18+
18+
РЕКЛАМА
Спорт, Футболист в театре. Как мы смотрели в одно окно с полузащитником «Томи» Евгением Ба Футболист в театре. Как мы смотрели в одно окно с полузащитником «Томи» Евгением Башкировым

Футболист в театре.
Как мы смотрели в одно окно с полузащитником «Томи» Евгением Башкировым

 
обозреватель
Мария Симонова
Журналист, театральный и футбольный фанат
 

И футбол, и театр — две игровые стихии. Весной мы ходили на футбольный матч с главным режиссером драматического театра Александром Огаревым. А осенью поменяли героев и локации местами, и отправились в театр Драмы с полузащитником футбольного клуба «Томь» Евгением Башкировым.

Евгений Башкиров известен не только как футболист, но и как поэт, музыкант и книгоман. А во время нашего похода выяснилось, что он еще и театрал.

 

Для просмотра мы выбрали «Четыре окна», недавнюю премьеру театра Драмы на малой сцене, современный спектакль, соединяющий музыку, танец, пластику при минимуме слов. Октябрьское расписание тренировок «Томи» позволило Евгению успеть вовремя. Режиссер-постановщик «Четырех окон» Эдуард Соболь проводил нас в зал.

Короткий (продолжительность 1 час 10 минут) спектакль пролетел быстро. Желания уточнить какие-то нюансы у режиссера у Евгения не возникло, да и характер постановки этого не предполагал.

— До просмотра был вопрос, где четвертое окно (декорации к постановке — это три окна — прим. авт.), но в начале спектакля он сразу же отпал, — отметил Евгений Башкиров в разговоре с режиссером. — Спасибо большое, что пригласили! Кстати, я первый раз был на малой сцене.

 

После мы вместе совершили небольшую прогулку по фойе театра Драмы. Внимание Евгения привлекает Елена Дзюба. На сцене Башкиров эту актрису пока не видел, но фамилия Дзюба для российского футбола сегодня одна из самых привлекающих внимание. Нападающий московского «Спартака» Артем Дзюба наконец стал приглашаться в сборную, это яркий игрок, на которого надеются и эксперты, и болельщики, а еще он выступал за «Томь» в 2009–2010 годах. В общем, неудивительно, что Женя фотографируется с портретом однофамилицы Дзюбы.

Еще многие фамилии артистов оказываются для Евгения знакомыми — просто потому, что друзей у игрока «Томи» много, и далеко не только в футболе.

 

Спектакль мы обсуждаем в пустом буфете Драмы — в Томске, к сожалению, не принято задерживаться для обсуждения спектаклей, почти сразу после того, как из гардероба забирают последнее пальто, театр для зрителей решительно закрывается.

Выясняется, что в семье Башкировых есть человек, «ответственный за театр»:

— Это моя младшая сестра Настя, — рассказывает Евгений. — Недавно они с мамой ходили в Петербурге на последний показ мюзикла «Пола Негри». Мне мама потом признавалась: «Настя все знает: как свет ставится, как мизансцены выстроены… Я хотела поддержать с нею беседу, но оказалось, что даже о футболе могу сказать больше, чем о театре». У нас вся семья творческая, а сестра даже собирается поступать в театральный вуз, может быть, в ГИТИС. Она в следующем году оканчивает школу. Не знаю, все ли удастся, но интерес к актерской профессии у нее нешуточный, чему я очень рад. Сам я всегда интересовался литературой, театром, в меньшей степени кинематографом. Увлечение сестры многое дает всей семье. Например, меня она в Петербурге вытащила на новый спектакль Юрия Бутусова «Макбет. Кино». Эта постановка стала для меня главным театральным потрясением последних лет. Я чаще всего хожу в Александринку, смотрю классические спектакли. В МДТ видел «Повелителя Мух». Было интересно.

Увиденный в Томске спектакль Евгений относит к работе в стилистике современного театра:

— «Четыре окна» — это попытка с минимумом слов показать глубокое чувство к чему-то из ряда вон выходящему. Непредсказуемость важна всегда. Например, в футболе зачастую побеждает тот, кто может придумать нестандартный ход. Соперник думает, ты повелся на его финт, а ты ушел… В томском спектакле, я бы сказал, показана реальность в танце. «Коробочка», в которую превращается сцена — это для меня либо иллюзия, которую мы сами себе строим, либо просто попытка минимализировать свое пространство — любовное, жизненное. Оно характеризуется одной четырехстенной комнатой, в честь которой названа постановка.

По-моему, очень хорошо, что спектакль идет на малой сцене. Действительно складывается впечатление замкнутости, сузившегося пространства. Я сначала думал, почему для постановки выбрано стихотворение Иосифа Бродского «Не выходи из комнаты», логичнее было бы его же «Я сижу у окна, за окном осина». Потом понял, что все дело в настроении, в образе коробочки с четырьмя окнами на каждой из стен, которые влияют на чувства, на страсть, вскипающую или угасающую.

 

Слышно даже, как хрустят суставы актеров, чувствуется, что они реальные люди. Они же органичны на сцене, мы не замечаем элементы игры. Звуки шагов, какой-то смешок, которые и без микрофонов слышны всем со своего места — это круто!

