Послушайте!..
Как проходят вечера чтения в органном зале Томской филармонии
Нет сил или желания читать? Так послушайте!
Открыть для себя ранее неизвестные произведения или услышать их
Все из детства
Музыка и слово в Томской филармонии объединяются не первый год. Вера Тимофеева, координатор, режиссер проекта, музыковед мечтала организовать подобное действие давно:
— Это все из детства, когда мы много слушали радио. Помню, папа включал его погромче: «Послушай детские сказки, читает Николай Литвинов!». Они были пронизаны музыкой. Звучащее слово само по себе проникает в душу, позволяет фантазировать. Наш проект — это не дань Году литературы,
Одна из постоянных участниц подобных проектов — Ольга Радионова, лауреат Международного проекта «Сибирь зажигает звезды» (
— Я тогда рассказала, что у меня есть и поэтические программы, всего пять. Мы отправились к художественному руководителю филармонии Дмитрию Ушакову. Он меня послушал и спросил: а можете сделать программу «Пушкин — Высоцкий?», — вспоминает Ольга Радионова. — Я говорю, легко, и буквально на следующий день составила программу. У Высоцкого и Пушкина много пересечений. Так родился вечер «Пушкин и Высоцкий: диалоги над вечностью». Потом прочитала «Аленький цветочек». Незабываемое это впечатление, когда ты внутри оркестра! После были рассказы Чехова и Тэффи, их читали мы с Володей Суриным, проект по Светлане Алексиевич и ее книге «У войны неженское лицо». В программу по стихам Сергея Есенина пригласили Александра Рогозина, артиста Томского драматического театра. Он пластичен, восприимчив в плане репетиций, с ним хорошо работать.
Когда речь зашла о вечере коротких рассказов, то решили задействовать в проекте больше артистов. К Ольге Радионовой присоединились две молодых супружеских актерских пары из театра Драмы — Александр Рогозин с женой Анной Кушнир, а также Елизавета и Владислав Хрусталевы.
Что читать
Первый вопрос при создании
— В поисках нам очень помогает Ольга Радионова, она филолог, знает литературу, — поясняет Вера Тимофеева. — Определяемся сначала с авторами, затем начинается интересная и при этом сложнейшая работа: выбор. И твое ощущение здесь важно, и предпочтения актеров.
— Я с мая занималась этим проектом, с того момента, как Дмитрий Ушаков придумал, что это будет короткий юмористический рассказ, — объясняет Ольга Радионова. — Мне важна была логика, я ее выстроила. Чехов умирает в 1904 году, тогда появляются первые рассказы Аверченко. Он в 1922 году сходит со сцены, уезжает из России — тогда первые рассказы публикует Зощенко. Я изучала их биографии, и многое помнится еще благодаря учебе. Потом Вера Тимофеева еще решила добавить в программу Тэффи. Так все и сложилось.
Короткие рассказы, во многом написанные более 100 лет назад, впечатляли своей актуальностью. Зрители оценили это во время вечера в органном зале, а участники проекта удивлялись еще во время выбора материала:
— Когда мне рассказали историю, что мальчик завел себе страницу в сети ВКонтакте, где высмеивал одноклассников, фотографировал их на уроках, записывал их неудачные ответы и это каждый день выкладывал в сеть, то я сразу вспомнила про рассказ Тэффи «Кишмиш», — говорит Ольга Радионова. — Она тоже хотела
А рассказ «Французский роман» — это же про любовные романы и мыльные сериалы, истории, которые были, есть и будут всегда популярны.
Всего для вечера было выбрано 13 рассказов. Кто что прочтет, решали сами участники.
Джем-сейшн
Затем, когда определились с литературным материалом, пришло время музыки.
— Хотелось следовать стилю и жанру авторов рассказов, так родился
В итоге на вечере короткого рассказа звучали джазовые стандарты, в том числе такие хиты, как Take five, The Shadow of Your Smile, Cheek to cheek,
Конечно, у каждой программы проекта свое звучание. Например, стихи Есенина объединяли с ансамблем русских народных инструментов «Сибирские узоры». А для Высоцкого и Пушкина выбирали Моцарта.
Быть свободнее
Чем привлекает проект самих участникам? Например, актерам, при их постоянных репетициях и регулярных спектаклях?
— Работа со словом мне вообще интересна, погружение в слово и его передача зрителю, наполненная, помимо авторского, своим смыслом, — считает Александр Рогозин, актер Томского драматического театра. — Сочетание музыки и слова без особых режиссерских «идей», без художника — здесь ты сам себе режиссер, художник, актер. Акустика в органном зале необычная, интересно познать свойства речи в этом зале.
До переезда в Томск Александр работал в Барнауле с симфоническим оркестром, с оркестром «Сибирь». Говорит, что главное различие — в залах. В целом приятно выступать и с барнаульским, и с томским коллективом.
Павел Шинкевич, солист томской филармонии, признается:
— Мне нравится взаимодействовать с литературными текстами, здесь не такой академический подход, как на других концертах, у музыкантов больше свободы.
А в зале кто?
Гибкостью своих музыкантов, которые могут участвовать в совершенно разноплановых концертах, в филармонии гордятся. Но переживают, что об этом знают не все потенциальные зрители.
— Отношение к филармоническому жанру по инерции остается сухим, односторонним, а мне бы очень хотелось, чтобы нам поверили молодые, — подчеркивает Вера Тимофеева. — Сейчас, при открытости современного мира, филармония — это такое мультижанровое содружество. Было поколение, воспитанное на классической музыке, в
Впрочем, зрители на вечере коротких рассказов были замечательные — слушали внимательно, увлеченно. Много смеялись.
— Зал замечательный, бесконечно благодарна публике — столько тепла, открытости! — восклицает Ольга Радионова. — Никаких постных лиц не видели, не было таких взглядов, мол, ну, давай, докажи, развлеки нас.
Финальный короткий рассказ — «Жизнь прекрасна!» Антона Чехова — был прочитан всеми пятью участниками, наблюдать за их взаимодействием было интересно. А музыка, конечно, лишь усиливала впечатление.
В этом сезоне в рамках проекта «Стань музыкою, слово» будут еще два вечера. 8 марта Ольга Радионова почитает женскую поэзию, а после настанет время Шекспира, его сонетов, и, возможно, не только. Кто именно будет их читать, и какая музыка прозвучит, пока неизвестно.
Фото: Данил Шостак