18+
18+
РЕКЛАМА
Люди, Город и время. Как Юрий Ларионов новый старый Томск фотографирует Город и время. Как Юрий Ларионов новый старый Томск фотографирует

Город и время. Как Юрий Ларионов новый старый Томск фотографирует

В свободное от работы время томич Юрий Ларионов фотографирует родной город. Выбирает одну из немногочисленных открыток или фотографий дореволюционной эпохи и, вооружившись фотоаппаратом и простой линейкой, отправляется на место, чтобы попытаться точь-в-точь воспроизвести старое изображение в условиях современного города.

Его любительский фотопроект «Новый старый Томск» помогает увидеть как изменились (или же нет) за сотню с лишним лет дома, улицы и парки города.

О своем увлечении, работах и тонкостях съемочного процесса Юрий рассказал «Томскому Обзору».

От увлечения до проекта

Увлечение фотографией для Юрия Ларионова началось с первого класса, когда отец подарил ему фотоаппарат «Смена 8 М». Тогда любопытство вызывала в первую очередь техническая сторона процесса, нежели его художественная составляющая. В школе об увлечении Юрия знали и время от времени выдавали задание подготовить фоторепортаж с места событий.

— Отправили меня как-то для школьной стенгазеты поснимать космонавта Рукавишникова, он приезжал в Томск в 1987 году. Я по Дворцу пионеров за ним бегал, фотографировал, пытался где-то среди толпы протиснуться, чтобы поймать наиболее удачный кадр. Из тех времен — это самый запоминающийся фоторепортаж, — говорит Юрий.

С приходом 90-х в силу разных обстоятельств увлечение фотографией отошло на второй план. К тому же на рынке начали массово появляться дешевые «мыльницы», которых было вполне достаточно для того, чтобы время от времени пополнять домашние фотоальбомы. Вернуться к фотографии удалось только в 2000-х, когда желание создавать более качественные, по сравнению с тем, что могли предложить «мыльницы», фотографии стало особенно сильным.

Став обладателем заветной «зеркалки» (Sony A300, она по-прежнему вместе с фотографом), Юрий решил поискать единомышленников в интернете. Начал выкладывать работы на Tomskfoto.ru, общаться с более опытными фотографами. Тут как нельзя кстати пришлось и увлечение историей города, точнее, его внешним обликом в далеком и не очень прошлом.

На тот момент из видов старого Томска в интернете в основном были представлены отсканированные фотографии из книги «Прогулки по старому Томску», выпущенной еще в 90-е. На этой почве выросло новое увлечение — коллекционирование фотографий и открыток с видами Томска, по большей части в цифровом виде. Около двух лет назад Юрий попытался сделать первую фотографию с видом современного Томска, стилизованную под имеющуюся у него открытку. В качестве объекта съемки выбрал хорошо знакомый с детства Октябрьский взвоз.

Главным стимулом к появлению проекта «Новый старый Томск», признается Юрий, стали работы Бориса Ослина, выкладывающего на своем сайте фотографии современного города и снимки 60-70-х годов, сделанных примерно с одной и той же точки. Юрий же задался целью сделать фото «один в один». За основу решил взять виды дореволюционного Томска, прекрасно понимая, что город с тех пор сильно изменился, кое-где до неузнаваемости. Первая пробная фотография Кузнечного взвоза, увы, не получилась: сделать снимок, совпадающий с тем, что сделал далекий предшественник, фотографу не удалось и в результате наложение получилось неполным:

— Вообще понять «попал» ты или не «попал» в момент съемки невозможно, это выясняется только в процессе обработки. Один шаг влево/вправо — и ты уже получаешь совсем другую картинку. В случае с Кузнечным взвозом выяснилось, что «не попал» достаточно сильно. Но ничего, начал делать по новой, — рассказывает Юрий.

Съемка: процесс и нюансы

Подготовка к съемке начинается с того, что фотограф выбирает из своей коллекции несколько видов, которые хотелось бы воспроизвести. Так как фотографий старого Томска в большом разрешении не так много, приходится использовать те, что подойдут для веб-публикаций. Из подходящих исключаются те, которые точно не получится повторить по ряду объективных причин. После этого, когда выпадает свободное время, Юрий отправляется по выбранным местам.

Немаловажную роль в съемках играет погода: наиболее удачные, яркие снимки получаются в хороший солнечный день, снимать при пасмурной погоде или когда над городом стоит дымка от лесных пожаров — не лучший вариант. Также необходимо правильно выбрать время. Например, в полдень солнце стоит в высшей точке, тени получаются «короткими», а для качественного снимка необходим объем. Но здесь нередко приходится поступаться качеством — так как фотография лишь хобби, то съемки проходят тогда, когда появляются пара свободных часов, например, в обед или в выходные, пока машин на улице немного.

Автомобили вообще — серьезная проблема. Частенько бывает, что припаркованное авто просто-напросто не дает нормально «собрать» кадр, не вписываясь в композицию, которую Юрий стремится по возможности выстроить, включая в неё прохожих и транспорт. «Бывает, стоишь и ждешь, пока машины проедут или пока кто-нибудь в кадре не появится. Ту же набережную не будешь пустую снимать. Опять-таки, надо следить, чтобы кадр удачно сложился».

