18+
18+
РЕКЛАМА
Дизайн, Лучшие томские дизайны, Лучшие томские дизайны. История третья: Промышленный дизайн и его будущее Лучшие томские дизайны. История третья: Промышленный дизайн и его будущее

Лучшие томские дизайны.
История третья: Промышленный дизайн и его будущее

Промышленный дизайн в Томске — тема не самая часто обсуждаемая. Тем не менее востребованность ее сегодня не вызывает сомнений — в условиях конкурентной борьбы за потребителей, дизайн играет одну из первых скрипок в промышленном оркестре.

 

Томску — 410 лет

Томск — город, основанный в 1604 году. Старейший в Сибири крупный образовательный, научный и инновационный центр. Здесь регулярно проходит смотр-конкурс инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках программы «У.М.Н.И.К." (Участник Молодежного Научно-Инновационного Конкурса). Программа способствует активному вовлечению молодежи в наукоемкой бизнес, а Томск является одной из успешно работающих площадок для программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Во многом это обусловлено активной позицией городской администрации, которая предоставляет возможность наиболее успешным проектам «У.М.Н.И.К." получить поддержку в рамках целевой инновационной программы.
 
 

Дизайн в «Дюнах» и У.М.Н.И.К.

 

В Томске есть предприятия, которые не чужды теме промдизайна и на практике знают, что это такое. Одно из таких предприятий — разработчики и производители медицинской техники «Медико-экологический центр «Дюны» (МЭкЦ «Дюны»).

Их продукция отправляется потребителям в США, Германию, Ирландию, Израиль.

 
Мнение эксперта
Владимир Дирин
генеральный директор МЭкЦ «Дюны»— У нас нет как таковой проблемы с промышленным дизайном — художники, которые могут его создавать, есть. Вопрос больше в умах тех, кто должен организовать процесс. Вся проблема здесь.
Как-то давно в Москве я попал на некий форум: большая аудитория, и все говорят о промышленном дизайне — как его создавать. Я тогда тоже полез на трибуну и сказал, что без дизайна ни одну железяку нельзя делать. Чтобы сделать форму, требуются гигантские затраты. И если мы немного ошиблись и она не радует глаз, или руки неудобно лежат, не технологично, не конструктивно — все, это пустая трата денег.
Нужно объединять усилия дизайнера, конструктора и технолога, чтобы они дополняли друг друга и решали вопрос: как лучше сделать. Когда 17 лет назад мы создавали фирму, я поставил коллегам главное условие: сказал, что дизайнер — самый главный человек. Он законодатель.
Если дизайнер скажет, что так нельзя, будете придумывать, как конструктивно сделать, будете придумывать технологию, оборудование, но дизайнера я поддержу на 100%. И я считаю, что одна из главных составляющих формул успеха нашей фирмы заключается именно в этом.
 

Главным дизайнером компании со дня основания был Сергей Владимиров, которого Владимир Дирин забрал из НИИПП — инженер по профессии, по призванию Владимиров был дизайнером.

Благодаря успешному тандему понимающего управленца и дизайнера с навыками конструктора, продукции «Дюны» удалось обратить на себя внимание не только функциональностью, но и внешним видом. Многие гости, побывавшие на предприятии, удивлялись европейскому качеству и проработке визуальных и эргономических моментов:

— Раньше на наших заводах дизайну часто вообще не придавали значения: если есть группа дизайнеров, они сидят, рисуют плакаты где-нибудь. В Томске серьезный промышленный дизайн и неплохое дизайнерское бюро было на радиотехническом заводе. В НИИПП, где я когда-то работал, много что делалось: приборы, установки, но дизайну значение не придавалось. И это неправильно. Прибор должен быть красив, а не только функционален. Дизайн, в том числе, формирует спрос — я думаю, что не меньше 30–50% зависит от него. Конечно, потом может оказаться, что прибор не годится, он себя дискредитирует, но это будет уже после, а на первом этапе вхождения в рынок роль будет играть именно дизайн. Когда эксперты из-за рубежа определяли нашу конкурентоспособность и экспортную ориентацию — можем ли мы со своей продукцией выходить на внешний рынок — наш дизайн был признан и сказано: да, мы экспортно-ориентированное предприятие.

