18+
18+
РЕКЛАМА
Предприятие, Предприятия Томска и области, Рассказано, Томскнефть ВНК, 50 лет томской нефти: люди, события, память 50 лет томской нефти: люди, события, память

50 лет томской нефти: люди, события, память

В этом году исполняется ровно 50 лет с начала освоения нефтяного севера Томской области, и одно из крупнейших предприятий региона, ОАО «Томскнефть» ВНК, празднует свой день рождения.

Масштабная стройка требовала привлечения большого количества разных специалистов. Причем представителей не только производственных профессий — нефтяников, шоферов, речников, авиаторов, но и журналистов, а также партийных работников.

Накануне свидетели того, как зарождалась нефтяная отрасль Томской области, собрались за круглым столом, чтобы вспомнить о знаковых событиях того времени и людях, принимавших в них непосредственное участие.

Сергей Никифоров, журналист, автор книги «Нефть и судьба. Жизнь замечательного предприятия»

— Когда я еще учился в университете, на третьем курсе меня взяли на полставки в «Красное знамя» и сказали: вот твоя тематика — нефтехимия. С этого момента и начались мои поездки в Стрежевой, Пионерный. Я хотел бы сказать спасибо тем людям, которые стояли у истоков освещения деятельности «Томскнефти», освоения севера области. Без журналистов не было бы книги «Нефть и судьба. Жизнь замечательного предприятия», потому что когда ишешь информацию, какие основные источники? Газеты, журналы, телевизионные сюжеты, которые выходили в то время.

Я вспоминаю Леонида Левицкого, который вел первый репортаж с запуска первой башни «Томскнефти». С благодарностью могу сказать о Станиславе Вторушине, который работал собкором «Красного знамени». Очень яркий журналист, он написал книгу воспоминаний, где как раз подробно описывался начальный период освоения и создания нефтяной отрасли. С благодарностью могу сказать о Викторе Лойше, потому что считаю его своим учителем. Он долго время возглавлял отдел нефтегазгеологии в «Красном знамени», и это очень был мощный отдел. Еще один человек, который много сделал для того, чтобы мы помнили историю освоения нефтегазового комплекса, это Евгений Лисицын. Его уже нет в живых, но он был замечательным фотожурналистом, именно благодаря ему мы сегодня можем увидеть многие фрагменты этой нефтяной летописи.

Николай Кириллов, экс-секретарь Томского обкома КПСС по идеологической работе

— Если говорить о людях, которые внесли неоценимый вклад в освоение томской нефти, обязательно стоит отметить тот руководящий состав, который был сформирован в те годы, и занимался этой работой не только на основе партийных решений, но и на основе науки. Таких как Егор Кузьмич Лигачев. К любому делу, за которое он брался, он привлекал науку. Если за нефть — наука, за медицину — наука, даже если за птицеводство — тоже привлекал науку.

Я просто хочу вспомнить: последние годы работы в обкоме я возглавлял отдел, который отвечает за идеологическое обеспечение. Были вроде бы такие незаметные люди — секретари по идеологии. Собрали их как-то в Стрежевом, о чем спрашивали? Как вы участвуете в организации быта нефтяников? Как их кормят, как поддерживают? Быт нефтяников был на первом месте, а потом уже шла и идеологическая работа. А быт был сложный, что говорить. Поэтому такая категория людей, как секретари по идеологии, были настроены на то, чтобы организация быта, питания, здравоохранения, были на высшем уровне.

Евгений Дмитриев, экс-секретарь Стрежевского горкома КПСС

— Если говорить о людях, то «дух» в Стрежевом поднимали четыре человека: Мерра, Муравьев, Матвеев и Рупаков. Правого рука Ивана Ивановича Рупакова, тогда секретаря партийного комитета был Осип Матвеевич Лазарев, редактор «Томского нефтяника». А вы представляете какая была работа? Долететь из Стрежевого, надо в редакцию, надо сделать набор, верстку, все отредактировать, потом еще надо обратно…

Авторитет объединенного парткома тогда, конечно, был очень высоким, но и авторитет районных газет был высоким, помогали им во всем. «Томский нефтяник» уже тогда выходил тиражом в тысячу экземпляров. Приносили газеты на автовокзал, там раскладывали, пока его еще построили — разносили по организациям.

