«Битлз» в деревянных тонах.
В Томске снимают музыкальный фильм о ливерпульцах
Такой клип уже можно увидеть в интернете. Но ролик — это только начало, лишь один фрагмент полноценного фильма. Режиссер картины Роман Дваладзе обещает организовать его премьеру уже в этом году.
А пока работы еще не завершены, мы отправились на съемки и выяснили историю появления необычного проекта.
«На меня Буркин насел»
Леонтий Усов в своей мастерской ждет Романа Дваладзе. Режиссер в этот день выступает еще и в роли оператора — будет снимать рождение портрета Джорджа Харрисона. Пока Роман в пути, обсуждаем, как появилась задумка.
— Это все Юлий Буркин! Началось дело с него, — заявляет скульптор. И звонит писателю и музыканту, чтобы тот поведал подробности.
— Мы с моим другом Лешей Большаниным еще 25 лет назад сделали несколько переводов битловских песен, — начинает Юлий издалека. — Они получились удачными, их даже напечатали в питерском журнале «Аврора», который в то время был очень популярным. Потом забросили это дело, вскоре Алексей переехал жить в Германию. Через несколько лет мы с Константином Фадеевым написали книгу «Осколки неба или подлинная история The Beatles», в нее вошли некоторые наши переводы.
А однажды Юлий получил предложение от ТПУ — исполнить песню «Битлз» на концерте под аккомпанемент русского оркестра народных инструментов. Он спел свой перевод. После к нему подошел один из музыкантов и попросил перевести его любимую битловскую песню. Так счастливо совпало, что сразу после этого Буркину написал Большанин, хотя прежде они не общались много лет — он тоже собрался вернуться к переводам песен ливерпульской четверки. Так и возник проект, итогом которого стала книга «Наследие „Осколков“ или 100 хитов Битлз на русском», вышедшая в прошлом году.
Юлий Буркин. Фото: Novarock.tomsk.ru
— В процессе работы нам приходилось все время репетировать. На
— На меня Буркин насел, — подтверждает Леонтий Усов. — Он когда увидел мои работы голливудские, стал еще активнее убеждать, что надо делать битлов. И я не то что бы очень отбивался, просто изначально это не моя идея. Когда я согласился, то Юлий предложил: «Давай дадим концерт в Ливерпуле, в музее «Битлз». Я заявил: «Да, но только тогда нужен балалаечник, иначе англичане не заинтересуются». Это и оригинально, и близко к их музыке — битлы использовали в некоторых композиция индийские инструменты, созвучные балалайке.
Сказано — сделано. Вскоре Юлий уже репетировал с балалаечником Мирославом Кузляевым. Затем пришла пора концертов: выступили в Томске, съездили на гастроли в Москву, Петербург, Калугу. А потом появилась новая идея. Прошлой осенью на концерт Буркина пришел Роман Дваладзе.
Фильм-квартирник
— Мы с ним и раньше общались, более того,
Решили, что фильм будет в формате «квартирника». Только пройдет он не на кухне, а в творческой мастерской Леонтия Усова. Там соберутся музыканты, а скульптор будет делать портреты.
— У меня главная работа! — утверждает Усов, —
Музыка легендарной четверки для Усова не чужая:
—
Ливерпульцы из сибирского кедра
Теперь Леонтий Андреевич снова беспрестанно слушает ливерпульскую четверку. Приходит в мастерскую, включает компьютер, заходит во ВКонтакте, набирает в поиске «Битлз» и получает бесконечный
— Пока работаю, вдохновляюсь. А когда делал Моцарта, то его сочинения слушал, — отмечает скульптор. — Музыка героев моих портретов нужна, чтобы постепенно, незаметно погрузиться в тему.
Первым Леонтий Усов сделал портрет Ринго Старра. Почему начал с него, объяснять не может. В нашем присутствии работал над Джорджем Харрисоном.
— «На закуску» оставил двух главных битлов, не знаю еще, к кому скорее приступлю, к Джону Леннону или к Полу Маккартни, — признается Усов. — Но мне лично ближе Пол. Он самые красивые, благозвучные песни писал. Хотя Леннона я тоже обожаю.
Кадр первый, дубль первый
Роман Дваладзе уже готов к съемкам. Цифровые камеры позволяют многое снимать в одиночку. Если бы работали с пленкой, то понадобился целый штат работников. А теперь Роман одновременно и осветитель, и ассистент режиссера, и оператор, и его помощник,
Девочки с хлопушкой, объявляющей очередной дубль, тоже нет, поскольку зарплатой проект не располагает. Поэтому Леонтий Усов хлопает, и Роман включает камеру.
— Зато мы нашли деньги на монтаж, это самое дорогостоящее в производстве, — объясняет Роман. — И камера, но ее спонсоры предоставили.
Еще Роман — исполнительный продюсер. Но, хотя он совмещает в себе столько профессий, в съемках задействованы и другие люди.
— Звукорежиссер Степан Пономарев, я очень доволен его работой, хороший звук — это 50% успеха любого фильма, — полагает Дваладзе. — Оператор (большинство материала снял именно он) и монтажер Дмитрий Цехановский, у него тоже все отлично получилось.
Сам Роман киноопыта набирался в Лондоне, где прожил больше года в Лондоне. Он поучаствовал в съемках эпизода фильма с Брэдом Питом, сыграл русского богача. В Англии Дваладзе довелось поработать с различными независимыми режиссерами на съемочных площадок. Полученные там знания он начал реализовывать в Томске.
— Фильм о «Битлз» это первая работа такого масштаба, прежде я делал несколько короткометражек (например, на youtube можно увидеть «Пушкина любишь?»), — говорит Роман. — Они снимались на зеркальные фотоаппараты. Такая техника позволяет создавать фильмы с разрешением Full HD», но по качеству видео все равно хуже.
«Думаю, получится колоритно»
Авторы рассчитывают, что продолжительность фильма будет 45 минут. В него войдут 13 песен «Битлз». Финальную собираются запечатлеть 30 сентября, во время концерта в органном зале, где будут представлены скульптуры. Премьеру картины обещают устроить до Нового года. Уже даже есть договоренность с определенным залом о показе. Фильм собираются распространять на DVD и через Интернет по всему миру.
— Наше кино — это первая ласточка, музыкальные фильмы в Томске снимали, но на таком уровне еще нет, — констатирует Роман Дваладзе. — Думаю, получится колоритно. Сама студия выглядит нестандартно. Ожидает зрителей и некий экшн. Сюрпризы будут несомненно. Все тайны раскрывать не собираюсь, но, например, в одной из песен Леонтий Усов подыгрывал музыкантам на топоре!
Фильм непременно отправят и в Ливерпуль, в музей «Битлз». И, возможно, у проекта появится продолжение.
Текст: Мария Симонова
Фото: Владимир Дударев