18+
18+
Рассказано, Фонд «Навстречу переменам»:Может ли социальное предпринимательство приносить деньги? Фонд «Навстречу переменам»:Может ли социальное предпринимательство приносить деньги?
РЕКЛАМА

Фонд «Навстречу переменам»:
Может ли социальное предпринимательство приносить деньги?

В феврале фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» подвел итоги всероссийского конкурса социальных предпринимателей «Навстречу переменам 2015», где назвал имена шестерых победителей.

Ими стали социальные предприниматели, авторы самых интересных, перспективных и инновационных проектов, посвященных решению проблем детства. Для каждого из победителей фонд «Навстречу переменам» обеспечит начальное финансирование в течение одного года в сумме 1,2 млн рублей, а также консультационную помощь в продвижении проекта в формате бизнес-инкубатора от сотрудников компаний-партнеров и информационную поддержку на территории региона. С 2012 года партнером фонда «Навстречу переменам» является компания Tele2.

На наш вопрос, может ли социальное предпринимательство быть самоокупаемым или прибыльным, отвечает Татьяна Бурмистрова, председатель управляющего совета фонда «Навстречу переменам»:

Социальные проекты могут выходить на самоокупаемость. Есть очень известный проект — Музей пастилы в Коломенском. Первоначально их поддерживал грант Потанина, потом они получили беспроцентный займ от фонда «Наше будуще». Сейчас это целая индустрия, потому что вокруг своего Музея пастилы они сделали туристический город и сейчас это уже прибыльная история. В чем там социальность — маленький, по сути, город с безработицей, без своего лица, они вытащили и вышли на точку безубыточности за несколько лет. Еще один пример — проект «Бампер», книжный автобус, который тоже вышел на точку безубыточности и четко держал свою социальную миссию — продавать лучшие книжки. Но здесь всегда есть жертва-либо продавать то, что покупают, либо продвигать миссию. Это очень непростая задача — решить, на что ты будешь тратить время. Тем не менее, чтобы был социальный эффект и точка безубыточности — это трудно, но возможно.

А примеры из мировой практики?

— Джеймс Оливер, без всякого сомнения. Это человек, у которого сеть ресторанов, где на шеф-поваров учатся дети из очень маргинальных групп. Его сеть, конечно, очень известна, и это очень прибыльная история. Социальное предпринимательство — непростая тема. Выйти на точку безубыточности в ней крайне сложно, и без общественной помощи вряд ли реализуемо, хотя возможно.

Но ведь часто предприниматели не хотят пробовать себя в социальных проектах, потому что зарабатывать в этой сфере считается неловко.

— Мы пытаемся сменить момент этой неловкости, сказав, что ни одна хорошая социальная идея не может пропасть только потому, что у вас нет денег. Мы пытаемся объяснить, что волонтерства не может хватать, чтобы делать многие вещи профессионально. Но когда человек понимает, что это приносит прибыль, возникает уже другая развилка. Как например, у участницы одного из наших первых бизнес-инкубаторов Наташи Шиминой, занимающейся в Томске проектом «Больничные клоуны» — идти ей в анимацию и зарабатывать деньги, или продолжать бесплатно работать в больницах. С точки зрения бизнес-модели — в анимацию, а с точки зрения социальной миссии — в больницу. И точно также у Ани Тихомировой с ее «Бампером» был вопрос. Поменяй она ассортимент, поставь «книжки с глазками», и у нее их будут покупать, а ей нужно, чтобы дети читали хорошие книжки, поэтому она пробивает свою идею с качественной литературой. И такой вопрос практически у всех. У выпускника нашего инкубатора Володи Ковальского из Томска: делать шоу и зарабатывать, или заниматься социально незащищенными детьми. Эта развилка есть у всех.

А как вообще социальному предпринимателю определить — сколько на что тратить?

— Обычно история следующая — каждый раз команда решает, сколько она тратит на оплату труда, сколько на программу, сколько на поездки и так далее. Но понятно, что тут нужно искать разумный баланс. Если у тебя ключевой ресурс — это профессионалы, то они не должны уйти, у них должна быть конкурентоспособная зарплата. Я не могу выйти, набрать кого угодно с улицы — они не будут давать нужный результат. Поэтому я считаю, что здесь каждый раз решается исходя просто из конкретной бизнес-задачи. Тебе нужно удержать этих людей, ты им платишь. Например, наш грант — он не лимитирован. Он говорит: тебе нужно зарплату, бери зарплату.

Сколько предприниматель может заплатить себе?

— Я думаю, столько, сколько ему нужно для того, чтобы он выжил, нормально существовал. Если мы хотим, чтобы человек остался у нас, чтобы остался с этими детьми, надо давать это решать ему самому. В обычном бизнесе ведь тоже так — иногда люди себе ничего не дают, на всем экономят и просто вкладываются в развитие. То же самое и в социальном предпринимательстве. Мы не можем никак лимитировать, если человек много заработал — это круто. Но при этом дети должны быть на первом месте. Если для тебя самое главное заработок, а дети вторые, то мы тебе желаем удачи, но это не наш случай. У нас баланс — социальный эффект-деньги. Мы понимаем, что умные, образованные, креативные, способные люди уходят в бизнес, потому что в детской сфере платят мало. И наша задача этих людей удержать, чтобы наши дети получали лучшее, особенно, если это лучшее еще решает социальные проблемы.

В число победителей «Навстречу переменам — 2015» вошли проекты «Лыжи мечты» москвички Натальи Белоголовцевой, «Садики Надежды Самойловой» из Санкт-Петербурга, АНОДО «Василек» Светланы Васильевой из Иркутска, «Право на творчество» Светланы Удельной и Ксении Михеевой из Кирова, а также проект Евгения Зейналова из Новосибирска — Центр научных развлечений «ЭврикУм!»:

Всего в конкурсе приняли участие более 400 социальных предпринимателей, чьи проекты были посвящены созданию новых возможностей для развития, досуга и полноценной жизни детей в малых и средних городах России, поддержке и реабилитации детей с особыми потребностями, работе с трудными детьми и подростками, социализации выпускников детских домов, помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей.

Прием заявок на новый конкурс стартует 1 апреля 2016 года

Текст: Елена Фаткулина

Фото: Фонд «Навстречу переменам»