сделать проект на весь мир. И такой возможностью надо обязательно пользоваться.

 

Бонус-трек

Конечно же, поговорить только об IТ и совсем обойти тему путешествий и еды с человеком, который открыл в Томске лучший баварский пивной ресторан и ирландский паб, нам не удалось, поэтому бонусом — еще два ответа:
 

Путешествия

Я очень люблю путешествовать и при первой же возможности куда-нибудь «рву когти». Был в Южной Америке, причем хорошенько попутешествовал там по джунглям, и в Тибете, и в Непале, и Европу очень хорошо и много объездил, в Азии тоже был. Мне очень понравилось в Эквадоре — это обалденное место. Незатасканное с туристической точки зрения, очень недорогое и доступное. Правда, пожить в экстремальных местах я бы не хотел, а вот съездить туда интересно. А еще я люблю бывать в Германии: у меня там живет друг, и мы частенько с ним видимся. Когда я приезжаю туда, то постоянно ловлю себя на мысли — насколько в этой стране все сделано для людей. Моментами скучно бывает, но зато комфортно. Хотя… если постоянно передвигаться по Европе, то уже не скучно — это такие места, которые производят впечатление.

 

Еда

Я люблю пробовать экзотическую еду. Я такого уже напробовался! Особенно в джунглях. Чего там только не ели. Вот, например, чича. Напиток, который делается из корня юкки — его раздалбливают, заливают водой, добавляют что-то типа дрожжей. На вкус очень сильно напоминает кефир. И у местных принято — в хижину зашел, сразу чичу подают, отказываться не удобно. В результате, нас пичкали этой чичей постоянно. А условия, в которых они все это делают, а грязные руки! Проводник, который с нами шел, сказал: не обращай на это внимания, забудь, иначе с ума сойдешь.

Однажды в джунглях индейцы, которые нас вели по маршруту, поймали броненосца. Они его сразу убили, разделали, сварили бульон, овощи туда положили. Я подошел и какую-то маленькую помидоринку цап! Индейцы на меня смотрят — а я уже успел прокусить ее — и тут понимаю, что делать этого было не надо, выплевываю быстро. Но было поздно — во рту у меня начало жечь очень сильно. Индейцы хохочут, а я быстрее к ручью: пить воду и умываться. После этого у меня горело уже все лицо. Оказалось, это какой-то очень жгучий местный овощ.

Тем не менее, броненосца я все-таки попробовал: он оказался вкусный, мясо было похоже на говядину. Правда, мы тогда находились на жесткой диете, потому что шли проходить один обряд, и есть было нельзя, только пить специальный напиток — айяваску. А когда его пьешь, и в желудок что-то попадает, обязательно начинает тошнить. Поэтому есть было нельзя, но броненосца мы не могли пропустить, поэтому я решил — пусть меня будет тошнить, но я должен его обязательно попробовать.

Кстати, в нашем ресторане «Мюнхен» мы хотели запустить такую идею: чтобы наши гости предлагали какие-то блюда из тех мест, куда они ездили, а мы их готовили. А потом бы у нас в меню было — Василий Петрович побывал там-то и предлагает вам такое-то блюдо. И Василий Петрович с этим блюдом — на фото. У меня и за свои путешествия уже накопилось несколько рецептов, очень простых, но интересных. Классная идея, но все руки не доходят.

 

Фото: Сергей Степин

Текст: Елена Фаткулина

Арт-директор проекта: Тема Дорохов

Люди

«Торо́ва, Топӄ!»: как лингвист Григорий Коротких помогает томичам изучать селькупский язык

5 марта 2024
Как это работает

10 историй Михаила Фаустова о том, как книжные фестивали меняют города

7 марта 2024
Креативные индустрии

Локальные истории. Кинопродюсер Павел Сарычев о том, почему столичные производители фильмов и сериалов все чаще обращают внимание на регионы

20 марта 2024
Люди

В Томске презентовали сборник воспоминаний об известном томском ученом Вячеславе Новицком

25 марта 2024
Креативные индустрии

Как делают хорошее кино. Кинопродюсер Наталия Клибанова о создании «Мастера и Маргариты», региональных поисках киноиндустрии и впечатляющих томичах

21 марта 2024
Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024