18+
18+
Жизненное пространство, Театральный обзор, Театральный обзор.Какие спектакли стоит посмотреть в Томске в феврале Театральный обзор.Какие спектакли стоит посмотреть в Томске в феврале
РЕКЛАМА

Театральный обзор.
Какие спектакли стоит посмотреть в Томске в феврале

автор
Мария Симонова

Февраль. Можно «достать чернил и плакать», а можно отправиться за свежими впечатлениями в театр.

Тем более что на сей раз кроме гастролей и достойных репертуарных спектаклей томичей ждет и стоящая внимания премьера.

Московский театр «DRAMA & PHYSICAL THEATRE»: «Маркиз де Сад»

3 февраля, 19:00, Томский областной театр юного зрителя

Перед каждым спектаклем Антон Мозгалев выходит в фойе к публике и устраивает перформанс — готовит зрителей к совершенно непривычному для большинства из них действию.

Актер и режиссер Антон Мозгалев вырос в Северске, учился в театральном в Новосибирске. Однажды случайно попал на гастроли театра Derevo и его поразили их своеобразные постановки и ни на что не похожая пластика. Он понял, что хочет заниматься чем-то подобным. Получив образование, Антон отправился в Москву, в театр «ЧерноеНебоБелое». Этот коллектив разрабатывает пластическое направление и его чаще можно увидеть на гастролях в Европе, чем в столице. Через несколько лет только «физических» спектаклей, основанных на впечатляющем владении своим телом, Антону стало мало, и он затеял свой проект: «Drama & Physical Theatre». Сам автор называет его синтезом драматического, традиционного психологического русского театра и пластики. В спектаклях обычно занято два-четыре человека. В родной Северск Мозгалев приезжает на гастроли регулярно, у него там уже немало постоянных зрителей. До Томска впервые добрался со своими спектаклями два года назад. Нынешние гастроли в ТЮЗе — третьи в нашем городе.

На сей раз он представит мистическую драму «Маркиз де Сад», свою постановку, созданную еще в 2003 году. Это рассуждения о том, кем был знаменитый маркиз: воплощением зла и порока или философом свободы?

Спектакли Антона Мозгалева вряд ли вдохновят тех, кто не любит эксперименты на сцене, не подойдут они и зрителям, желающим в театре расслабиться и посмеяться во время комедийных постановок. В работах «Drama & Physical Theatre» нужно быть готовым к громкой психоделической музыке, очень специфическому гриму и внешнему образу артистов, обилию крови (естественно, бутафорской). Но действие цепляет, словно переносит в другой мир, да и пластика производит впечатление. В финале артист обычно приводит своих героев от негатива к добру и любви. Энергетика у Антона сильная, сценическое обаяние есть, поэтому ему это удается.

Читать интервью с Антоном Мозгалевым на «Афише».

«Война»

9, 11, 17 февраля, 19:00, 21 февраля, 14:00, Томский областной драматический театр

В Драме премьера по пьесе современного шведского драматурга Ларса Нурена. В прошлом году некоторые зрители уже познакомились с этой историей — она была показана в формате читки, эскиза. Обсуждение показало, что работа вызвала у публики много эмоций и что желание увидеть «Войну» уже полноценным спектаклем велико.

Ставит спектакль Александр Огарев, главный режиссер театра, заслуженный артист России. Пьеса Нурена — это его первая томская работа на малой сцене. Камерное пространство позволяет максимально сосредоточиться на актерских работах во всех их нюансах. Мощного визуального сопровождения, экранов в спектакле не предполагается. За сценографию «Войны» отвечает Дмитрий Гребенкин, главный художник театра Драмы. Именно он создаст на сцене образ разрушенного мира и дома.

О какой войне речь, кто с кем ради чего сражается, зрители спектакля не узнают. Это не самое главное. Страшнее то, что любая война творит с людьми. В основе фабулы — возвращение домой главы семьи. Он воевал и потерял зрение. Он ждал встречи с семьей, но чувствует, что жена и дочери ему не рады. Понимает, дома все изменилось, но не может разобраться, что произошло. Пьеса так драматична, что смотреть ее будет явно не легко, но располагает к размышлениям и становится мощным предупреждением, показывает, как страшно немирное время.

В главной роли ослепшего героя войны — заслуженный артист РФ Евгений Казаков. Этот пронзительный образ станет для него своеобразным дебютом: актер впервые играет премьеру не в качестве приглашенного. С 2016 года Казаков сменил Северский театр для детей и юношества на томскую Драму.

Также в спектакле заняты Александрина Мерецкая, Дарья Колыванова, Анна Кушнир, Елизавета Хрусталёва, Александр Рогозин, Татьяна Тёмная, Антон Черных.

