18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Как это работает.Оперативно-дежурная служба Томска Как это работает.Оперативно-дежурная служба Томска

Как это работает.
Оперативно-дежурная служба Томска

В Томске существует множество служб, отвечающих за поддержание стабильности и безопасности жизни горожан. Деятельность одних всегда на виду, о других городские обыватели, как правило, почти ничего не знают.

О работе одного из таких предприятий — Оперативно-дежурной службе города Томска — читайте в нашем материале.

Как устроена служба

Оперативно-дежурная служба Томска начала работу 1 января 2008 года. В соответствии с законодательством на муниципалитеты была возложена обязанность создать на своей территории отделы или департаменты, отвечающие за ГО и ЧС. В Томске, как и во многих других городах, для этих целей было сформировано отдельное муниципальное учреждение.

Деятельность оперативно-дежурной службы одновременно ведется в нескольких направлениях. Единая дежурно-диспетчерская служба, знакомая большинству томичей и принимающая звонки по телефону 005 — лишь один из отделов. Также в составе службы работает отдел, ответственный за мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города. Другой отдел отвечает за выполнение мероприятий гражданской обороны. Также на базе службы действуют курсы гражданской защиты для работников муниципальных и федеральных структур, располагающихся на территории Томска.

Оперативно-дежурная служба занимает два с половиной этажа в небольшом кирпичном здании по пер. Сакко, 2. На данный момент здесь работают 44 человека. Большую часть времени специалисты занимаются разработкой регламентов, составлением планов действий в любой ситуации, начиная с небольшого пожара и заканчивая введением военного положения в стране, а также проведением тренировок и учений. Впоследствии эти планы корректируются в зависимости от требований настоящего времени. Ежегодно скорректированные планы доводятся до руководителей соответствующих служб, которых, в свою очередь, обучают на курсах и тренируют в ходе учений.

Кроме того, специалисты ОДС разрабатывают и распространяют памятки для населения, информирующие о порядке действий в случае чрезвычайных ситуаций.

Отдел чрезвычайных ситуаций

Одним из направлений деятельности ОДС, как было сказано выше, являются мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти на территории Томска. Деятельность разделена по типам рискам. Всего их шесть, три из них наиболее актуальны для Томска — это природные и бытовые пожары, а также паводок. Вероятность возникновения ЧС, связанных именно с этими рисками, очень высока, поэтому большинство усилий ОДС направлена именно на их предупреждение. Но это, разумеется, не означает, что остальным рискам не уделяется должного внимания.

Чрезвычайные ситуации также подразделяются по масштабам. Минимальной считается локальная ЧС, например, пожар в доме, где пострадали, или могут пострадать люди. Затем следует ЧС муниципального уровня, далее — межмуниципального, регионального и, наконец, федерального уровней. Томская ОДС на своем уровне не может рассматривать ЧС масштабнее муниципального.

Возьмем для примера одно из самых серьезных бедствий для Томска — паводок. Для предупреждения связанных с ним негативных последствий отдел ЧС Оперативно-дежурной службы готовит специальный план, разработка которого начинается в конце лета и длится в течение всей осени. Этот план охватывает практически все муниципальные учреждения, предприятия и подразделения городской администрации и представляет собой схему взаимодействия всех структур на каждом из 28 подтапливаемых участков. За каждым участком закреплен сотрудник администрации, МЧС, УВД, которые должны знать буквально каждого жильца: кто не может передвигаться самостоятельно, у кого маленькие дети и так далее. Все эти данные заносятся в паспорт участка. Также во время сходов, которые традиционно проводятся в преддверии паводка, жителям объясняют, что делать, в случае, если вода поднимется слишком высоко. Сотрудники ОДС собирают информацию об опасных участках, передают ее в соответствующие службы и осуществляют межведомственное взаимодействие. Если паводок оказывается серьезным, отдел также занимается и организацией ликвидации его последствий.

Подобные планы, регламенты и алгоритмы действий разрабатываются для каждого вида ЧС. Таким образом, дежурные четко знают каков механизм действия в той или иной ситуации.

