18+
18+
РЕКЛАМА
Дети города, Томские юзергайды, Томские юзергайды. Как адаптировать к школе ребенка с ограниченными возможностями Томские юзергайды. Как адаптировать к школе ребенка с ограниченными возможностями

Томские юзергайды.
Как адаптировать к школе ребенка с ограниченными возможностями

Поход в первый класс — большое событие в жизни любого ребенка и его родителей.

Но для многих это первый шаг во взрослую жизнь сопровождается серьезными трудностями. Незнакомая обстановка, незнакомые люди, непривычный режим дня, большое количество новой информации — все это ложится на хрупкие плечи первоклассника. А детям с ограниченными возможностями здоровья справляться с этим еще сложнее.

О том как помочь детям-инвалидам адаптироваться в школе — в нашем очередном юзергайде.

 

Шаг 1. Подготовка

 

Как устроить в школу ребенка с ограниченными возможностями мы рассказывали в одном из предыдущих материалов. Но к уже сказанному стоит обязательно добавить, что подготовку к школе нужно начинать задолго до наступления 7-летнего возраста.

Служба ранней диагностики муниципального бюджетного учреждения «Психолого-медико-педагогическая комиссия» поможет выявить особенности развития в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). И в случае обнаружения нарушений специалисты подробно расскажут родителям каким образом можно минимизировать их последствия. Далее, на этапе, когда ребенок ходит в детский сад комиссия проверяет, соблюдаются ли в образовательном учреждении все необходимые условия для реализации особенных детей в учебном процессе. И если выясняется, что ребенок плохо чувствует себя в обществе других детей, его могут направить в специальное учреждение, например, реабилитационный центр «Огонек», где с ним в течение одного-трех месяцев будут работать специалисты. После этого ребенок возвращается обратно в детский сад.

Если же родители занимались дошкольным образованием самостоятельно, они должны четко понимать, что ребенок должен быть готов к школьным будням, уметь делать простые, но важные вещи самостоятельно. Ведь не овладев элементарными навыками самообслуживания, личной гигиены и ориентирования в пространстве первоклассник будет абсолютно беспомощным в школе. Также, чтобы избежать лишних проблем желательно как можно раньше начать приучать ребенка к определенному режиму дня и ввести в его жизнь понятие «занятие». При этом занятия должны проходить систематически, пусть и не долго — около с 10 минут в 3-летнем и около 30 минут в 6-7-летнем возрасте. Не лишним будет поработать над развитием мелкой моторики рук, что, кстати, положительно сказывается на развитии речи и письма.

И еще один важный момент, о котором упоминают специалисты — ребенок должен уметь (или хотя бы иметь опыт) общаться не только с детьми, но и со взрослыми, чтобы в случае чего суметь обратиться к незнакомому человеку с просьбой, извиниться за неудобства или поблагодарить за услугу.

Чтобы снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций, рекомендуется научить ребенка сдерживать свою импульсивность. Как утверждают специалисты, этому могут способствовать игры с четкими условиями, которые нужно строго соблюдать. Да и в целом умение следовать правилам пригодится в будущем.

 

Шаг 2. Следим за нагрузкой

 

И вот наступило долгожданное 1 сентября, и ребенок отправляется на первый в своей жизни урок. Серьезную помощь в адаптации к школе может оказать выданное ранее заключение ПМПК, которое родителям желательно получить перед поступлением в школу. Дело в том, что одной из задач комиссии является определение форм и видов помощи как ребенку, так и педагогам.

Если ребенок тяжело адаптируется к школе, например, недостаточно быстро понимает предмет, не может сконцентрироваться во время урока, не может нормально общаться с учителем или одноклассниками, то это, естественно, создаст некоторые проблемы с его обучением. Однако квалифицированный педагог должен в первую очередь помочь, а не добиваться перевода особенного ребенка в специализированный класс. Это — прямая обязанность государства в лице органов образования и самих образовательных учреждений. Задача же педагогов — предложить способы реализации обязательств государства по отношению к конкретному ребенку. Их может быть несколько:

Дать сопровождающего

Ребенку могут выделить сопровождающего, который поможет справиться с нагрузкой либо во время адаптации, либо на протяжении всего обучения. Вопросы обеспечения детей-инвалидов сопровождающими занимается та же Психолого-медико-педагогическая комиссия. В случае необходимости комиссия направляет рекомендацию в администрацию школы и там уже ищут человека, который будет помогать ребенку в процессе обучения.

— Однако в любом случае окончательное решение о необходимости сопровождающего принимают родители ребенка, — говорит Наталья Артюшенко. — Потому как есть три категории детей, которым необходимо сопровождение на первом этапе обучения: с ранним детским аутизмом, с ограниченными возможностями зрения и имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Обратиться к специалисту

В случае необходимости нужно обращаться к специалисту, например, логопеду или психологу. При этом с обращением не стоит затягивать, чтобы имеющаяся проблема не усугубилась в дальнейшем.

Составить индивидуальный план занятий

Также для особенного ребенка можно составить индивидуальный план занятий. Например, в случае если он справляется с программой, но ему физически тяжело ежедневно посещать школу или присутствовать на всех уроках в течение дня. Тогда можно ставить вопрос об уменьшении учебной нагрузки в неделю, о введении для ребенка индивидуального учебного плана или расписания занятий. Но нужно учитывать, что пропущенные занятия ребенку все же нужно восполнять. И то, каким образом это лучше всего сделать, зависит от возможностей образовательного учреждения, ребенка и его законных представителей. Например, если на основании заключения медиков ребенку положен еще один выходной день, то в этот день педагог может заниматься с ним на дому.

 

Шаг 3. Кружок или секция

 

Не стоит забывать и о дополнительных заданиях. По возможности ребенка лучше записать в какой-нибудь кружок. Ведь там он сможет получить дополнительные навыки, улучшить моторику и навыки общения как со сверстниками, так и с взрослыми.

 

Шаг 4. Домашнее задание

 

По словам специалистов, адаптация особенного ребенка к школе может растянуться на месяцы и даже годы. Главное — это положительная динамика, пусть медленно, но ребенок должен погружаться в обучение все глубже. Однако даже если процесс адаптации проходит хорошо, родителям и педагогам все же придется столкнуться с трудностями освоения учебной программы.

Чтобы смягчить возможные последствия стоит понимать, что обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья не заканчивается после того, как он покидает школу, необходимо много заниматься самостоятельно. И здесь речь идет не только об освоении школьной программы, но и психологической подготовке: важно научить ребенка делиться своими проблемами, обсуждать конфликтные ситуации, разбирать причины и возможные пути выхода.

— Если у ребенка заметна положительная динамика во включении в школьную жизнь, неосвоение программы не является препятствием к дальнейшему обучению в данном учреждении в выбранной форме образования, — говорит Наталья Артюшенко. — Важно, чтобы в течение следующего года эта задолженность была ликвидирована хотя бы частично. Другое дело, что, не освоив программы текущего уровня образования, ребенок не сможет продолжить образование в госучреждениях следующего уровня, хотя сможет в дальнейшем получить профессиональную подготовку и работать. Однако при поступлении в школу и интеграции ребенка в условиях начальной школы решаются совсем иные задачи.

А вот успешность промежуточной аттестации, по словам Артюшенко, никак не сказывается на возможности продолжать обучение: ведь система оценок, форма, порядок и периодичность промежуточной аттестации устанавливается образовательным учреждением самостоятельно в уставных и других локальных документах и не обусловливают законодательно продолжение обучения. Поэтому из «промежуточной» неуспеваемости ребенка (четвертной, полугодовой) не может быть сделано никаких «оргвыводов», связанных с возможностью или невозможностью ребенка продолжать обучение в прежних условиях.

В рамках городской программы «Социальная интеграция» в Томске проводится целый ряд мероприятий, которые делают городскую среду максимально комфортной для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. В муниципальных учреждениях культуры и школах устанавливают пандусы (они уже имеются в 15-ти томских школах и двух домах творчества, далее все муниципальные образовательные учреждения, выходящие из капремонта, также будут оборудованы пандусами).

Проводятся тренинги, психологические онлайн-консультации, в центры дополнительного образования закупается реабилитационное оборудование: в 2014 году в рамках программы из городской казны на эти цели было выделено более 460 тысяч рублей. В целом на социокультурную, спортивно-оздоровительную и социальную реабилитацию детей-инвалидовв 2014 году администрацией города Томска направлено около 11,5 млн рублей.