18+
18+
РЕКЛАМА
Спорт, Как это работает.Выезд команды «Томь» на матч Как это работает.Выезд команды «Томь» на матч

Как это работает.
Выезд команды «Томь» на матч

АВТОР
Мария Симонова


Половину игр футболисты проводят на чужих полях. Когда идет сезон, то примерно раз в две недели приходит время собираться в дорогу и отправляться на выезд.

Как организованы такие поездки, на каких самолетах летают игроки футбольного клуба «Томь» и чем они занимаются во время перелетов — все это мы выяснили у непосредственных участников выездных матчей.

Скоро команда на взлёт

Когда отправляться на выезд? В премьер-лиге за день до игр основных составов встречаются молодежные, поэтому, если футболисты летят чартером, такой график заставляет их отправляться в путь пораньше. Но так сложилось, что «Томь» уже второй сезон подряд выступает в ФНЛ, где никаких матчей-дублеров нет.

Главный тренер команды Валерий Непомнящий предпочитает в чужих городах надолго не задерживаться:

— Хочется, чтобы люди были больше со своей семьей, меньше испытывали стресс, и предыгровую тренировку удобнее провести дома. — Не понимаю, когда говорят «Нам надо привыкнуть к полю». Больше половины матчей мы играем на синтетике, к чему там привыкать? Я полагаю, лучше всего прилететь к ужину и поскорее лечь спать. Так восстановление идет быстрее.

Организация выезда — процесс непростой и ответственный. Им занимается Сергей Краснослободцев, в прошлом вратарь «Томи», а теперь начальник команды. Проведение сборов, любые переезды команды, четкое соблюдение графиков и планов — это его задачи. Игровой результат команды зависит даже от небольших «технических» нюансов: режим дня, питание, тренировки — мелочей здесь не бывает. Иногда одно «звено» в цепочке «ломается» и все планы рушатся. Например, из-за нелетной погоды самолет вылетает позже — так случилось весной 2014 года перед игрой с «Уралом». Пришлось срочно менять график.

Конечно, «Томь» не всегда летала чартерами, только с конца 1990-х, при тренере Владимире Юрине, когда перед командой поставили задачу выйти из второго дивизиона в первый. Правда, тогда самолеты арендовали только для отдельных перелетов, сложных и дальних. Клуб развивался.

— Я с 1997 года летаю вместе с командой. Сейчас в нашем клубе со всеми вопросами разбираются четко, а прежде, особенно в первые годы в Первом дивизионе, было немало сложностей, — рассказывает Василий Муртазин, видеоинженер ФК «Томь». — Мы жили в гостиницах, где тараканы были в порядке вещей, и когда футболисты частенько произносили фразы в духе «Как едим, так и играем». С транспортом и тренировками случались проблемы. Одним из первых выездов в 1998 году для меня стал матч на Кубок России во Владикавказе, «Томь» встречалась с одним из лидеров Высшей лиги — «Аланией». Там, к примеру, нашу команду не пустили на поле провести предыгровую тренировку. Положенный минимум в 40 минут категорически отказались предоставлять, сославшись на то что мы «убьем» поле перед игрой… Это, на мой взгляд, тогда стало одной из причин нашего поражения.

Обычными рейсами будет команда летать, или чартерами, в каких гостиницах жить, и на чем ни в коем случае нельзя экономить определяется в основном накануне сезона, когда обсуждается бюджет футбольного клуба. В этом процессе принимает участие и финансовый директор клуба, и спортивный отдел, и начальник команды.

Компанию для сотрудничества по чартерным поездкам выбирают на весь сезон:

— Перед началом чемпионата мы проводим аукцион, получаем предложения от разных компаний. Необходимо, чтобы по цене и качеству нас все устраивало, — объясняет Сергей Краснослободцев. — Мы стараемся не менять партнеров, уже три года работаем с Авиационным чартерным сервисом, московской компанией. Они и с другими командами сотрудничают, и футбольными, и хоккейными. Не подводят нас, более того, иногда возят в долг.

Что касается гостиниц, то, когда речь идет о выездной игре и футболистам предстоит провести в чужом городе всего одну ночь, то это вопрос не такой уж принципиальный. Обычно селятся в одних и тех же, главный критерий — удобство и близость к стадиону.

— Другое дело — подготовительные тренировочные сборы, когда мы подолгу живем в отеле, — уточняет Валерий Непомнящий. — В этом случае требований к гостинице значительно больше, например, нам необходим тренажерный зал.