«Две дамочки в сторону севера»

11 февраля, 19:00, Томский областной театр юного зрителя

Французский писатель Пьер Нотт умудрился превратить в комедию историю о том, как сестры едут… чтобы захоронить прах собственной матери. Читка этой пока не слишком известной в России современной пьесы прошла в Театре юного зрителя два года назад так удачно, что спектакль сразу появился в репертуаре. Впрочем, работы на малой сцене получались у режиссера Ильи Ротенберга (тогда возглавлявшего театра) успешнее, чем те, что он ставил на большой.

«Две дамочки в сторону севера» решены в лаконичной манере. Сценографию и костюмы создавали участники спектакля (артисты Ольга Никитина, Марина Фадеева, Павел Никитин, помощник режиссера Татьяна Гуполова, режиссер Илья Ротенберг).

Две сестры солидных лет Аннетта (Ольга Никитина) и Бернадетта (Марина Фадеева) направляются на север Франции. Они отправились в путь, чтобы воссоединить своих родителей — мать, умершую накануне, с отцом, которого они похоронили 25 лет назад. Конечно, не обходится без воспоминаний и споров. Они в исполнении Ольги Никитиной и Марины Фадеевой получаются у сестер трогательными и живыми.

В спектакле звучит живая музыка. Раньше в роли рокера с электрогитарой, попивающего почему-то безалкогольное пиво увлеченно импровизировал Илья Ротенберг. Перед тем как переехать в Екатеринбург он ввел на свою роль музыканта Андрея Косолапова.

«Фаина. Птица, парящая в клетке»

20 февраля, 19:00, Большой концертный зал

Антрепризы о легендарных людях становятся трендом — два месяца назад в Томск привозили спектакль о Сальвадоре Дали, а теперь можно будет посмотреть сатирический спектакль о двух днях из жизни Фаины Раневской.

За историю об очень непростой и талантливой актрисе взялись не мэтры, а, скорее, новички. Это режиссерский дебют в плане масштабных спектаклей для артиста Станислава Евстигнеева (впрочем, также он работал с театральной студией при театре «Квартет И», что кажется добрым знаком). Пьесу сочинили Софья Лежнева и Стелла Самохотова. Последняя прежде занималась бизнесом, но всегда была неравнодушна к искусству, особенно к личности Раневской. Текст писался больше года при участии драматурга Софьи Лежневой. Долго не удавалось найти актрису на главную роль, в итоге удалось уговорить обычно игнорирующую антрепризы Светлану Коркошко из «Современника». Она играет Фаину Раневскую почти без грима, при этом их внешнее сходство очень заметно.

В спектакле Раневская — возрастная актриса, близится ее 70-летие. Многие близкие друзья уже покинули этот мир. Но больше чем одиночество, актрису беспокоит отсутствие достойных ролей. Она нуждается в работе, а театр ведет подготовку к дежурному юбилею, такое несовпадение интересов провоцирует конфликты с представителем администрации театра Владиславом.

Найдется в постановке место воспоминаниям, и, конечно, знаменитым афоризмам Фаины Георгиевны.

«Фантазеры»

24 февраля, 11:00, 25 февраля 9:30, 11:00, Театр куклы и актера «Скоморох»

Пьесу Марии Зелинской по рассказам Николая Носова в театре куклы и актеры имени Р. Виндермана «Скоморох» поставили москвичи — режиссер Антон Калипанов, режиссер и композитор Ольга Шайдуллина, сценограф Михаил Кукушин. Спектакль был создан в сотрудничестве с творческим объединением «Культпроект», поддерживавшим молодых авторов, режиссеров, художников.

Герой спектакля, можно сказать, типичный «ребенок нашего времени». Он не отрывается от компьютерных игр. Спасти сына родители решают с помощью искусства — приводят его в мастерскую художника. Они верят: мастер не просто научит сына рисовать, но и разовьет его фантазию. Мольберты, кисти, красками, скульптуры — встреча с этими предметами становится для ребенка событием.

Спектакль получился ярким, истории смотрятся современно. Костюмы насыщенных цветов, спецэффекты, сложная работа со светом… Не обошлось и без легкого просветительского эффекта — зрители видят возможности театра кукол, то, как почти любой предмет может стать героем истории. Рассказывают детям и про художников — точнее, демонстрируют репродукции работ известных авторов, от Да Винчи до Шагала.

Зал принимает в спектакле некоторое участие. С помощью планшета (современные технологии представлены в спектакле не только в негативном ключе) в интерактивном режиме при подсказках зрителей герои рисуют. Их работы проецируются на декорацию, на задник-мольберт.

Читать рецензию на спектакль «Фантазеры» на «Афише».

Фото: Мария Аникина, vk.com/antonmozgalev, vk.com/teatrdrami, vk.com/tomtuz

Заглавная иллюстрация: сцена из спектакля Антона Мозгалева «Макбет. Реконструкция»