 

О главной теме спектакля гадать не приходится, это, конечно, любовь. В этой связи Евгений представил свою концепцию чувств и окон:

— В чем причина резкого изменения? Все пары начинали танцевать, но потом откуда иллюзия, что любовь пропала? Мужчины позволяли своим женщинам часто смотреть в окна! В «Великом Гэтсби» у Фитцджеральда есть фраза: «Жизнь становится намного проще, когда мы наблюдаем за ней из единственного окна». Он хотел сказать, что стоит сузить пространство, и мир становится проще, нет полутонов. В спектакле, кстати, только два цвета: белый и черный. На сцене шла игра света: темно в сложные моменты, светлый фон, когда происходило что-то вдохновляющее, и чувства вспыхивали. Но я привел цитату из-за другого смысла: надо просто не позволять любимым оглядываться по сторонам, надо вовлечь человека, которого ты любишь, в свое мироощущение, чтобы твои глаза стали его, чтобы это было ваше общее окно, чтобы у вас, как сказано в спектакле, были общие дельфины. Не позволяйте смотреть в окна вашим любимым женщинам, пусть они смотрят в окружающий мир через ваши зрачки!

Очень запомнился один момент: актер вытащил из окна руки к воображаемому дождю и умылся им. Это интересно, я люблю дождь. Не забывайте, что я из Петербурга!

Во время спектакля Башкиров мгновенно узнал строки Сергея Есенина «Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль». Оказывается, это у Евгения любимое из стихотворений Есенина.

Высказался игрок и об образах, созданных артистами:

— Женские образы получились сексуальными и в то же время они сделаны тактично. Женщины заметные и яркие, они разные. Мужские образы получились более одинаковыми: они выражали либо страдания, либо слабость, казалось, женские над ними властвуют. Но если говорить об актерских работах, то играли интересно все.

О музыкальном сопровождении спектакля у Евгения сложилось неоднозначное мнение:

— Слишком много смешано, круговая классическая композиция, считаю, оказалась бы более компактна. Изначально я думал, это попытка показать любовь с разных ракурсов, что отношения мужчины и женщины универсальны, хотя в каждой стране (а в спектакле по сюжету 4 пары разных национальностей) и свои особенности. Английская любовь — игривая, манипулиторная, мужчина в дуэте был марионеткой. Испанская изображена как выплеск в танце, очень страстной. Артист вылетел в окно, что очень характеризовало эти отношения. Французская оказалась нежной, уютной, танец получился каким-то домашним. Но потом я не понял, куда нас заводит сюжетная линия. Странно, что у русской пары не было своей истории. Женщины уходят, показывается, что происходит с мужчинами, что они размышляют: играют с ними или возникло искреннее чувство. Четыре мужских образа сначала, потом четыре женских, момент дружеской поддержки.

Забавный ход с белыми рубашками, он не неожиданный, было ясно, что сейчас мужчины сбросят их, и с белого на черное сменят свой окрас и яркость поступков. Женщины потом находят их вещи, понимают, что рубашки не заменяют им человека. Затем герои разделяются по парам, заново воссоединяются. Я заметил, что у «иностранных» пар возник элемент игры, нервных движений, а русская пара танцевала очень плавно. Не знаю, возможно, так режиссер хотел показать, что наша любовь более глубокая и неподвластна никаким катаклизмам.

В «Четырех окнах» каждая пара говорит на своем языке, перевода нет и воспринимается это не всегда просто:

— Были истории на французском и испанском. Как бы выразился герой фильма «Кин-дза-дза», «Этот пацак говорит на языках, продолжения которых не знает». Может, интереснее получилось бы, если бы все было показано на русском языке, просто пары говорили бы с акцентом. Но это видение режиссера. Те, кто не понимал слов, на них, вероятно, влияла визуализация танца, движения рук, глаз становились более важными. Меня не вдохновил прием с языком, хотя было интересно.

Что касается продолжительности спектакля, то время, по мнению игрока, совершенно не главное:

— Спектакль Бутусова, например, длился пять часов, после него я изменил свое отношение к длинным постановкам. Это было тяжело, особенно в первом действии, поскольку в тот день я только прилетел из Томска и очень хотел спать. Но постепенно спектакль захватил меня — во время постановки ты просто впадаешь на 5 часов в транс, наслаждаешься, наблюдаешь. Все, кому я его советовал посмотреть, ощущали культурный шок. И послевкусие оставалось долгое.

Вещи классические, которые идут более 2,5 часов, не очень хочется смотреть. Например, я был на «Литургии Zero» по Достоевскому в Александринке, она длится около 2 часов, там все компактно умещается в рамки, больше не стоит.

 

Но вообще главное, чтобы спектакль был шедевром, и не важно, сколько он длится, час, три или пять. Сколько времени режиссеру нужно, столько пусть и будет.

 

В финале «Четырех окон» Евгения несколько удивило шуточное видео, демонстрирующее ревность реальных мужей и жен к сценическим любовным парам:

— Возможно, это видение режиссера, желание показать, все, что было на сцене — иллюзия, а правда дома, но, на мой взгляд, получился скорее смешной сюжет, который расслабляет аудиторию. Но ей не стоит расслабляться, сильнее был бы финал на другой сцене, на катарсисе.

Но все это мелочи, в целом Евгений Башкиров увиденным спектаклем остался очень доволен:

— Было интересно! И никаких негативных замечаний нет. Разве что только песню из кинофильма «Бандитский Петербург», которая неожиданно заиграла у кого-то в зале на телефоне в начале спектакля.

Я бы хотел познакомиться с томскими театрами поближе. Я уже изучил афиши и Драмы, и ТЮЗа и выбрал спектакли, которые хотел бы посмотреть.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина