«У Медведра».
Как открыть репетиционную базу в гараже три раза подряд
Михаил Матвеев, он же Медведр, занимается репетиционными больше шести лет, и за это время успел «похозяйничать» уже на трех.
Как помочь людям реализовать творческий потенциал, предоставив им помещение, оборудование и необходимую атмосферу, Михаил рассказал «Томском Обзору».
Как все начиналось
Идея создания первой репетиционной базы созрела, когда Михаил начинал играть музыку вместе с одногруппником Артёмом (ныне владелец «Клуба 27», более известного, как «Причал» — прим. авт.). Средства на тот момент имелись у обоих, поэтому и решили сделать точку «на двоих». Однако судьба распорядилась иначе, деньги в итоге пришлось направить на другое, но Михаил решил не отказываться от намеченной цели и делать базу за свой счет. Друг помогал советами и делом.
На начальном этапе на закупку необходимого оборудования и материалов ушло около 150–200 тысяч рублей.
Михаил Матвеев
Со временем для точки стали выбирать более надежное оборудование. Какую-то аппаратуру время от времени дарят репетирующие на базе музыканты — например, скидываются на день рождения Михаила. В целом обновление оборудования происходит спонтанно, однако в этом вопросе учитывается мнение и просьбы клиентов. Или же если на рынок «выбрасывают» качественный аппарат за смешные деньги, его покупают, чтобы в случае чего придержать до лучших времен, а, может быть, и продать.
Гараж, кстати, сняли первый попавшийся. В основном вся работа по его обустройству заключалась в тепло- и шумоизоляции, при этом использовали не самые профессиональные, но довольно действенные методы.
С внутренним обустройством точки немного прогадали: ребята решили сделать в помещении закуток, где можно было бы хранить вещи, но в итоге этот закуток «съел» около метра полезной площади, которой в гараже и так не хватало. Да и с ремонтом тоже не срослось — на следующий год его пришлось делать заново. С другой стороны, ребятам сильно повезло с размещением базы, так как гараж располагался неподалеку от студенческих общежитий, в квартале
Изначально предполагалось, что играть на точке будут только ее создатели, но уже на начальном этапе ребята поняли, что для двоих это слишком дорогое удовольствие. В итоге было решено, что ее будут сдавать. Открылась база 2 февраля 2010 года, а на полную загрузку вышла уже к маю. Функции администратора выполнял сам Михаил, который на тот момент учился в университете. Информацию о новом месте для музыкантов распространяли с помощью «сарафанного радио», а также специализированных порталов — Darkside,
Позже Михаил приобрел еще две точки — одна из них находилась в гараже на улице Кулева (бывшая Stardust, куда переехали более трех лет назад), вторая в центре города, неподалеку от пересечения переулка 1905 года и проспекта Ленина (бывшая Steel Wave). Обе базы покупались с «потрохами», то есть бывший хозяин продавал всю аппаратуру, переписывался договор аренды. Михаил решил, что одна точка будет бюджетной и стоимость репетиционных часов там останется на прежнем невысоком уровне, а, та, что в центре, дороже. Позже было решено закрыть точку, так как приближалось лето — мертвый сезон, когда большинство потенциальных клиентов репточек уезжают на практику или домой на каникулы. Точка в центре прекратила свое существование, а оборудование с нее решили частично продать или перевезти в гараж на Кулева. К тому моменту самая первая точка в квартале
Как все устроено
Репетиционная точка может зарабатывать
С арендой непосредственно точки для репетиций все обстоит иначе. Начинается все с того, что потенциальные клиенты связываются с администратором и узнают о наличии свободного времени. В случае если подходящее для клиента время свободно — группа (или человек) заносится в расписание. Затем, в назначенный час у точки их встречает администратор. Он рассказывает и показывает, как настроить звук, помогает разобраться с оборудованием. Затем группа (или человек) репетирует два часа, оставляют деньги и уходят.