Обычными рейсами команда тоже пользуется, просто выбор направлений в Томске не велик. Но до столицы добираются в основном не чартерами. В Нижний Новгород и Астрахань в прошлом сезоне летали через Москву — была удобная стыковка рейсов. Но так получается не всегда:

— В прошлом году перед матчем с «Анжи», который мы проиграли с крупным счетом, мы были вынуждены добираться до Махачкалы 13 часов, — отмечает главный тренер. — Чартерами обычно вылетаем с таким расчетом, чтобы успеть провести предматчевую тренировку на поле, где предстоит играть. Для этого нужно, чтобы мы прибыли в нужный город к обеду в день накануне матча. Дальше небольшая пауза, отдых, и потом игра. Естественно, хотелось бы сразу вылетать после матча, чтобы не терялся следующий день. Но у нас и у чартеров есть некоторые ограничения. Мы должны прибыть в аэропорт Томска после пяти утра, иначе приходится платить за ранний прилет. В целях экономии мы ждем позднего вылета и летим ночь. Нельзя к таким перелетам привыкнуть, но делать нечего.

Перед полетом

Для спортсменов важна правильная подготовка к полету:

— Надо правильно питаться, пить много воды, а еще психологически настроиться, — уверен Валерий Непомнящий. — Если обычные пассажиры могут немного выпить, расслабиться и спокойно лететь, то у спортсменов ситуация другая. Игрокам перед матчем нельзя употреблять алкоголь. У нас принято перед полетом пить аспирин. Кровь меняет свою структуру во время полета, сосуды сжимаются, для организма это тяжело, а аспирин кровь разжижает. Считается, что два часа в самолете равны двухчасовой тренировке — по затратам энергии, потерям влаги.

Отдельным испытанием перелет становится для тех, кто страдает аэрофобией.

— У нас есть несколько человек, кто заметно нервничает, им мы даем успокоительное перед полетом, — говорит Алексей Долгов, врач команды «Томь». — Какое именно средство хорошо для таких случаев? Универсального варианта нет. Каждый может предпочесть то успокоительное, которое ему подходит.

На выезд отправляется обычно не только команда, но и администрация, в том числе генеральный директор ФК «Томь». По крайней мере, возглавляющий сейчас клуб Руслан
Киселев стремится присутствовать на всех играх.

— Моя роль в выезде — это, прежде всего, контроль дисциплины, — поясняет Руслан Киселев. — Если по организации встречи какие-то вопросы возникают, я могу оперативно их решать с делегатом матча. К полетам отношусь легко. Много лет был футбольным арбитром, летал по четыре раза в месяц, затем, как делегат, два-три. Привык, самолеты переношу спокойно, поездом ехать тяжелее. На борту обычно слушаю музыку, читаю. Например, нормативные документы ФНЛ изучал в самолетах. Регламент РФПЛ я давно знаю наизусть, но есть разница, отличия.

Сон или бридж?

Каждый из футболистов коротает время в дороге по-своему. Евгений Башкиров, Никита Баженов, как известные книгоманы, читают. Не обходится на высоте без карточных игр:

— Я люблю играть в бридж! — рассказывает Алексей Пугин, полузащитник ФК «Томь». — Мы даже на небольшие деньги играем — для интереса. Часто побеждает Леша
Солосин, я заметил, чаще ему везет на обратном пути.

— Я в карты не играю, предпочитаю слушать музыку, — говорит Олег Чуваев.

Полузащитник «Томи» Сергей Кузнецов к выездам команды относится с завидным спокойствием:

— Я до этого во Владивостоке играл, меня длинными перелетами не удивишь. Только когда первый раз летишь, страшно, потом нет. Какой самолет, значения не имеет, единственное, чтобы было не слишком тесно, всегда хочется ноги вытянуть нормально. Чем заняться по дороге, не задумываюсь: обычно я сплю весь перелет. Меня в самолете можно даже не заметить.

Правда, партнёры по команде с этим заявлением Сергея не согласны:

— Как только тележку с питанием вывозят в салон, Сергей сразу просыпается и ест! — утверждает Алексей Пугин.

Меню для полетов разрабатывается при участии докторов команды. В самолете у игроков питание, по сравнению с обычными рейсами, улучшенное: чтобы все были довольны и сыты.

