18+
18+
РЕКЛАМА
Выставка «Регион 70», Интервью, Регион 70.Анастасия Базарова: «Быть художником — это как будто ты работаешь и не ра Регион 70.Анастасия Базарова: «Быть художником — это как будто ты работаешь и не работаешь одновременно»

Регион 70.
Анастасия Базарова: «Быть художником — это как будто ты работаешь и не работаешь одновременно»

Наступил сентябрь, а это значит, что считанные дни остаются до открытия ХХI Областной выставки-конкурса молодых художников «Регион 70». Мы продолжаем знакомство с ее будущими участниками.

Наш новый герой — художница Анастасия Иванова, взявшая недавно фамилию мужа и, соответственно, ставшая Анастасией Базаровой. С ней мы поговорили об ответственности художника за своё творчество, о связи с другим миром и о том, почему процесс рисования так похож на жизнь.

 

Быть художником — приносить людям пользу

 

— Помню, мне было года четыре. Мой дедушка тогда работал сторожем в Доме пионеров, тогда он так назывался. Он уходил на работу, а меня на это время сдавал в кружок рисования. Так всё и началось.

Как и многие томские художники, Анастасия окончила Институт искусств и культуры ТГУ:

— При этом я никогда не думала, что художник — это профессия, что этим можно зарабатывать деньги. Мне казалось, что поступить в художественный вуз в моем случае — естественное продолжение того, чем я хочу заниматься. Мне просто нравилось рисовать — и я рисовала. А после ТГУ решила поступить в магистратуру в Педагогический университет — благо, там была возможность рисовать в мастерской и поучиться у другого мастера.

По специальности я педагог изобразительного искусства, после магистратуры преподавала в Педагогическом — вела у дизайнеров рисунок, живопись. Честно, мне понравилось, преподавание — это очень весёлый и живой процесс. Работа преподавателем не шла вразрез с творчеством: я работала совсем немного часов в неделю и свободное время могла уделять художественной деятельности. Если дальше так и пойдет в том же духе — и преподавать, и рисовать, — то будет просто чудесно.

Этим летом у Анастасии и её мужа, томского художника-керамиста Чингиса Базарова, появился ребенок, поэтому пока что работу в вузе пришлось оставить. Совсем немного времени остается и на творчество — зато в свободные от домашних дел минуты есть возможность подумать о важном, ценном для восприятия жизни. О предназначении художника, например. Об искусстве и прочих высоких материях. Об ответственности, которую мы несём за свои поступки — в том числе и за собственное творчество.

— В какой-то момент я поняла, что быть художником — это очень ответственный момент. Нельзя просто так рисовать всё что угодно — у рисования, как и у любого творчества, есть какие-то пророческие нотки: то, что ты делаешь, потом случается в твоей жизни. И это может быть даже опасно — если рисовать что-то негативное, страшное, например.

— Я думаю, что в творчестве должна быть идея, которая бы приносила пользу людям. Может быть, поэтому мне так понравилось преподавание — ведь то, что я делала, было нужно другим. В дальнейшем я хотела бы попробовать себя в мультипликации, рисовать иллюстрации — мне это интересно. И это опять же нужно людям: в случае с иллюстрациями, которые создаются для конкретной книги, художник служит проводником писателю. Мультипликация в этом плане тоже служит на пользу, на добро — она погружает человека в необычный красочный мир.
 

 

О профессии без строгого графика и связи с мирами

 

— Я бы не сказала, что я состоявшийся художник, художник по профессии. Ведь профессия — это то, чем люди зарабатывают себе на хлеб, грубо говоря. В идеальном случае люди должны заниматься тем, что им нравится и получать за это деньги. В принципе, с моим мужем так и происходит. Со мной такого нет — да, мне нравится этим заниматься, но я не зарабатываю этим. Так сложилось, что нет нужды рисовать на заказ. Поэтому не скажу, что сейчас быть художником для меня означает именно профессию.

— У меня, как и у всех, были такие кризисные моменты, когда мне казалось — всё, надо идти работать и зарабатывать деньги, нечего сидеть на месте. Кем я только не была — и ретушером, и продавцом дисков. И я бы сказала, что это были не лучшие времена. Можно было бы обойтись и без всего этого. Уж лучше зарабатывать преподаванием — пусть это небольшой, но стабильный заработок. И к тому же очень весёлый процесс.
 

При всём этом у меня никогда не появлялось сомнений в том, что я выбрала правильный путь. Быть художником — это как будто ты работаешь и не работаешь одновременно. Ты получаешь удовольствие от творческого процесса, у тебя нет строгого графика. Все очевидные плюсы налицо! Мне всегда казалось это таким естественным, я просто не понимала, как можно жить по графику, ходить каждый день в офис.

Но быть художником, знаете, это не только заниматься любимым делом и получать за это деньги. Есть ещё одна сторона: художником может называться тот человек, у которого есть какая-то идея, когда он способен привнести что-то новое в общество. При этом не так важно его образование, состояние, источник дохода. Главное — его супервклад в культуру, что ли. Для людей. Не обязательно при этом классно рисовать и оканчивать художественные вузы. У настоящего художника в картинах должна быть связь с Богом. С потусторонним миром.

Не выдерживаю, спрашиваю у Анастасии:

— А у вас она есть, эта связь?

— Странно вопрос как-то звучит: «Есть ли у вас связь с потусторонним миром?»,- смеется Анастасия. — Всё равно судит об этом не сам художник — есть у него эта связь или нет. Художник просто делает своё дело, рисует… А потом история, время показывают своё: что у кого было, а чего не было. Чьё творчество промелькнет на мгновение, а чьё останется в памяти людей надолго.

— Не художник оценивает, будет ли кому-нибудь нужно и значимо то, что он делает. Можно очень много времени посвящать искусству, но что из этого выйдет — зависит не от меня.
 

 

 

Когда можно считать себя состоявшимся художником

 

— Раньше я больше рисовала маслом. Но когда в доме малыш, маслом уже не попишешь, и мне сейчас ближе графика. Но ответы на эти вопросы — какие стили, форматы, направления вы предпочитаете в работе, — думаю, могут дать только состоявшиеся художники. А я свой стиль ещё не обрела и, соответственно, таким художником считать себя не могу.

Но, конечно, с годами моё творчество поменялось, работать стало проще. Раньше, когда ты только начинал рисовать, тебе хотелось очень много всего сказать в одной картине. Сейчас всё понятнее — ты знаешь, какие темы тебе ближе, что тебя интересует и как это сделать. Но это, мне кажется, естественный этап взросления — начать понимать, как достигнуть цели.

— У меня сейчас такой период, когда я прохожу настоящую школу жизни. С рождением ребёнка я поняла, что время — это очень большая ценность. И теперь точно знаю, что буду ценить его гораздо больше и не буду решать по настроению — хочу я рисовать в данный момент или не хочу. Всё проще: пока время есть — нужно рисовать.
Процесс рисования, пожалуй, больше всего похож на… жизнь. Он такой же разнообразный — у тебя есть много материалов, идей, и ты сам можешь решить, чем ты сейчас будешь заниматься и проводником чего ты будешь, то есть что в итоге нарисуешь. В жизни так же.
 

Анастасия вдруг вспоминает, улыбается:

— Одно время в детстве меня даже вопрос мучил — почему это все люди не рисуют? Это же так просто и здорово, надо всем всё бросать и начать рисовать! Но это было давно. Сейчас я, наверное, более трезво смотрю на вещи.

 

Текст: Полина Щедрина

Фото: Мария Аникина