Журналистам областных газет, телевидения, хочется выразить отдельную благодарность. Томский север был нашим общим делом, все это передавалось, сохранялось с помощью журналистов, а что было бы без них?

Иван Рупаков, экс-секретарь парткома

— C чего началась нефтяная история в Томской области? Половина месторождений была на нашей территории, половина — в Тюменской области. Тюменцы уже хотели ее осваивать, но когда Егору Кузьмич узнал, что это наша нефть, в Москве решил этот вопрос, и через неделю к нам в райком партии уже приехала бригада специалистов из Тюмени. Рассматривали все материалы, буровые, залежи, и приняли решение создавать здесь свое НПУ — нефтепромысловое управление. Но опять вопрос — где это НПУ размещать? В Александрово ехать — там никаких контор, ничего нет, никакого Стрежевого еще в помине нет, везде тайга, болото. Но договорились с рыбокомбинатом, отдали под НПУ Дом культуры. До весны поработали, потом я повез их в Стрежевой, там тоже непонятно как размещать, ничего не было, стройка началась уже потом.

Я три года был секретарем по промышленности, занимался вот этими вопросами — везде было полно проблем. Потому что на севере ничего не было, все надо было привозить — технику, специалистов. Особенно тяжело было, когда мы начали строить Стрежевой — людей приехало много, а жить негде. Потому и балки тогда разрешили строить, чтобы людям было где жить. Но надо было прежде всего столовую строить, детские сады, школы — все, самое главное, что людям для жизни нужно. А строить было тяжело — на болоте ведь строили. И я таким образом отдал 10 лет нефтяной отрасли.

Юрий Молодцов, ветеран журналистики

— Мне очень повезло, что моя журналистская судьба изначально формировалась, не побоюсь этого слова, под знаком томской нефти. Самые яркие события в моей жизни связаны именно со Стрежевым, Кедровым, вахтовыми поселками и такой своеобразной отправной точкой нефтяной отрасли. Я помню свою 10-дневную командировку в 1964 году на строительство магистрального нефтепровода Александровское — Томск — Анжеро-Судженск. Была очень трудная поездка: где-то мы на вертолетах, где-то на катерах, где-то на вездеходах, но добрались до центрального товарного парка нефти. После этой командировки в специальном выпуске «Молодого ленинца» вышла статья «Покорители севера». Это словосочетание было вполне уместным, потому что в области разворачивалась такая масштабная работа, которая в дальнейшем и обеспечила развитие региона, и сделала «Томскнефть» своеобразным локомотивом.

Мне повезло в том, что, работая в «Красном знамени», я был назначен редактором специального выпуска газеты, посвященного строительству Кедрового — это незабываемая страница моей памяти. Я до сих пор встречаю в Томске людей, которых встречал тогда и на Лугинецком, и на Герасимовском месторождениях.

Владимир Казанцев, фотокор ТАСС, ветеран

— Мое знакомство с томским севером произошло в 1964 году, когда я побывал на первой скважине в Александровском районе. По решению ВЛКСМ был организован автопробег по дорогам ударной стройки Большой химии и местам, где родились наши космонавты. Мы тогда попросили налить две бутылочки нефти из этой скважины и весь автопробег очень бережно ее везли до самой Москвы. Мы проехали тогда 16 тысяч километров по всем нашим республикам. В августе там проходил Всемирный форум молодежи, мы принимали в нем участие, показывали о Дворце съездов свою фотовыставку. И на почетном месте выставили нашу томскую нефть.

10 лет я проработал в «Красном знамени», а потом ушел в ТАСС, но все эти годы, пока я был в газете, очень часто летал на томском севере. И если говорить об освещении деятельности «Томскнефти», то я ее освещал «от и до». Сейчас уже сложно вспомнить сколько было командировок на север и сколько летных часов пришлось провести в воздухе. Но всегда вспоминаешь тот быт и то настроение, которые были во времена освоения нашего севера. Люди работали не покладая рук, совершая настоящие подвиги.