Отдел также проводит учения, для которых также составляется план на год. В учениях в обязательном порядке принимают участие сотрудники городской администрации: начальник соответствующего департамента, либо заместитель мэра, курирующий направление (например, социальную сферу, если учения проходят в школе).

Курсы по ГО и ЧС

Другое направление деятельности ОДС Томска — курсы гражданской защиты. Здесь проходят обучение сотрудники всех муниципальных структур, некоторых федеральных, базирующихся в Томске, и некоторых частных организаций, которые в силу своей деятельности относятся к сфере ГО и ЧС. Горожане, в свою очередь, должны проходить обучение на базе своих управляющих компаний и ТСЖ. Свои курсы должны быть также и в каждом муниципальном образовании.

Занятия в специально оборудованном классе с наглядными пособиями и манекеном проводят сотрудники отдела во главе с начальником отдела Сергеем Тересковым и главный специалист. Курсы проводятся согласно плана комплектования. Пустых мест в классе, как правило, не бывает, более того, для обучающихся даже приходится ставить дополнительные стулья.

— Программа строится в зависимости от обучаемой категории должностных лиц, — рассказывает Сергей Тересков. — Допустим, есть руководители организаций, категорированных, не категорированных — это одна программа. Есть члены КЧС и ОПБ муниципального уровня, то есть города, либо организаций — это другая программа, другие темы. Если обучается председатель эвакуационной комиссии, то это третья программа. Если он руководитель нештатного аварийно-спасательного формирования, то это четвертая программа.

Дольше всех, как правило, учатся руководители организаций — их программа длится 72 часа. Остальные программы занимают до 36 часов (две недели). Обучение проходит с 9.00 до 13.00 каждый будний день.

Отдел гражданской обороны

Определением вариантов поведения городских служб в случае введения военного положения занимается отдел мероприятий ГО. Это подразделение ОДС несет ответственность непосредственно за защиту населения в военное время и подготовкой к нему. Отчасти работа этого отдела пересекается с работой отдела ЧС в мирное время. Например, в случае войны та же система оповещения начинает работать на нужды гражданской обороны, для чего изначально и была создана.

— На сегодняшний день существует два основных способа защиты населения — эвакуация и укрытие в защитных сооружениях, — рассказывает начальник отдела мероприятий ГО Сергей Никифоров. — Этими вопросами мы и занимаемся. Оповещение, обучение, укрытие в защитных сооружениях, обеспечение индивидуальными средствами защиты неработающего населения и органов администрации, а также эвакомероприятия.

В мирное же время отдел занимается проведением учений и проверкой городских организаций и предприятий. Для этого каждый год разрабатывается и утверждается план мероприятий: он составляется таким образом, чтобы каждое крупное предприятие приняло участие в учениях по ГО минимум раз в 5 лет. Это необходимо для того, чтобы работники и руководство знали, что следует делать в случае введения военного положения. Некоторые предприятия, например, продолжают работать даже тогда, когда основная часть населения эвакуируется. Работников именно таких предприятий обучают и тренирует ОДС. В случае развития самого неблагоприятного сценария люди будут знать свою роль в системе гражданской обороны Томска и будут действовать согласно заранее утвержденному плану (плану ГО по Томску).

Практически все работники отдела ГО — кадровые военные, находящиеся в запасе. В случае введения военного положения, когда на базе ОДС будет развернуто управление гражданской защиты, они вернутся в ряды вооруженных сил, но будут служить в Томске.

Ранее контроль за деятельностью ГО осуществлялся на федеральном уровне — для этого создавались специальные штабы гражданской обороны. В настоящее время эти полномочия переданы на муниципальный уровень, управление ГО осуществляют специальные комиссии. Каждую из комиссий возглавляет соответствующий заместитель мэра города. Члены и руководители комиссий в повседневной жизни работают на определенных должностях в администрации и на предприятиях. В свою очередь, в ОДС члены комиссий проходят обучение, чтобы знать, как организовать деятельность подведомственной структуры в случае необходимости. Например, членов эвакокомиссии учат, как организовать эвакуацию населения.

