18+
18+
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения.Евгений Работкин: «Со случайной покупки книжки часто начинается целая исто Принцип чтения.Евгений Работкин: «Со случайной покупки книжки часто начинается целая история»
РЕКЛАМА

Принцип чтения.
Евгений Работкин: «Со случайной покупки книжки часто начинается целая история»

автор
Мария Симонова

Евгений Работкин человек разносторонний: художник-модельер, дизайнер, художник, шоумен, автор, исполнитель песен, один из основателей конкурса «Особая мода».

Поначалу Евгений сомневался, есть ли ему что рассказать о книгах, а потом пришел к нам на встречу с чемоданчиком, где обнаружилось много любопытных изданий. Выяснилось, что у нового героя «Принципа чтения» с книгами связано немало увлекательных историй. Некоторыми из них он и поделился.

— Не помню, как я учился читать. Но у меня такое ощущение от детства, что я все делал сам. Как это происходило, даже не знаю. Меня никто не проверял дома в школьные годы, не выяснял, как я занимаюсь. Я сам хорошо учился. Уже когда оканчивал 10 класс (тогда последний), мама однажды спросила, сделал ли я уроки. У меня был шок: почему так поздно, я уже почти выпускник?!

Книги попадали ко мне каким-то странным образом. В детстве читал много фантастики. Не помню, кого именно. Не знаю, откуда книги брались — из библиотеки или были дома. Но меня всегда очень увлекал этот жанр.

Недавно все были увлечены книгами о Гарри Поттере, я тоже их читал, дошел до предпоследней книги. А когда вышла последняя, то вдруг понял, что мне это больше неинтересно. И не стал ее читать. У меня все в жизни так: если пропадает интерес, то меня бесполезно заставлять что-то делать. Да, остается ощущение незавершенности, но оно меня уже не смущает.

Почему я читал фантастику? Был мечтательным мальчиком, наверное, и сейчас продолжаю мечтать. Что-то осуществилось, что-то нет. Все детство я не расставался с Робинзоном Крузо Даниеля Дефо. Наверное, нравилось, что он путешествует, оказывается один на острове и выживает. Вероятно, тогда мечтой моей жизни было путешествовать… Не могу похвастаться, что могу позволить себе часто ездить. Я только по России путешествую, и то в основном в рамках каких-то проектов.

***

Когда я оканчивал школу, то все начали читать «Мастера и Маргариту» Булгакова. Мне мама эту книгу подарила на выпускной. До сих пор это мое самое любимое произведение. Здесь я не оригинален. Это одна из немногих книг, которую я перечитываю. Возвращаюсь к ней в переломные моменты.

Поначалу меня, впечатлительного, поразила линия Воланда. Вся эта магия, хитросплетение, мистика! Вряд ли я думал о какой-то философии тогда, то, что связано с Иешуа, даже перелистывал, не понимал, причем здесь эта история. Мне было только 17 лет, это сказывалось на восприятии. Зато некоторые моменты очень запомнились. Например, фраза «Аннушка пролила масло», дающая ощущение, что все в жизни предопределено и взаимосвязано — эта идея меня зацепила и цепляет до сих пор. В ней есть философский смысл.

Потом уже стал всматриваться в остальные истории — подрос.

Роман трогает меня до сих пор. Перечитываю его, когда возникает внутренняя потребность. Обычно это связано с очередным этапом жизни, с осмыслением каких-то важных вещей. Не зря впервые я прочел «Мастера и Маргариту» после школы, это важный рубеж, начало взрослой жизни. Если руки тянутся — буду перечитывать. Меня вообще трудно заставить что-либо сделать (если речь идет не о профессиональном контракте). Нужно желание.

***

Сегодня в моей библиотеке в основном книги визуального характера. Они связаны с одеждой, шитьем, живописью, искусством… Те книги, которые я принес сегодня в своем чемоданчике, не просто книги. С ними связаны определенные истории.