Естественно, в таком экспрессивном деле, как групповое музицирование, не обходится без поломок. О неполадках, как правило, сообщают сами репетирующие, принимая оборудование от предыдущих исполнителей. Администратор оценивает проблему (иногда дело может быть просто в отключенном штекере) и решает ее. Если сломался «расходник», например, барабанное «железо» или пластик, их заменяют — на эти цели в бюджете каждой точки заложены дополнительные средства). Если речь идет о более серьезной поломке (или даже умышленной поломке «расходника»), то администратор связывается с предполагаемыми виновниками и договаривается о компенсации ущерба.
Некоторые точки могут зарабатывать, организовывая на своих площадках музыкальные курсы. «У Медведра» тоже пытались сделать нечто подобное, договаривались с педагогами. Однако такие инициативы оказывались нежизнеспособными, либо глохли на начальном этапе. По сути, все проблемы сводились к нерадивости педагогов, которые оставляли своих учеников на улице попросту забывая про занятия.
Зато на точках Медведра проводили мастер-классы известные томские басисты. Еще здесь периодически проходили «сходки» барабанщиков — народ собирался и тестировал новое барабанное «железо». Со временем такие мероприятия потеряли актуальность, но есть большое желание их возродить.
Репетиционная точка может зарабатывать и на записи. «У Медведра» можно записаться, воспользовавшись услугами мобильной студии. Звукорежиссер приезжает на точку со своим оборудованием и записывает коллектив: всех разом или отдельно по одному инструменту, кому как удобно. Затем материал «сводится» и заказчик получает уже готовый трек.
Клиенты
Основные клиенты репточек — начинающие группы. Но время от времени приходят репетировать и «зубры», которых знают и за пределами города, региона страны. Правда, порой в очень узких кругах. Со временем таких групп становилось все больше.
И смех, и грех
Несмотря на организационные сложности и проблемы с оборудованием места, самым важным и сложным вопросом в деле создания репточек является вопрос с помещением. Так как подобного рода бизнес не приносит больших доходов, то рассчитывать на покупку недвижимости не приходится. Именно поэтому репетиционные базы зачастую располагаются именно в гаражах или других хозпостройках, которые, как правило, находятся
С другой стороны, ребятам везло с соседями. Они с пониманием относились к музыкантам и не жаловались на звуки, которые, несмотря на звукоизоляцию, периодически пробивались наружу.
Чуть меньше понимания проявили соседи точки на пер.1905 года. Бабушки из соседнего дома написали на прошлого хозяина базы не одно заявление, но не смогли их как следует аргументировать. Да и с арендодателем оказалось непросто найти общий язык.
Случались и конфликты на почве сломанной аппаратуры. Такие ситуации — самые неприятные. Бывает, что «расходники» ломаются
Бывало, что репточки в гаражах не обходили стороной и случайные слушатели. Иногда среди них попадались «реальные ребята», заходившие попить пива, или нетрезвые горожане, которым хватило смелости заглянуть. Некоторые гости в виду своего состояния начинали рассказывать истории из жизни — по большей части на тюремную тематику. Чтобы в дальнейшем избежать возможных неприятностей, новую точку на Кулева было решено оборудовать системой видеонаблюдения. Заодно и сами музыканты, зная, что за ними следят, ведут себя спокойнее. Правда, увы, даже эти меры не спасали от пропажи мелкого имущества.
Планы
На сегодняшний день у Михаила только одна репетиционная точка — на Кулева. Подобный бизнес не приносит особого дохода, поэтому для Медведра это больше хобби. На жизнь же он зарабатывает работой на северных промыслах крупной газовой компании.
В ближайших планах у Михаила — постоянная модернизация своей репточки. Капитальный гараж, в котором она располагается, перешел в его собственность, так что переезжать база в обозримом будущем точно не будет. Закупленная аппаратура окупилась только год назад (2,5 уже). Всего, за более чем три года, Михаил потратил на эту точку (и оборудование, и помещение) порядка полутора миллионов рублей. Первая база за два года своего существования с учетом продажи оборудования принесла около 250 тыс. рублей.
Фото: Владимир Дударев