18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Принцип чтения, Принцип чтения.Михаил Шепель: «Ни одна книга не может быть прочитана зря!» Принцип чтения.Михаил Шепель: «Ни одна книга не может быть прочитана зря!»

Принцип чтения.
Михаил Шепель: «Ни одна книга не может быть прочитана зря!»

АВТОР
Мария Симонова

Как относятся к книгам люди, чья жизнь связана с ними по долгу службы? Мы разузнали о книжных предпочтениях директора Научной библиотеки ТГУ Михаила Шепеля. Его любимый автор оказался весьма неожиданным!

Также мы узнали, часто ли директор пользуется ресурсами библиотеки, какие традиции поддерживает в семье и почему важно обсуждать прочитанное.

— Конечно, первую любовь к книге мне привили родители. У нас дома в моем детстве была замечательная традиция семейных вечерних чтений. Меня научили читать еще до школы. Брали книгу: сначала читала мама, потом папа, затем обязательно хоть маленький, но абзац, должен был прочитать я. Такое домашнее чтение привило мне любовь к книгам. С детства я много читал. Сейчас эту традицию стараюсь поддерживать, увлекаю чтением и сына.

Одна из первых книг, которую я прочитал самостоятельно и много раз к ней потом возвращался, это «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» Александра Волкова. Издание было с красочными иллюстрациями. Нравилась она мне благодаря своему волшебству, а также военной истории. Солдаты, отвага героев, внутренняя борьба, победа добра… Наверное, все вместе меня увлекало. До сих пор помню эту историю! Своему сыну, хоть и в другом издании, но эту книгу подарил. У него она тоже из любимых.

***

В школе нам всегда задавали читать много книг. Я в старших классах не успевал добираться до всего, что мы изучали. Действовал по такому принципу: по совету родителей, знакомых выбирал из списка литературы наиболее интересные книги, которые могли мне понравиться. И два-три классических произведения внимательно прочитывал от начала до конца, хорошо в них разбирался. А другие изучить не успевал.

Школьная программа мне многое дала. Я познакомился с творчеством Достоевского, Толстого. В классе был единственным, кто прочитал «Войну и мир» целиком. Мне все говорили, мол, это нудно, но я все лето читал, и не пожалел об этом.

У Достоевского сначала «Преступление наказание» прочел. Но больше мне понравилось произведение, которое не входило в школьную программу — «Бесы». Я уже в старших классах интересовался историей, особенно предреволюционным периодом.

«Бесы» — произведение пророческое, благодаря ему я по-другому узнал этого писателя. Оно до сих пор у меня одно из любимых.

Историей я заинтересовался благодаря детским энциклопедиям. «Что есть что» и подобные издания, внушительные тома… У меня большая коллекция энциклопедий. Так и зародилась любовь, хотя, казалось бы, предрасположенности к этой науке у меня быть не должно. У меня мама математик, а отец — кандидат химических наук. Но я увлекся историей. В старших классах заинтересовался мемуарной литературой. Особенно меня привлекал XIX век. Когда на первом курсе на лекциях мы говорили о выдающихся российских мыслителях, то преподаватель Людмила Григорьевна Сухотина упомянула «Былое и Думы» Александра Герцена. Тогда я взялся за это произведение. Оно до сих пор у меня самое, самое любимое! Я его часто перечитываю. А тогда оно меня так захватило, что даже тема моей кандидатской диссертации оказалась связанной с Герценом и его историософскими взглядами.

Он много написал, но самое любимое из его произведений для меня все же «Былое и думы». Для меня было важно, что Герцен не только прекрасный писатель, он еще и практик, революционер-демократ, «человек с засученными рукавами». Совмещение писательского таланта и практической деятельности нашло отражение в его мемуарах. Я сам человек активной жизненной позиции, считаю себя практиком, поэтому такая позиция, с одной стороны, великолепного писательского таланта, а, с другой, практической деятельности меня очень привлекает. В «Былом и думах» он подмечает яркие штрихи эпохи. Превосходно характеризует того или иного человека по его словам, поведению. И мастерски это делает.

***

Я благодарен историческому факультету за базовое образование, которое он дает. Круг рекомендованной литературы по мировой и российской истории был такой, что он учил главному: думать самостоятельно, анализировать. Нам прививали умение мыслить аналитически, разбираться в происходящих событиях. Во многом этот навык сформировался благодаря литературе, которую нам советовали. Что замечательно, речь шла не только об исторических текстах узкопрофессионального характера. Для меня непростым, но в то же время интересным сочинением, которое также заставило меня много думать, было произведение Ницше «О пользе и вреде истории». В нем он, по сути, ставит под сомнение тот факт, что история — это наука и что она может быть полезна обществу и что-то предсказывать. Он достаточно аргументированно и эмоционально это опровергает. Хотя вся научная мысль в тот период времени говорила, что история не только изучает прошлое, но и с ее помощью, анализируя информацию о минувшем, можно прогнозировать будущее.