Например, такое издание Burda вряд ли вам кто-то показывал. Я начинал как хороший портной. Вот книжка, по которой я учился шить. Она отличается от советских подобных изданий тем, что здесь простым, понятным языком и, главное, с картинками описана технология шитья. Меня на днях в художественной школе во время лекции одна из студенток спросила, как научиться шить. А у меня принцип — делиться с учениками собственным опытом. Предложил ей эту книжечку. Я ей давно не пользуюсь, но с нее началась моя профессиональная история. Мне везет по жизни, быть в нужные моменты в нужном месте. Иногда возникают возможности, важно их использовать.

***

Следующая книга из моего чемодана связана с живописью. Я человек разносторонний. Когда-то шил хорошие костюмы, и мне говорили: «Вот и шей, чего тебе еще надо?». А мне хотелось развиваться. Следующая «глава» моей жизни оказалась связана с живописью. Однажды меня пригласили позировать в колледж культуры, с меня писали портрет. Я сидел в течение шести дней по четыре часа… Это очень утомительно. Смотрел в одну точку. В перерывах увидел какой-то альбом с иллюстрациями. На тот момент я ничего почти не знал о живописи, о художниках, был малообразован и не слишком начитан. Сижу, позирую, и вдруг вижу репродукцию картины Эль Греко «Изображение Христа». И такое она на меня произвела впечатление!.. У него 18 набросков, вариантов, и один из них — это эскиз к картине «Моление о чаше». Именно она хранится в Пражской национальной картинной галерее. Она настолько не давала мне покоя, что я сам начал заниматься живописью. Через неделю пришел к своей знакомой. Она показывает мне масляные краски и говорит, что собирается к своему педагогу Людмиле Алексеевне Казачек — писать маслом. Я понюхал их, мне понравился запах, я понял, что тоже хочу рисовать… Отправился в мастерскую, потом пошел учиться в художественную школу, получил образование.

С того момента мне начали дарить книги об Эль Греко. Это первая подаренная, она стала моей отправной точкой в мир живописи. Здесь, к сожалению, нет той репродукции, которая хранится в Праге.

Все мои знакомые, кто бывал в столице Чехии, по моему совету ходили в галерею. Однажды звонит мне мой приятель Виктор Буланкин, актер «Красного факела». Говорит: «Я гуляю по Праге и грущу!». Я возмутился: «Как можно грустить в Праге, если там хранится такая картина?!». Прислал ему адрес. Он мне вскоре звонит: «Я стою и смотрю на нее сейчас». И вдруг звучит рев сирены и связь обрывается. Через полчаса Виктор перезванивает и объясняет: «Я должен был тебе передать прикосновение от этой картины!». Он приложил к ней свой телефон. Конечно, сработала сигнализация, его из галереи выгнали.

Прошла неделя. Я иду мимо ресторана «Славянский базар». Смотрю, машина с новосибирскими номерами. У Виктора была совсем другая, но у меня возникло интуитивное чувство: это он! Я звоню ему: «Ты где?». Он: «В Томске, в ресторане!». Я попросил его: «Выходи уже! Передай мне прикосновение к картине…». Он вышел, пожал мне руку. А через некоторое время привез и подарил мне репродукцию, оформленную в багет. Теперь у меня есть копия этой картины.

Я сумбурно, сжато рассказываю, но это одна из тех историй, которые периодически происходят в моей жизни. Я такие хитросплетения очень люблю. Считаю, лучшее в жизни — следовать интуитивным порывам.

Сам, кстати, пока в Праге не бывал. Мне друзья приезжают и про картину рассказывают. Еще говорят, он на меня чем-то похож. Может, этим меня эскиз и привлек.

Следующая история связана с творчеством Врубеля. В 1996 году Валентин Юдашкин выпустил коллекцию под названием «Врубель». Это интерпретация творчества художника в костюмах. Когда я уже начал заниматься живописью и изучать историю искусства, то эта тема стала для меня важной. Мне по хорошему совпадению начали дарить книги про Михаила Врубеля. Конечно, у меня была мечта посмотреть его работы вживую. В 2007 году я был в Москве, но эти залы Врубеля были на реставрации. В 2015 году мы с проектом «Особая мода» были в столице, я целенаправленно поехал в Третьяковку. Увидел картины Врубеля. Могу сказать, что вживую они выглядят иначе, вообще по-другому, нежели на репродукциях. Для Врубеля в галерее отведен специальный зал, там чуть ли не в аквариумах картины висят. Мрачно, особое освещение. Это чтобы не повредить работы.

