Город и время. Как Юрий Ларионов новый старый Томск фотографирует
В свободное от работы время томич Юрий Ларионов фотографирует родной город. Выбирает одну из немногочисленных открыток или фотографий дореволюционной эпохи и, вооружившись фотоаппаратом и простой линейкой, отправляется на место, чтобы попытаться
Его любительский фотопроект «Новый старый Томск» помогает увидеть как изменились (или же нет) за сотню с лишним лет дома, улицы и парки города.
О своем увлечении, работах и тонкостях съемочного процесса Юрий рассказал «Томскому Обзору».
От увлечения до проекта
Увлечение фотографией для Юрия Ларионова началось с первого класса, когда отец подарил ему фотоаппарат «Смена 8 М». Тогда любопытство вызывала в первую очередь техническая сторона процесса, нежели его художественная составляющая. В школе об увлечении Юрия знали и время от времени выдавали задание подготовить фоторепортаж с места событий.
— Отправили меня
С приходом
Став обладателем заветной «зеркалки» (Sony A300, она
Главным стимулом к появлению проекта «Новый старый Томск», признается Юрий, стали работы Бориса Ослина, выкладывающего на своем сайте фотографии современного города и снимки
— Вообще понять «попал» ты или не «попал» в момент съемки невозможно, это выясняется только в процессе обработки. Один шаг влево/вправо — и ты уже получаешь совсем другую картинку. В случае с Кузнечным взвозом выяснилось, что «не попал» достаточно сильно. Но ничего, начал делать по новой, — рассказывает Юрий.
Съемка: процесс и нюансы
Подготовка к съемке начинается с того, что фотограф выбирает из своей коллекции несколько видов, которые хотелось бы воспроизвести. Так как фотографий старого Томска в большом разрешении не так много, приходится использовать те, что подойдут для
Немаловажную роль в съемках играет погода: наиболее удачные, яркие снимки получаются в хороший солнечный день, снимать при пасмурной погоде или когда над городом стоит дымка от лесных пожаров — не лучший вариант. Также необходимо правильно выбрать время. Например, в полдень солнце стоит в высшей точке, тени получаются «короткими», а для качественного снимка необходим объем. Но здесь нередко приходится поступаться качеством — так как фотография лишь хобби, то съемки проходят тогда, когда появляются пара свободных часов, например, в обед или в выходные, пока машин на улице немного.
Чтобы сделать фотографию один в один, необходимо найти правильную точку для съемки. При этом нужно учитывать перспективу, так как она влияет на видимое соотношение размеров одних зданий, а также их частей относительно других и их взаимное расположение. Иногда это получается сделать на глаз, по внешним ориетирам, выстроив требуемую картину. Но часто для оценки соотношений размеров снимаемого объекта приходится пользоваться обыкновенной линейкой. Выехав на место, фотограф делает серию снимков, затем меняет позицию, делает снимки с других точек и потом переходит к другому виду. Но и это получается не всегда. Например, у Юрия есть точка, над которой он бьется уже давно — это здание на пересечении переулка 1905 года и улицы Карла Маркса, где до революции размещалась бесплатная библиотека Макушина, а в советское время — кинотеатр.
Есть еще один немаловажный нюанс, с которым пришлось столкнуться на пути достижения идеального совпадения видов — разная геометрия объективов у современных камер и аппаратов начала XX века. Так, используя объективы цифровых фотоаппаратов, Ларионову приходится бороться с дисторсией — тем самым геометрическим искажением, которое дает оптика.
— Чем более широкоугольный объектив, тем больше искажение, — отмечает Юрий. — Середина снимка может быть выпуклой, а часть по краям, наоборот, более сжатой. Даже в программах для обработки фотографии есть инструменты для коррекции этой дисторсии, но с этим приходиться долго возиться. Старая аппаратура от этих проблем была в значительной степени избавлена. За счет этого один и тот же объект, снятый с той же самой точки, может на снимке отличаться настолько, что полного совпадения при наложении снимков не получится.
Однозначно ответить на вопрос, сколько времени уходит на то, чтобы выбрать вид, сфотографировать его и обработать снимок Юрий затрудняется. Например, уже во время обработки в графическом редакторе может выясниться, что идеального наложения не получается. Больше всего сил и времени отнимает «доведение» снимка — нужно отрезать лишнее (фотография всегда делается с «запасом», так как изначально не понятно, где именно будут ее границы), скорректировать геометрию и привести пару к единым линейным размерам.
К тому же, нельзя первоначально оценить, какая степень коррекции перспективы и дисторсии требуется для снимка. Здесь приходится просто кропотливо работать со снимком и смотреть, совпало или не совпало, накладывая старый вид на новый, Подчас приходится перебирать несколько дублей. В результате, работа с одной парой снимков может растянуться на пару часов. При удачном стечении обстоятельств за день можно собрать не одну пару. А бывает, что в корзину приходится отправить почти весь отснятый материал.
— У меня сейчас годных фото около 40 пар, а отснятых видов раза в четыре больше. Причем на некоторые точки несколько раз выезжал, но пока не поддались. С одной стороны получается, что время как бы впустую уходит, но с другой — я знаю, куда двигаться дальше.
Отзывы и планы
Проект «Новый старый Томск» Юрий планирует продолжать и дальше, «просто потому что это интересно». Есть интерес и со стороны публики, свидетельство тому — положительные отзывы в соцсетях и на
— Из среды фотопрофессионалов поступали отзывы в плане того, что это интересный проект и сделан на достаточно высоком уровне, публика на
Увлечение фотографией для Юрия Ларионова не ограничивается только съемкой видов города. Он также собирает в интернете разные виды старого Томска, делает тематические подборки, занимается ретушью фотографий. В наличии имеется сканер, который позволяет сканировать и сразу корректировать изображение на пленках. Ретушировать учился сам. Информацию, конечно, пришлось поискать, но никаких специальных курсов не проходил.
Понемногу Юрий приводит в порядок семейный архив, оставшийся после деда и отца. А не так давно по просьбе девушки, обратившейся в соцсетях, ретушировал ее семейное фото. Фотография изрядно пострадала от времени, так что «пришлось повозиться».
Вид на проспект Ленина. Источник фото: 1604.ru Автор: Василий Черемин, Ретушь: Юрий Ларионов
Работы: «Новый старый Томск»
Пассаж Второва
Думский мост и каменный мост через Ушайку
Базарный мост и каменный мост через Ушайку
Улица Пушкина (бывшая Иркутская)
Приют братьев Королевых на проспекте Кирова
Вид на Томск с Воскресенской горы
Проспект Ленина
Остальные работы автора можно посмотреть здесь.
Текст: Егор Хворенков
Фото: Николай Солонцов