18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, «Русские сезоны» в Томске:Народный костюм — пережиток прошлого или актуальная «Русские сезоны» в Томске:Народный костюм — пережиток прошлого или актуальная тенденция?

«Русские сезоны» в Томске:
Народный костюм — пережиток прошлого или актуальная тенденция?

автор
Катерина Маас

Необычная лекция-перформанс о народном костюме и утерянных традициях в рамках научно-культурного форума «Русские сезоны» прошла в Центре культуры ТГУ на прошлой неделе. Искусствовед Андрей Боровский, художник по костюмам Андрей Скатков и реконструктор Юханн Никадимус собрались, чтобы поговорить о ситуации, сложившейся в нашей стране вокруг народного костюма и слова «традиция». А арт-проект «Васильев вечер» и дизайн-группа SAMO обеспечивали звуковое и визуальное сопровождение.

Надо сказать, что проект, анонсированный как лекция, оказался куда более широким и многогранным представлением: помимо собственно беседы экспертов в программу органично вплелись выступления творческого коллектива и показ коллекции модной одежды в русском стиле. Это усложнило нашу задачу — передать все происходившее на сцене посредством текста оказалось сложно.

Тем не менее мы попытались отразить основные идеи, высказанные в ходе обсуждения, и кратко резюмировать итог беседы.

Итак — что же такое «традиция», особенно если мы говорим о русском народном костюме?

Говорить о «традиции» применительно к народному костюму следует очень осторожно — и в лекции к этому моменту еще не раз возвращались.

В России, во-первых, традиция ношения народного костюма прерывалась. Сперва — из-за Петровских реформ, коснувшихся в том числе и одежды, сложилась совершенно уникальная ситуация: традиционный костюм, ранее являвшийся символом принадлежности к высшим слоям общества, был изгнан из домов знати, и стал уделом простых жителей. Затем Екатерина II вернула сарафан в гардероб придворных дам, но это был всего лишь элемент женского народного костюма.

Во-вторых, нет единого образца, а существует множество разных видов мужского и женского облачения, отличающегося по назначению, месту жительства, профессиональной деятельности и материальному достатку носителя костюма: на территории России не было единообразия: «традиционные» костюмы могли различаться даже в пределах одного города, от околотка к околотку.

В целом участники разговора сошлись в одном — традицией можно считать любое действие или любой элемент одежды, который используется в одном населенном пункте в течение долгого времени. Таким образом, наряды народов Севера и повседневное облачение тамбовской крестьянки одинаково традиционны, и являются элементами единого «русского» стиля, который, в свою очередь, не ограничивается стереотипным набором «сарафан, кокошник, лапти».

При этом в России не существует традиции ношения народного костюма в повседневности или в любой другой ситуации. Просто потому, что сама трансформация общества уничтожила или вывела из обихода ритуалы, обряды и роли, которые требовали определенных нарядов. Участники арт-проекта «Васильев вечер», например, демонстрировали проводы в армию или сборы невесты как часть культуры наших предков, но сегодня все это выведено из широкого использования либо заменено иными обрядами, и мы можем увидеть подобные представления только как часть реконструкции.

Поэтому традицию невозможно сохранить в неизменном виде как часть повседневности, можно только изучать в качестве исторического материал или использовать как основу для современной одежды. В частности, сегодня просто нет многих материалов, которые использовались при создании облачения невесты или повседневной одежды русской крестьянки: нет северного жемчуга, нет ниток определенного образца, нет того, нет другого. С этой точки зрения костюм рассматривают искусствоведы и историки костюма, так работают художники театра и кино — изучают особенности и пытаются воссоздавать копии нарядов. А модельеры часто используют крой или элементы декора в своих коллекциях.

При этом нужно четко понимать, что традиционная одежда также подвергалась влиянию моды. В частности, казаки всегда привозили из походов новые ткани, аксессуары, элементы гардероба, а их жены адаптировали все это под свой костюм, и традиционные наряды разбавлялись новыми элементами, оставаясь при этом социально-приемлемыми. То же самое касается любых новых материалов: кожаные сапоги в свое время сменили лапти, фабричные ткани сменяли домотканые, и так далее. Ни в один из периодов времени традиционный костюм не существовал в неизменном виде, наоборот, он всегда чутко реагировал на любые социальные изменения и потрясения.

Что мы хотим найти в народном костюме?

На этот вопрос однозначного ответа так и не нашлось. Есть два основных направления использования народного костюма: либо это изучение одежды как элемента повседневной культуры, направленное на сохранение и передачу будущим поколениям неких ритуалов в жизни наших предков как исторического материала; либо это использование элементов кроя или аксессуаров в современной моде.

На сегодняшний день актуален скорее второй путь — мы можем пытаться адаптировать элементы традиционных костюмов к современным реалиям. Почему? Потому что общество трансформируется, и любая традиция подвергается испытанию временем. И одежда не является исключением, потому что отражает всю полноту социальных трансформаций. Современному человеку большая часть одежды, которую носили еще сто лет назад, просто не нужна — нет уже тех социальных статусов и того общественного устройства, одежда «не говорит».

К сожалению, современная модная индустрия рассматривает народный русский костюм с очень ограниченных позиций: в основном при создании коллекций в русском стиле используются штампы и стереотипные представления о «русском» костюме, и игнорируются действительно важные и универсальные особенности народного русского костюма, такие как архитектоника, крой, декор, аксессуары.

Примером интересного и концептуального использования русского стиля в современной одежде может служить коллекций «Russkoe» дизайн-группы SAMO. По словам одного из создателей коллекции, Андрея Скаткова, за основу они взяли утилитаризм, прагматизм и комфорт как главные свойства народных русских костюмов, а при создании вещей использовали ручной труд и реплики (копии) элементов народного костюма (например, северный косоклинный женский сарафан в коллекции трансформируется в брюки, юбку и даже рубашку с карманами). Несколько комплектов одежды из этой коллекции были представлены в ходе лекции, и надо отметить, что зрители приняли представленные вещи довольно положительно.

В итоге вместо лекции получилось живое и интерактивное действо, в котором разговоры сменялись вопросами в зал, показами коллекции одежды и небольшими сценками из жизни российского крестьянства, разыгранными участниками арт-проекта «Васильев вечер».

Фото: Русские сезоны