Образ Царевны-Лебедь меня впечатлил еще на репродукциях. У меня есть коллекция «Всего 100 лет спустя», она посвящена «Русским сезонам» в Париже. Ее финальное платье создано по мотивам образа Царевны-Лебедь. Пусть это не имело отношения к «Русским сезонам» напрямую, но все равно это тот же период, и Врубель тоже связан с театральным искусством.

***

Продолжу тему шитья. От умения шить я пришел к тому, что начал преподавать дизайн одежды. Что-то читал об этом. И как-то случайно в нашем магазине «Букинист» увидел книгу Надежды Коробцевой «Проектирование одежды: импрессивный подход». Это научное издание, там формулы и чертежи, фразы вроде «зрительные ощущения возникают при восприятии»… Все сложным языком написано. Но там же я увидел интересную таблицу: импрессивный подход в проектировании одежды. Я ее использовал в своей преподавательской деятельности. Эта система помогла мне в работе с людьми с ограниченными возможностями, когда я стал разрабатывать для них одежду. Не знаю почему я тогда приобрел эту книжку — шел, увидел и купил. Выяснилось, что она мне нужна.

В 2007 она у меня появилась, а прошлой весной мы были в Москве, где проходила всероссийская научно-практическая конференция на тему проектирования одежды для людей с ограниченными возможностями. Представляют докладчиков, одна из них — Коробцева. Я пришел в восторг. Выяснилось, что она тоже занимается одеждой для инвалидов. Мы познакомились она была счастлива, что увидела человека, который воспользовался ее диссертацией по назначению. Она меня назвала «импрессивным дизайнером».

Опять все началось со случайной покупки книжки в магазине… Люблю такие истории!

Импрессивный подход — это от слова impression — впечатление. Он говорит о важности впечатления от одежды, его надо учитывать при ее проектировании. Зрение, обоняние, даже вкусовые ощущения — все имеет значение. Это не единственная система, с которой я работаю при проектировании. Но она говорит о том, что ощущения нам самим иногда даже не ведомы. Почему в одной одежде нам комфортно, в другой нет? Дело может быть в воздействии цвета, его световой волны на нашу кожу. Цвет — это излучение, определенная длина волны. Организм как-то на нее реагирует, это на уровне подсознания читается. Важно к себе прислушиваться. Если надеваете вещь, а вам не комфортно, не надо себя заставлять ее носить, хотя она модная или хорошо выглядит. Кроме визуального впечатления есть еще физика и физиология, биохимия. Все надо учитывать… Система сложная, но по сути очень проста. Нужно идти не только от внешнего, а от ощущений.

Это совпадает с моими собственными представлениями. Я, когда раньше работал на заказ, всегда спрашивал не «Как вы хотите выглядеть», а «Как вы хотите чувствовать себя в этой одежде?». Если человек говорит: «Мне нужно, чтобы все упали, когда меня в этом увидят», то так появляется ответ на вопрос. Есть «вилка» между представлениями внутренними и внешними.

***

Книги Александра Васильева, наверное, главные экземпляры в моем чемоданчике. «История моды» — это первый выпуск фотографий из его коллекции, они изданы в форме почтовых открыток.

С Васильевым я познакомился в 2006 году. Друзья пригласили меня в Новосибирск на открытие его выставки — собрания фотографий «Красота в изгнании» (у него есть одноименная книга). Также историк моды проводил там лекции. Я стал на них ездить. Однажды он сказал: «В понедельник я иду в местный оперный театр, где оформляю спектакль „Баядерка“, на примерки». Это был тот случай, когда что-то внутри у меня сработало…