В свою очередь, для выполнения решений комиссий созданы специальные службы. В мирное время они работают по своему прямому назначению, в случае войны меняют профиль. Например, на базе муниципальной службы городских кладбищ в военное время будет создана служба по захоронению тел. Работникам и руководству предприятий об этом напоминают на спецкурсах в ОДС и во время проверок и учений. Вероятно создание множества других подобных служб на базах разных предприятий. При этом около 80% информации о военной роли учреждений является секретной.

Руководителем ГО Томска является мэр города Иван Кляйн.

Единая дежурно-диспетчерская служба

Самый известный горожанам отдел ОДС — Единая дежурно-диспетчерская служба. Это орган повседневного управления силами и средствами городского звена РСЧС. Она была создана в городе около пяти лет назад на базе службы 005. Это единственный отдел в ОДС, который круглосуточно работает в штатном режиме. У телефонов и компьютеров постоянно дежурят три человека. Они принимают звонки от горожан, городских компаний и предприятий.

— В основном это вопросы, связанные с нарушениями в работе инженерных коммуникаций, — рассказывает заместитель директора ОДС Максим Мальцев. — Понятно, что мы не подменяем собой коммунальные службы — «Водоканал», «Горсети» и так далее. Если человек обратился к ним и не получил ответа, мы стараемся ему помочь. Но основное направление работы ЕДДС — решение вопросов, связанных предупреждением и ликвидацией ЧС, которые могут возникнуть.

В случае возникновения ЧС диспетчерская служба занимается координацией работы всех спецструктур, занятых на ликвидации. Например, в случае с одной из самой громких томских трагедий — взрыве в доме на Сибирской, 33 — именно ЕДДС координировала работу полицейских, пожарных, скорой помощи и других подразделений.

Также в обязанности специалистов ЕДДС входит подготовка ежедневного рапорта о происшествиях за сутки на территории города, с которым руководитель ОДС каждое утро отчитывается перед мэром Томска.

Диспетчерская служба также обязана оповещать руководящий состав о происшествиях. Делается это с помощью автоматической системы рассылки SMS-сообщений. В частности, в случае возникновения ЧС сообщения получают глава города, курирующий заместитель мэра (если что-то произошло по его направлению), начальник определенного департамента и глава районной администрации. В день система отправляет до 12 сообщений. В этих SMS говорится о произошедших пожарах, ДТП, и других происшествиях, где пострадали или погибли люди.

Получив такое сообщение, при необходимости дежурный сотрудник ОДС выезжает на место происшествия и определяет уровень и степень серьезности ЧС. Далее система оповещает о происшествии мэра, который принимает решение о созыве комиссии чрезвычайных ситуаций. В этом случае сообщение получают и все члены комиссии. Для обеспечения нормальной работы комиссии на месте происшествия ОДС предоставляет специально оборудованный автобус: здесь есть спецсвязь, радио, спутниковая связь, компьютер и многое другое. Также в случае необходимости на месте происшествия можно развернуть палатку и полностью ее оборудовать.

Звоните 112

В следующем году на базе Оперативно-дежурной службы Томска должна заработать система вызова экстренных оперативных служб с номером 112. Принимать звонки здесь будут 16 диспетчеров.

— Дежурные, находясь на одном месте, смогут оперативнее решать вопросы реагирования на происшествие, — уточняет Максим Мальцев. — Например, случился пожар. Человек, набрав 112, сообщает о происшествии и указывает координаты. Он не должен задумываться, куда следует позвонить. Дежурный, получив этот вызов, отправляет на место пожарных, скорую, полицию, ГИБДД и так далее.

В конце прошлого года в здании провели ремонт и подготовили рабочие места для операторов. Сейчас ведется подготовка документации, решаются технические вопросы. Параллельно ведется работа по созданию резервного диспетчерского пункта на уровне субъекта, на случай если с основным, например, пропадет связь.

Текст: Егор Хворенков

Фото: Владимир Дударев, Валерий Доронин