Ницше тот философ, который предвосхитил будущее. Он пошел в свою эпоху против течения и попытался опровергнуть фундаментальную историческую мысль XIX века.

Такие произведения прививают читателю известную долю скептицизма, формирует исследовательский тип мышления. Заставляет думать, что ничего нельзя принимать на веру, во всем надо сомневаться.

***

Сейчас основной массив чтения связан с областью моих профессиональных интересов. Это все, что связано с библиотекой. Мы много внимания уделяем развитию, изменению нашего пространства. Открыли круглосуточный читальный зал, появился в библиотеке и зал исследовательский. Коворкинговое пространство формируем. Мы стараемся наладить даже не взаимодействие читателя и книги, а, скорее, процесса обучения с пространством библиотеки. Его надо организовать.

Сегодня мой главный предмет чтения в основном журналы, посвященные библиотеке, библиотечному делу. Они говорят о том, как должно меняться пространство и его функционал, чтобы быть востребованным. Мы используем и отечественный опыт, и зарубежный.

Культура чтения такого рода литературы обязательна почти для всех сотрудников библиотеки. Сегодня у нас есть внутренняя рассылка. Интересные журналы, статьи сканируются, любой может к ним приобщиться. Такое чтение — необходимый элемент профессионального развития. И меня как руководителя, и всех наших сотрудников.

Я библиотекарь, работаю в мире библиотечно-информационных технологий. Если понимаю, что о какой-то определенной области у меня есть потребность почитать, то в моем распоряжении все возможности библиотеки. Поисковых инструментов у нас много. Университет подписан на платные иностранные научные и образовательные базы данных на сумму 1 миллион долларов в год! Это более 62 баз данных и несколько миллионов документов, статьей научного и другого характера. Поиск информации сейчас быстро решается. Если даже чего-то и нет в наших ресурсах, то легко обнаружим информацию, где книга вышла и где ее можно найти. Главное — чтобы возникла внутренняя потребность в определенной информации в той или иной сфере. Если она появляется, то отыскать ее уже не проблема.

Наша библиотека много внимания уделяет вопросам грамотного поиска информации. В огромном мире информации найти точную выверенную безопасную правильную нужную информацию — это серьезная профессиональная компетенция. В актуальные задачи библиотеки входит не только выдача книг, но и проведение занятий по информационной грамотности, организации правильного научного поиска информации.

***

Я сам пользуюсь возможностями библиотеки. Сегодня проектная деятельность прививается еще со школы. Недавно мой сын сообщил, что он работает над проектом и ему надо подготовить интересный доклад, презентацию по истории Древнего Египта. Я сразу сказал, что просто так в интернете мы искать информацию не будем. Последнее, что мы с сыном заказывали в библиотеке — это была информация по истории Древнего Египта.

Конечно, я регулярно обращаюсь к ресурсам библиотеки не только для решения профессиональных задач, что происходит каждый день, но и для каких-то семейных вопросов. Хочу подчеркнуть, что я при этом не злоупотребляю служебным положением. Сегодня наша библиотека открыта для всего города. И можно стать нашим читателем — любой гражданин РФ может это сделать и пользоваться книгами, базами.

***

В любом деле любовь к своей профессии обязательна. Если работа — это призвание, а не просто карьера, деньги, то она должна включать любовь к тому, что ты делаешь.

Работать в библиотеке и не любить книги, чтение — невозможно. Другое дело, что это не единственное нужное качество. Если мы говорим об административной должности, то важны профессиональные менеджерские компетенции.

Я сожалею, что у меня сейчас нет возможности столько заниматься наукой и читать книги, сколько мне бы хотелось. На административное управление времени уходит много. На чтение все меньше остается, на работу с книгой.

Я очень рад, что мы в этом году в библиотеке открыли клуб любителей книги. Он для всех желающих. Можно ходить, обсуждать прочитанное. Я хочу стать обязательным членом этого клуба. Нужно, как бы человек ни был загружен, хотя бы раз в неделю находить возможность останавливать время, никуда не бежать, не ходить, и задумываться о главном, о прочитанном. О том, что не связано непосредственно с тем, что ты делаешь. И делиться этими соображениями.

Сегодня особенно возрастает социальное измерение знания. Процесс получения новой информации не всегда связан с экспериментом. Часто общение, возможно, даже на отвлеченную тему, приводит к открытиям. Очень важно читать книги для души и иногда останавливаться обсудить прочитанное — для человека в плане личностного роста и профессионального. Эта традиция обсуждения прочитанного у нас в библиотеке будет поддерживаться.

***

Я книги обсуждаю — с супругой обязательно, с друзьями. Обычно это спонтанно происходит. Читаешь: интересная мысль, хочется поделиться. С друзьями у нас обычно возникают дебаты, они проходят очень горячо. Говорим, спорим на рыбалке у костра.

Помню, недавно как раз о Ницше спорили. Мои друзья представители точных наук. Говорят, вот, сами же считаете, что изучать историю не надо, Ницше об этом написал… Так у нас и возник традиционный спор физиков и лириков.

Фото: Владимир Дударев