Я всегда считал себя скромным человеком, но, проанализировав всю свою историю, понял, что я не скромный, только прикидывался. Подошел к Васильеву и говорю: «Александр, что хотите мне отвечайте, но я хочу с вами пойти в театр». Он начал объяснять, что балетные артисты стесняются. Правда, потом я уже понял, что это и для него были первые примерки в этом театре. Человек, добившийся успеха, все равно испытывает трепет, волнение. Тем более в Новосибирске Оперный — это огромный театр, и успех зависит от многих моментов. В итоге Александр сказал: «Позвоните мне в понедельник». Написал свой номер телефона на одной из его книг (теперь, когда ее даю почитать, прошу людей не звонить Васильеву). Я тогда приехал на один день в Новосибирск. Остался до понедельника, беспокоился, что позвоню и абонент будет недоступен. Так оно и вышло. Но вечером Васильев написал мне сообщение, что в театре выходной и назначил время встречи на проходной театра на следующий день. И с того момента, когда он приезжал на примерки, я тоже отправлялся в Новосибирск. Там мне удалось подсмотреть за созданием декораций и костюмов. Художник спектакля был замечательный — Давид Монавардисашвили.

Я был в восторге от того, что наблюдал за тем, как рождается спектакль. После вернулся в Томск и все свои впечатления выразил в коллекции одежды под названием «Всего 100 лет спустя». Она посвящена театру, «Русских сезонам» Сергея Дягилева во Франции. Многие модели были созданы под впечатлением фотографий тех костюмов. Например, на этой фотографии балерина Анна Павлова в шляпе. Я использовал в своей коллекции стилизованные головные уборы с драпировкой. Собрание фотографий Васильева, его книги стали для меня источником вдохновения.

На изданиях есть автографы Александра. С ними связана важная для меня история. Я подошел к Васильеву, он подписывал книги, рядом были журналисты, они фотографировали. Он ставил автограф и сказал фразу: «После моей смерти эти книги будут очень дорого стоить!». А я воскликнул «Ой, ну кто же собирается их продавать?». Он посмотрел на меня и произнес: «Ну, вы же тоже умрете!».

И это же глубочайшая философия! Мы все умрем, а что-то останется… Книги останутся. Эта фраза меня заставила серьезно задуматься о конечности жизни. Хотя меня всегда так цеплял роман «Мастер и Маргарита», возможно еще потому, что с детства не давала покоя мысль, что все мы смертны. Не мог с этим согласиться. А теперь я часто повторяю эту фразу: «Мы все умрем».

Нам дано определенное время, и надо что-то сделать сейчас, сегодня, а не потом. Второй жизни не будет. Ценность сегодняшнего дня — она в сегодняшнем дне.

Сегодня мы с Александром Васильевым общаемся. Когда-то это вызывало восторг. Сейчас я с уважением к нему отношусь. Это мой учитель. Есть не только «экранный персонаж», но еще человек, правда, его редко можно было наблюдать, только когда вокруг никого не было.

А опыт, полученный в театре, пригодился мне в работе над проектом «Особая мода». Я ее режиссер-постановщик.

***

Есть в моем «чемоданчике» и книжки Марины Шкробовой-Верналис. Это московская поэтесса, она бывает в Томске, устраивает поэтические салоны. Мне посчастливилось с ней познакомиться, она мне подарила свои сборники. Я не очень большой любитель поэзии, но ее стихи мне очень нравятся, особенно в авторском исполнении… Это дар. Я, кстати, сам пишу стихи и песни, слова складываю во фразы. Наглый — стихи не люблю, но пишу. Для проекта «Особая мода» написал несколько песен, одна из них стала его неофициальным гимном.

***

Тем, кто интересуется дизайном, лучше начинать с учебника издательства «Академия» по композиции костюмов. Сегодня есть масса альбомов, книг на тему дизайна. Но обычно они авторские, это видение конкретного дизайнера, достаточно узкое.

А учебник по композиции костюма хорош тем, что это база.

Есть хороший учебник «Спецрисунок и художественная графика», он поможет тем дизайнерам, кто занимается эскизами, выражением идеи на бумаге.

О воздействии цвета на человека я бы посоветовал почитать Иоханнес Иттен «Искусство цвета». Это, как я считаю, отличная базовая книга.

Фото: Владимир Дударев