Отличаются ли чем-то «спортивные» пассажиры от обычных? Стюардесса
Светлана работать на чартерных рейсах начала недавно, но некоторые особенности уже отметила:

— Они более раскованы, свободнее себя чувствуют на борту, ощущается, что часто летают.
Есть и вкусовые предпочтения: спортсмены любят соки и сладкое. Проблем с дисциплиной нет — пассажиры послушные, видно, что уставшие, в основном спят. Я знаю, какая именно команда с нами летит, мы интересуемся, кого везем. И что матч ребята выиграли, мне тоже известно. Обычно после удачных игр экипаж во время полета делает объявление — поздравляет своих пассажиров с победой.

К работе пилотов команда неоднократно проявляла интерес, что неудивительно. А Валерий Непомнящий из кабины пилотов даже следил за ходом футбольного матча:

— Я несколько раз бывал в кабине. Мало что видишь, зато слышишь много, все переговоры. Однажды в 2000 году из Москвы в Токио летел Боингом 777, в эти часы московский «Спартак» играл с мадридским «Реалом». Я когда сел, попросил стюардессу, возможно ли получать информацию о ходе матча. Командир узнал меня, пригласил в кабину, поймал радио «Маяк» и мы, пока над Россией летели, слушали трансляцию. Выиграл тогда «Спартак».

Путевые истории

С поездками, конечно, связаны свои истории. Главная из проблем — забытые паспорта:

— И российские игроки, и иностранцы забывают паспорта. А бывают, что и на рейс опаздывают, — говорит Валерий Непомнящий, которому довелось работать в разных странах. — В «Томи» мы однажды улетали на матч без игрока. В Камеруне, где я тренировал национальную сборную, два человека опоздали на самолет и потом утверждали: «Мы не знали, где постирать одежду. Искали прачечную». Это ж надо — всю ночь искать прачечную! За такие нарушения, естественно, игроков ждут серьезные санкции.

Одна из частых (но решаемых) проблем, с которой сталкивается начальник команды Сергей Краснослободцев — забытые паспорта. Нередко кто-то из ребят приезжает в аэропорт без документов. Приходится уговаривать пустить их на борт. Если на регулярный рейс без документа попасть шансов нет, то в чартерах обычно идут навстречу.

Иногда случаи бывают и неприятные:

— Один раз из-за погоды нас не приняли в томском аэропорту, поэтому мы приземлились в Новосибирске. Оставили в самолете все вещи, поскольку через час-полтора должны были все-таки добраться до дома. Мы отправились на аэровокзал, — вспоминает Василий Муртазин. — А самолет неожиданно улетел в другое место — у него оказывается был запланирован промежуточный рейс… Вылетели мы домой только через 5–6 часов. Тогда пропали некоторые вещи. У меня был специальный монокль на видеокамеру, сделанный на заказ именно для моего зрения. Он исчез. Многие тоже чего-то не досчитались. Штраф какой-то авиакомпания, вероятно, выплатила, но все равно негативные воспоминания остались надолго.

Домой!

Куда приятнее лететь — с игры или на игру?

— Все зависит от результата. На матч отправляешься с ожиданиями — футбола, интересной результативной игры, общения. Когда домой возвращаемся после победы, то все в хорошем настроении, говорим обо всем, шутим. Если, не дай бог, проигрываем, то коллектив становится немного замкнутым, — объясняет Василий Муртазин. — Это правильно. Неудача — серьезный повод для размышления и последующих выводов.

К счастью, в ФНЛ у «Томи» не часто бывают поводы возвращаться «на щите»: обычно команда везет победу. Правда, отмечает, что болельщики стали относиться к этому спокойнее:

— Раньше после побед нас всегда встречали в аэропорту, теперь нет, — вздыхает Алексей Солосин.

— Очень приятно, когда болельщики встречают! — соглашается Олег Чуваев.

Когда команда возвращается, приходит время восстановления. Для того чтобы оно прошло быстро, есть свои секреты:

— Если летим куда-то на восток, игрокам желательно жить по томскому времени, мы же всего на сутки на игру прилетаем, — говорит Алексей Долгов. — Главное для футболистов — высыпаться. Если летим на восток, ложимся и встаем поздно, не меняем ритм. Если летим всю ночь, прибываем в Томск в 6 утра, то я советую днем не спать, только в самолете по дороге. А потом пересилить себя, дождаться вечера и выспаться нормально.

Игроки на следующий день после возвращения не тренируются: на базе их ждет восстановление — бассейн, массаж, сауна. Так и удается быстро прийти в себя после перелета.

Фото: Мария Симонова