18+
18+
РЕКЛАМА
Выставка «Регион 70», Интервью, Регион 70. Евгения Мельченко: «Просто стать художником, когда ты молод и от тебя этого ждут» Регион 70. Евгения Мельченко: «Просто стать художником, когда ты молод и от тебя этого ждут»

Регион 70.
Евгения Мельченко: «Просто стать художником, когда ты молод и от тебя этого ждут»

Совсем скоро в Томске откроется ХХI Областная выставка-конкурс молодых художников «Регион 70». А тем временем «Томский Обзор» продолжает серию интервью с будущими участниками выставки.

На этот раз нашим героем стала Евгения Мельченко - художник и старший преподаватель кафедры изобразительного искусства в Институте искусств и культуры ТГУ. В чём счастье быть художником-студентом – а потом стать художником-преподавателем? Об этом и многом другом мы поговорили с Евгенией в литографской мастерской Института искусств и культуры, в окружении литографских камней, гравюр и эскизов Евгении, над которыми она работает в свободное от преподавания время.

 

Время жить по максимуму

 

– Я всегда много рисовала. Сначала это казалось игрой, способом материализовать свои фантазии и мечты. В 12 лет я попросила родителей, чтобы меня отправили в художественную школу. Путь к профессии художника был не сложнее пути щепки, плывущей по течению.

После школы это самое течение привело Евгению к дверям Томского областного колледжа культуры и искусства. И уже там преподаватели посоветовали ей продолжать – и получать высшее художественное образование. Почему бы и нет? После колледжа она поступила в Красноярский государственный художественный институт, где получила ещё одну художественную специальность – на этот раз по направлению «графика». Сейчас Евгения понимает: студенческое время – максимально насыщенные годы в жизни каждого человека. С одной оговоркой – если он выбрал по-настоящему то, чем хочет заниматься.

– Когда человек учится, он максимально развивается и живет по-настоящему, особенно если профессия интересная. По-моему, как раз в художественных вузах есть все условия для начинающего художника: ведь все только и ждут от тебя, чтобы ты рисовал.
У нас в институте царила свободная творческая атмосфера. А потом – чем дальше учишься, тем больше развиваешься, с пониманием смотришь на картины в музеях, на работы коллег. Чем больше знаешь, тем больше у тебя появляется мыслей, чувств, которые потом можно вынести в картину. Ты как художник начинаешь смотреть на всё шире и глубже.
 

 

Про юные дарования и азы образовательной системы

 

Спустя несколько лет Евгения сама стала преподавателем в Институте искусств и культуры ТГУ: там она ведёт композицию и курирует дипломников – тех, кто хочет защитить диплом в графической технике.

– Пока что всё идёт успешно – у меня уже были четыре дипломницы, которые отлично защитились с очень интересными работами.

А вообще, я здесь пришла к выводу, что преподавание для меня – это не просто возможность зарабатывать на хлеб, а… очень важная общественная функция. Не менее важная, чем, например, роль медицинского работника. Преподаватели – это те люди, которые способствуют заполнению вакуума в головах. Они учат видеть и думать творчески и трезво одновременно, чтобы мы не были людьми с ограниченным кругозором. А это очень важно – не быть толпой людей, в головы которых можно вложить любую мысль.

Самое главное в нашем образовании – это навыки, которые получает художник. Конечно, человек может родиться художником – то есть родиться с потребностью рисовать. Но человек, у которого нет художественных навыков, чувствует себя беспомощным. Он хочет что-то сказать, а у него не получается – и он только беспомощно мычит, жестикулирует, его никто не понимает. Только обретя этот художественный язык, можно что-то членораздельно сказать зрителю. Потому что законы восприятия – они для всех людей общие. Это не какая-то игра, придуманная художником. Просто наша психика, наши глаза так устроены.

Образовательная система, на мой взгляд, универсальна для любого дарования. Я не думаю, что эта академическая система способна заглушить индивидуальность, с которой молодой художник приходит в вуз. Если у человека эта индивидуальность есть, то никакая система его не сломает. А вот без образования не каждое дарование сможет освоить азы изобразительного искусства. Реализм ведь нужен не для того, чтобы реалистично рисовать – а как раз для того, чтобы получить эти азы, лежащие в основе большинства стилей и видов изобразительного искусства – и это необходимо. Не система накладывает отпечаток на молодого художника – скорее, это делают некоторые преподаватели, наделенные особой харизмой и собственным своеобразным стилем.

 

Про эскизы на рабочем месте и сотворчество в работе

 

– Назвать направление, в котором я пишу? Ну, я, кажется, не такой зрелый художник, чтобы уже успеть создать свой стиль. Это – не задача художника, он не обязан определять свой стиль. Это работа искусствоведов – придумывать этим стилям названия. Что действительно должен искать художник – так это свою тему, средства выражения. А стиль – это уже производное.

Любимые техники Евгении – литография, линогравюра. К ним добавляются эксперименты: трафареты, картонография. Собственной мастерской у Евгении нет – поэтому на живопись крупного формата размахнуться не получается. Её картины – это более «камерная» графика.

– Пишу прямо на своем рабочем месте – иногда между парами, в перерывах, иногда получатся набрасывать эскизы во время уроков. Иногда – дома, иногда – на пленэрах.

Я немного пишу с натуры. Эти работы я нигде не выставляю – скорее, так я тренируюсь. Это для меня что-то вроде моциона – я таким образом получаю удовольствие от работы над картиной, общаюсь с природой. Стараюсь больше выезжать на пленэры: для художника очень важно оторваться от привычного круга людей, среды. Может быть, на выездных пленэрах бытовые условия более сложные – но зато для творчества они более подходящие.

Сейчас творчество продолжает занимать очень важное место в моей жизни, пусть и времени на него удается уделять не так много. Хотя преподавание – тоже творческий процесс, это настоящее сотворчество. Я поняла это, когда ещё сама училась.

Вообще, художник для меня – это человек, который не может не рисовать. Уважаю людей, у которых любовь к искусству вылилась в хобби. Но не завидую тому человеку, который вдруг посреди жизни решил стать художником, сменить профессию. Почему? Да просто тогда ему предстоит проделать очень долгий путь. Возможно, многим придется пожертвовать. Просто стать художником, когда ты молод и от тебя этого ждут – твои родители, учителя. А если тебе 35-40 лет, у тебя есть семья, дети… Но не думаю, чтобы эти люди стали спрашивать у окружающих совета – как Кандинский и Гоген, решившие стать художниками в зрелом возрасте.

И стали же ими.

 

«Когда тебя копируют – это комплимент»

 

– Что нужно художнику для самореализации? Минимум – лист бумаги или кусок холста, место на стене и зритель. Вроде бы, в Томске всего этого достаточно. Хотя… Пожалуй, как раз с этим местом на стене у нас проблемы. Когда я решила организовать достаточно большую групповую выставку, мне пришлось сделать это в Красноярске, где существует отдельная вместительная галерея именно для молодых художников. В Томске у меня этого не получилось сделать. Но, как говорится, было бы желание – возможности найдутся. И сейчас мы видим, как молодые художники устраивают здесь свои площадки и выставки.

Если честно, я почти никогда не пыталась продать свои картины. Для меня на данном этапе важнее, чтобы под ногами была твёрдая почва, постоянный заработок. Чтобы хватало на жизнь и при этом оставалось время на творчество. Поэтому я преподаю. А когда художнику заказывают картины – это уже не совсем свободное творчество.

- Художник рисует не для себя, а для зрителя – в этом я уверена. Без этого никак. Это как если бы актеры играли в театре перед пустым залом. Поэтому я участвую в выставках, показываю свои работы в интернете. Не всё же мы делаем ради денег. Например, в интернете многие поэты и музыканты так же бесплатно выставляют свои произведения – и я потребляю их творчество, как и мое искусство кто-то потребляет. Может, слово не очень красивое. Но это действительно так.
 

Работы в графике очень удобно выставлять в интернете. Графика в этом плане меньше теряет, чем живопись: картину в масле гораздо труднее объективно воспроизвести на экране, чем картину в графике меньшего формата. Нет, в интернете выставлять работы я не боюсь – и тем более не боюсь плагиата. Наоборот, я считаю: когда тебя копируют – это комплимент. Это значит, ты чего-то достиг. Хотя опять же – я ничего не «застолбила», ничего нового не изобрела. Пейзажи не я первая стала рисовать, литографией заниматься – тоже. Наоборот, я очень рада, когда новые люди втягиваются в это, приходят к нам работать на литографском станке. В Сибири такие станки есть только у нас и в Красноярске, причем в Томске это более развито. Может быть, когда-нибудь литографию можно будет назвать особенностью Томска и нашей культурной среды.

 

Текст: Полина Щедрина

Фото: Мария Аникина