Производство начало строиться с нуля 17 лет назад. Сейчас оно расположено на своей земле в специально построенном здании. Здесь все компактно, аккуратно и нацелено на получение качественного результата. Часть специалистов привлекается со стороны — на отдельные виды работ, сборку осуществляют штатные сотрудники. Здесь же идет проверка качества продукции, упаковка и отгрузка товара. Коллектив — человек 30.

Дизайнер в «Дюнах», как и положено, работает не только над прибором, но и над его упаковкой, инструкциями, буклетами и прочей сопутствующей полиграфией. Все приборы упакованы не только в картонные коробки, но и в специальные брендированные чехлы из кожзаменителя.

Только одна пресс-форма для последующего изготовления корпуса прибора стоит 300 тысяч рублей. Пресс-форму заказывают у стороннего завода-партнера. Но добиться точности от реализаторов и получить с первого раза именно то, что нарисовал дизайнер, удается далеко не всегда. Повторная попытка — еще 300 тысяч. Расхождения, казалось бы, не велики — но если сравнивать два прибора рядом, отличия будут отчетливо видны. Владимир Дирин объясняет — душа не лежала к неудачному варианту, поэтому через некоторое время пошли на переделку, не взирая на дополнительные затраты. Зато новый вариант прибора сам лег в руку.

Вот так выглядит пресс-форма для «кремлевской таблетки»

К счастью, пример c повторным заказом формы был единичным.

«Я намеренно придал дизайну наибольшую значимость. Согласитесь, что приятно держать красивый аппарат в руках…»

По мнению Владимира Дирина, дизайнеры на нашем рынке явно недооценены, причем сами не знают себе цену и запрашивают за свою работу очень скромные деньги.
— Когда люди поймут, что без них нельзя делать продукцию, на них спрос будет расти, и значимость их будет расти и цена будет на дизайн проекта расти.

— Сейчас идет конкурс У.М.Н.И. К. По приглашению администрации города, я участвую в нем — сначала в оценке «УМНИКов», а потом и в самом конкурсе. Мы выиграли уже два конкурса, но не это главное. Выясняется, что молодым нужен наш опыт, опыт производственников с учетом конструкторской, технологической, дизайнерской разработок, с точки зрения экономики. Они пока многого не знают, их надо направлять — отдыхать некогда. Надо приобщать молодых «УМНИКов» к производству, чтобы они видели, как решаются вопросы на практике.

 
В последние годы тема промышленного дизайна наконец-то получила хоть какое-то развитие и на федеральном уровне.
Некоторое время назад Правительством даже была принята «дорожная карта», реализация которой позволит разработать и внедрить стандарты, нормативы и правила в области инжиниринга и промышленного дизайна. Кроме того, в рамках карты планируется разработать комплекс инструментов господдержки, в том числе для реализации перспективных проектов инжиниринговых компаний.
В результате внутренний рынок инжиниринга должен вырасти с 1,5 трлн рублей в 2013 году до 2 трлн рублей в 2015 году и до 2,8 трлн рублей в 2018 году.
 
Елена Лазичева
заместитель мэра города Томска по экономическому развитию и инновациям «В Томске по итогам прошлого года совокупный экономический оборот малого предпринимательства составил порядка 200 млрд, это 40% от общего оборота. Сейчас в городе реализуются две муниципальные программы по поддержке малого и среднего, а также инновационного бизнеса. В 2013 году из федерального, областного и городского бюджетов на них было выделено 24 млн. рублей. Постоянно и успешно сотрудничаем мы и с федеральной программой У.М.Н.И. К. Фонда Бортника. Ее победители получают на реализацию своего бизнес-проекта до 400 тысяч рублей из средств федерального бюджета. Сейчас желание принять участие в подобных программах поддержки стало устойчивым трендом среди молодых предпринимателей нашего города. Мы намерены обеспечивать им эту поддержку, создавая, своего рода, плацдарм для экономического роста инновационной сферы в Томске»
 
