18+
18+
РЕКЛАМА
Speciality, Милый бизнес, Милый бизнес.Студия «Малиновый Кот»: как прийти в творчество, начав с бизнеса Милый бизнес.Студия «Малиновый Кот»: как прийти в творчество, начав с бизнеса

Милый бизнес.
Студия «Малиновый Кот»: как прийти в творчество, начав с бизнеса

автор
Полина Щедрина

Редко кто находит свое дело с первого раза. Чаще приходится перепробовать множество самых разных вещей, чтобы прийти к тому, к чему действительно лежит душа. И потерпеть не одну неудачу, прежде чем начнет получаться по-настоящему.

Легко ли превратить творчество в собственное дело? Существует ли рецепт успеха творческого бизнеса — и как его можно развивать в Томске? Об этом мы поговорили с Леной Новиковой — основателем творческой студии «Малиновый Кот».

Спасибо кризису

Свой первый творческий бизнес Лена основала, ещё не занимаясь скрапбукингом, к нему она пришла позже. Её случай — исключение, ведь, как правило, зарабатывать на творчестве начинают те, кто уже давно им занимается.

— Был 2008 год, кризис. Я потеряла работу, и думала, что же теперь делать. Помог случай: на одном форуме в интернете я прочитала, что кто-то ищет штампы для скрапбукинга на русском языке. На тот момент у моего мужа была небольшая полиграфическая фирма, и я стала узнавать — а что это за штампы и можно ли их сделать у нас в России, в нашей фирме.

Оказалось, штампы для скрапбукинга — это обычные печати, только не с официальными надписями вроде «ИП Петров», а кое-чем повеселее — на что фантазии хватит: «С Новым годом!», «Хранить вечно» «Настоящему мужчине» или какие-то веселые рисунки.

Узнав об этом, Лена быстро создала сайт, написала своим первым клиентам и приняла свой первый заказ.

— Мы стали производить товары для скрапбукинга — штампы, чипборды (плотные заготовки для творчества из картона — прим. авт.). Разрабатывая дизайны новых коллекций, я просмотрела тысячи работ русских и зарубежных мастериц скрапбукинга, чтобы понимать, что будет интересно моим покупателям. И вот именно тогда я сама втянулась в это творчество — скрапбукинг — изготовление фотоальбомов ручной работы. В то время я была вторым производителем подобных товаров в России. Если бы тогда я подошла к этому процессу более грамотно, то сейчас могла бы достигнуть очень больших высот в этом бизнесе. Но так получилось, что вовремя не поймала волну. На три года по различным обстоятельствам я выпала из этой сферы, энтузиазма продолжать у меня не было. Понятное дело, за это время в России появилось множество производителей скрап-товаров, с которыми я уже не могла конкурировать.

Но если энтузиазм к ведению бизнеса пропасть может, то тяга к творчеству — нет. Ещё в начале увлечения скрапбукингом вокруг мастерской Лены сформировался томский скрап-клуб — сообщество единомышленников, увлекающихся одним и тем же творчеством.

— Был момент, когда я хотела отказаться от этого бизнеса, закрыть производство. Но две мои подруги из нашего скрап-клуба сказали: «Не бросай, мы тебе поможем!» и вдохновили меня на создание новых коллекций скрап-товаров. Я очень благодарна им за это. Мы вместе стараемся развивать этот бизнес, разделили обязанности — втроём ведём в студии мастер-классы по разным направлениям, а также развиваем наш магазинчик скрап-товаров, и, конечно, производство.

Семейные альбомы

Теперь творческая студия «Малиновый Кот» — это не только производство, но и мастерская по сохранению истории своими руками. Ведь скрапбукинг изначально появился как раз для этого — хранить историю своей семьи.

— Кстати, дембельские альбомы — это по смыслу своему тоже скрапбукинг, — смеется Лена. — Скрапбукингом занимались многие известные люди, о чьих хобби мы даже не догадываемся. Марк Твен, например: он так и вовсе изобрел альбом для скрапбукинга с самоклеющимися элементами, и это очень его прославило и принесло немалую прибыль.

— Свой первый альбомчик я сделала ещё в детстве. У меня вся семья такая творческая — и мама альбомы делала, и дедушка. Он за всю жизнь собрал около 30 томов истории нашей семьи с приклеенными фото и нашими детскими рисунками!

Расставить приоритеты

Начав с производства штампов и чипбордов для любителей скрапбукинга, очень скоро Лена присоединилась к рядам профессионалов скрапа — с первыми заказами от клиентов. Сейчас, оглядываясь назад и оценивая собственный опыт и работу своих коллег, Лена считает: сразу превращать хобби в бизнес не стоит — хотя бы потому, что это приносит небольшой доход. Здесь мы имеем в виду не технический процесс производства, а творчество в чистом виде — изготовление альбомов на заказ.