Чтобы сделать фотографию один в один, необходимо найти правильную точку для съемки. При этом нужно учитывать перспективу, так как она влияет на видимое соотношение размеров одних зданий, а также их частей относительно других и их взаимное расположение. Иногда это получается сделать на глаз, по внешним ориетирам, выстроив требуемую картину. Но часто для оценки соотношений размеров снимаемого объекта приходится пользоваться обыкновенной линейкой. Выехав на место, фотограф делает серию снимков, затем меняет позицию, делает снимки с других точек и потом переходит к другому виду. Но и это получается не всегда. Например, у Юрия есть точка, над которой он бьется уже давно — это здание на пересечении переулка 1905 года и улицы Карла Маркса, где до революции размещалась бесплатная библиотека Макушина, а в советское время — кинотеатр.

Есть еще один немаловажный нюанс, с которым пришлось столкнуться на пути достижения идеального совпадения видов — разная геометрия объективов у современных камер и аппаратов начала XX века. Так, используя объективы цифровых фотоаппаратов, Ларионову приходится бороться с дисторсией — тем самым геометрическим искажением, которое дает оптика.

— Чем более широкоугольный объектив, тем больше искажение, — отмечает Юрий. — Середина снимка может быть выпуклой, а часть по краям, наоборот, более сжатой. Даже в программах для обработки фотографии есть инструменты для коррекции этой дисторсии, но с этим приходиться долго возиться. Старая аппаратура от этих проблем была в значительной степени избавлена. За счет этого один и тот же объект, снятый с той же самой точки, может на снимке отличаться настолько, что полного совпадения при наложении снимков не получится.

Кроме того, порой приходится разбираться с перспективой: при обычной съемке здания можно заметить, что кверху вертикальные линии начинают сходиться, на старых же снимках этого практически никогда не наблюдается — там все строго вертикально. Подобный эффект, опять же, связан с геометрией оптики. В программах для обработки фотографии есть инструменты для коррекции дисторсии и перспективы, но на точную подгонку снимка требуется время. К тому же, программные средства — это не панацея от возможных ошибок, по заверению Ларионова, «если не попал точно в нужную точку, никакие программы не помогут». Подправить можно, исправить — нет.

Однозначно ответить на вопрос, сколько времени уходит на то, чтобы выбрать вид, сфотографировать его и обработать снимок Юрий затрудняется. Например, уже во время обработки в графическом редакторе может выясниться, что идеального наложения не получается. Больше всего сил и времени отнимает «доведение» снимка — нужно отрезать лишнее (фотография всегда делается с «запасом», так как изначально не понятно, где именно будут ее границы), скорректировать геометрию и привести пару к единым линейным размерам.

К тому же, нельзя первоначально оценить, какая степень коррекции перспективы и дисторсии требуется для снимка. Здесь приходится просто кропотливо работать со снимком и смотреть, совпало или не совпало, накладывая старый вид на новый, Подчас приходится перебирать несколько дублей. В результате, работа с одной парой снимков может растянуться на пару часов. При удачном стечении обстоятельств за день можно собрать не одну пару. А бывает, что в корзину приходится отправить почти весь отснятый материал.

— У меня сейчас годных фото около 40 пар, а отснятых видов раза в четыре больше. Причем на некоторые точки несколько раз выезжал, но пока не поддались. С одной стороны получается, что время как бы впустую уходит, но с другой — я знаю, куда двигаться дальше.

Отзывы и планы

Проект «Новый старый Томск» Юрий планирует продолжать и дальше, «просто потому что это интересно». Есть интерес и со стороны публики, свидетельство тому — положительные отзывы в соцсетях и на интернет-ресурсах, куда Юрий время от времени выкладывает свои работы. Но предложений поучаствовать в проекте пока не поступало.

— Из среды фотопрофессионалов поступали отзывы в плане того, что это интересный проект и сделан на достаточно высоком уровне, публика на интернет-ресурсах восторгалась, значит, стоит продолжать, — считает Юрий. — Я вообще за то, чтобы томичи могли прикоснуться к старине, увидеть то, каким город был раньше. Считаю, что старые фотографии не должны пылиться в архивах музеев или частных лиц, это должно стать достоянием всех, а иначе какой в этом смысл.

Увлечение фотографией для Юрия Ларионова не ограничивается только съемкой видов города. Он также собирает в интернете разные виды старого Томска, делает тематические подборки, занимается ретушью фотографий. В наличии имеется сканер, который позволяет сканировать и сразу корректировать изображение на пленках. Ретушировать учился сам. Информацию, конечно, пришлось поискать, но никаких специальных курсов не проходил.

Понемногу Юрий приводит в порядок семейный архив, оставшийся после деда и отца. А не так давно по просьбе девушки, обратившейся в соцсетях, ретушировал ее семейное фото. Фотография изрядно пострадала от времени, так что «пришлось повозиться».

Вид на проспект Ленина. Источник фото: 1604.ru Автор: Василий Черемин, Ретушь: Юрий Ларионов

Работы: «Новый старый Томск»

Пассаж Второва

Думский мост и каменный мост через Ушайку

Базарный мост и каменный мост через Ушайку

Улица Пушкина (бывшая Иркутская)

Приют братьев Королевых на проспекте Кирова

Вид на Томск с Воскресенской горы

Проспект Ленина

Остальные работы автора можно посмотреть здесь.

Текст: Егор Хворенков

Фото: Николай Солонцов