 

Мнение

 

Тёма Дорохов,
креативный директор и сооснователь Rock it Rocket

Промышленный дизайн — тема сложная, а потому интересная. Это всегда вызов для дизайнера, борьба с материалом, функциональностью, производственными возможностями и бюджетами. Как следствие, чтобы создавать что-то действительно стоящее от дизайнера тут требуется гигантский объем знаний, либо большая команда экспертов, а лучше и то и другое.

Любой дизайн-процесс движется приблизительно одинаково, с рядом опциональных изменений в зависимости от сферы. Вот упрощенная схема:

Поиск проблематики - Формирование задачи - Поиск возможных решений - Концептуальное решение - Поиск технологических возможностей реализации - Проектирование/прототипирование - Тестирование прототипа - Финализация - Производство - и снова по кругу.

Давайте посмотрим на проблему с разных сторон:

1. Производство
Чтобы производить что-то тиражируемое, нужны большие производственные мощности, а это неизбежно дорого, не зависимо от уровня технологичности производства.
Поэтому как правило, российские компании производят где-нибудь в Азии, где не всегда можно обеспечить должный контроль качества. А хороший дизайн требователен к качеству, не даром Apple перенёс производство Mac Pro к себе в Штаты.

2. Кадры
Говорят — «хороший дизайн продаёт». Это несомненный факт: помимо навязывания скидок, акций и прочего маркетингового барахла, есть мощный инструмент в виде дизайна, по сути, влияющего на все аспекты жизни продукта. Хороший продукт всегда найдет своего потребителя. Значит нам как минимум нужен дизайнер. Пойдём в кузницу кадров — чтобы научить человека что-то делать, нужно уметь делать самому, при этом обладая не хилым запасом теоретических знаний, одной теории недостаточно. Реалии всегда опускают на землю: нет ресурсов, есть гигантский ряд технологических ограничений, есть множество других факторов, препятствующих реализации смелых концепций, основанных на теории.

3. Образование
Из вышесказанного логично следует вывод: нужны специалисты, способные обучать, а для этого нужно, чтобы они обучились сами. Соответственно, чтобы высококлассный специалист, обучившись в столице или за рубежом, возвращался к нам в Томск, нужно создавать места, где он сможет применить свои знания на практике.

4. История
Специалисты в стране были, и есть. Есть студенты которые выигрывают конкурсы автомобильных концептов, есть люди, готовые делиться своими знаниями.

Думаю, несколько примеров скажут лучше меня (еще больше примеров тут)

 
  • «Победа» (Газ 20 М). Эскизы: художник В. Бродский, финализация — художник-конструктор Вениамин Самойлов
  • Гранёный стакан. Идея принадлежит Вере Игнатьевне Мухиной — автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница»
  • Знаменитая кукла-неваляшка
  • Автомат для продажи газированной воды. 1980-е годы
 

Регулярно мы можем наблюдать такие заголовки:

«Россиянин стал победителем конкурса дизайна Mitsubishi»
«Россиянин стал финалистом международного конкурса автомобильного дизайна Peugeot Design Contest»

Отсюда вывод: либо наши производители не находят дизайн важным аспектом производства, либо пользуются услугами заграничных специалистов. В любом случае это мешает развиваться российской школе промдизайна, а «самородки» ищут развитие за пределами страны.

Если говорить о Томске, то у нас сейчас есть все возможности, если не изменить, то хотя бы повлиять на проблему.
У нас множество инновационных проектов, которые нуждаются в специалистах, поддержка государства, ну и на этот год мы столица дизайна.

Всё что нам нужно — это немного смелости.

 

Текст: Елена Фаткулина

Фото: Владимир Дударев