— Прежде всего, нужно помнить, что это очень дорогое хобби. Один только лист плотной бумаги хорошего качества можно купить минимум за 50–70 рублей. А представляете, сколько таких листов уходит на целый альбом? Возьмите ещё затраты на декор, на оценку ручной работы. Труд скрап-мастера потому и считается одним из самых дорогих: один альбом для фотографий, который он может делать три недели, обойдется для покупателя в пять-восемь тысяч. Не каждый готов платить такие деньги за ручную работу. Да что смеяться — даже на эти средства семью не прокормить. Чуть-чуть подзаработаешь — и сразу же тратишь эти деньги на материалы для других альбомов.

Фото: Блог Лены Новиковой

Лене было проще — она могла заниматься творчеством параллельно с бизнесом: производством материалов для скрапбукинга, творческой студией «Малиновый Кот» и интернет-магазинчиком товаров для творчества «Скрап-Малина». «Малиновая» тематика появилась в названиях ещё несколько лет назад и пошла от студии фотографии «Малиновый Кот».

— Одно время мне очень хотелось собственную интерьерную фотостудию. Но, открыв её, я поняла: очень сложно, не «варившись» в фотографической тусовке, вести своё дело в этой сфере. Обучаться дополнительно на фотографа в планах у меня не было, поэтому спустя пару лет фотостудию я закрыла.

В то же время Лена создала свою студию декора, воплотив тем самым в жизнь ещё одну мечту. Но недавно она решила отказаться и от неё — и заниматься теперь только скрапбукингом, на который всегда есть вдохновение.

— Рано или поздно наступает момент, когда тебе нужно расставить приоритеты. Так и случилось со мной. Если раньше я могла в выходные поехать оформлять свадьбу, то сейчас мне важнее провести это время с детьми, с семьёй и с любимым творчеством.

В творческой студии «Малиновый Кот»

Спрос своими руками

Однако опыт бизнеса в сфере декора не прошёл даром — ведь только так, став непосредственным участником сообщества декораторов изнутри, можно оценить ситуацию с этим делом в Томске. И если, по словам Лены, у нас в городе есть достойные студии, которые предлагают креативные решения, то клиенты зачастую сознательно делают выбор в пользу устаревших взглядов на декор.

— Новые интересные решения люди считают слишком креативными и настаивают на каком-нибудь сердце из шариков или драпировке из атласа для украшения банкетного зала. Хотелось бы, чтобы бизнес декора развивался в сторону нестандартных решений — и чтобы публика это приняла и сама бы желала видеть на своём торжестве новый креативный дизайн.

Фото: Блог Лены Новиковой

Чтобы привить публике вкус к хорошему дизайну, считает Лена, мастерам остается только одно: предлагать и предлагать клиентам новые творческие подходы, на которые уже несколько лет ориентируются дизайнеры и декораторы на Западе.

Это касается и скрапбукинга. В нём есть несколько направлений, одни из которых считаются более классическими, а другие — современными и быстро набирающими популярность во всём мире. До Томска это пока не дошло. А чтобы это случилось поскорее, считает Лена, студиям творчества нужно развивать именно эти новые направления. Ведь скрапбукинг не ограничивается одними только детскими альбомами с первыми фотографиями ребёнка или милыми открыточками.

Тех же позиций Лена Новикова придерживается в скрап-производстве: не бояться предлагать покупателям те новые товары, на которых в городе пока ещё нет спроса. Ведь вкусы можно привить, а спрос — создать своими руками. Главное — не сидеть на месте.

— Если ты хочешь превратить своё хобби в бизнес, ты должен трудиться по 25 часов в сутки. И никак иначе. Единственное, о чём я иногда жалею — так это что время не резиновое и в нём не всегда удаётся выделить лишние часы для любимого дела.

Евгений Богач, коммерческий директор томского филиала Tele2

— Приятно слышать, что самые необычные изделия находят своего покупателя в нашем городе. Надеемся, что подобных начинаний будет больше с каждым годом.
Мы, разрабатывая предложения для предпринимателей, тщательно изучали потребности и возможности разных компаний, их руководителей и сотрудников. И в настоящее время у нас есть несколько предложений, среди которых можно выбрать то, которое лучше всего подходит каждой отдельно взятой компании.
Подключение к бизнес-тарифам — это возможность для предпринимателя избавить себя от множества лишних организационных хлопот. Мы строим обслуживание предпринимателей так, что выгоду и удобство чувствует любой бизнесмен, даже тот, у кого всего один сотрудник — он сам. Бизнес-тарифы Tele2 помогают экономить не только деньги компании на корпоративной связи, но и время руководителя.

Фото: Данил Шостак, vk.com/scrapmktomsk, novelescrap.blogspot.ru