Вера Долженкова, председатель томского отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты «Томские новости»

— В 1988 году впервые столкнулась с компанией «Томскнефть», став редактором «Молодого ленинца», и с тех пор эта компания постоянно присутствует в моей жизни. Помню, что я очень просилась в командировки, но все как-то не получалось. Однажды летом какие-то три дня выпали выходными, и я полетела к сестре в Нижневартовск. В Колпашево тогда садился самолет, нужно было бегом бежать до другого, который стоял рядом и летел в Нижневартовск. Вот я и выскочила, нырнула в ближайший самолет — и приземлилась в Стрежевом. Впереди праздники — что делать, куда идти? Но разговорилась с ребятами из стройотряда Казанского строительного института, они строили там лежневую дорогу. Они позвали к себе, я пошла, великолепно провела сутки, с почтовым самолетом меня отправили обратно. После этого вышел материал — мне тогда казалось, что это моя самая гениальная статья.

Если бы писала его сейчас, я бы добавила, что тогда очень сильно, а позднее тем более, нефтяники повлияли на социальную жизнь томского севера. Все эти акции, все эти мероприятия, которые действительно меняли судьбы людей, позволяли им находить дорогу в жизнь.

Николай Кобелев, председатель Томского областного совета ветеранов

— В связи с 50-летием компании «Томскнефть» хочется вспомнить и отметить всех, кто приложил столько сил к освоению томского севера. И сейчас мы, Совет ветеранов, собираем по всем отраслям списки людей, которые за эти 50 лет приложил руку к созданию и обустройству томских месторождений. Мы выступили с предложением выпустить памятную медаль — «50 лет томскому нефтегазовому комплексу» — и наградить ею всех, кто особенно отличился. Некоторых, кто стоял у истоков, уже нет, в живых, к сожалению.

Сейчас мы готовим списки тех, кого бы хотелось наградить. И хорошо было бы провести праздничные мероприятия не только в Стрежевом, но в каждом районе Томской области, чтобы лично отметить каждого.

Леонид Влесков, председатель Томского отделения Совета ветеранов

— 2016 год является юбилейным для «Томскнефти». В этом большом важном деле, благодаря огромному усилию областного комитета партии во главе с Егором Кузьмичем Лигачевым, были мобилизованы все производственные силы Томской области, материально-технические ресурсы. В этом деле принимали участие геологи, геофизики, речники, работники сельского хозяйства, авиаторы — Томского, Колпашевского, Александровского районов. Достаточно вспомнить что в Стрежевом в течение светового дня в воздухе находилось до 30 вертолетов. Эта стройка была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой, областной комитет комсомола принимал активное участие, тысячи студентов приезжали в Стрежевой, чтобы принять участие в строительстве самого города. 13 января 1966 года был издан приказ о создании НПУ «Томскнефть» в селе Александровском. И с этого момента началась активная работа над становлением нефтегазового комплекса региона.

Олег Коковин, Заместитель генерального директора ОАО «Томскнефть» ВНК по правовой работе, корпоративной и региональной политике

— Много интересного произошло за 50 лет, сложно все это собрать, вспомнить и отметить всех, кто внес вклад в освоение томского севера, но мы будем стараться изо всех сил. Потому что «Томскнефть» развивалась и росла на тех основах, которые были заложены изначально. Например, с каждым годом все меньше вертолетных перевозок, потому что все больше стационарных дорог, которые строились и продолжаются строится в ходе освоения северных территорий.

Хотелось бы выразить большую благодарность представителям СМИ, которые все 50 лет, как и многие были рядом с компанией и в какие-то моменты даже немножко впереди. Несмотря на то, что с нами не всегда просто, вы выполняете свою задачу достойно и добросовестно.

Сегодня ОАО Томскнефть ВНК по-прежнему остается флагманом нефтяной отрасли. Ежегодно осваиваются и вводятся в эксплуатацию новые месторождения, бурятся новые скважины. Последние 8 лет уровень объемы добычи нефти предприятия неизменно сохраняются на уровне 10 тонн в год.

С самого начала разработки и по сегодняшний день добыто 508 млн тонн нефти, 55 млрд куб. метров попутного газа, построено 3,5 километров высоковольтных линий электропередач, около 6 тыс. километров нефтепровода, порядка 1,4 тыс. километров дорог с твердым покрытием, десятки комфортабельных вахтовых поселков на месторождениях, два базовых города — Кедровый и Стрежевой — с населением около 50 тысяч.

По итогам 2014 года компания «Томскнефть» перечислила в бюджеты различных уровней 79 млрд рублей.

Текст: Анна Мацковская

Фото: Данил Шостак

Люди

Сохранить историю. Как в 1990-е годы инженер-конструктор Владимир Кирсанов помогал восстанавливать томские здания

2 апреля 2024
Томские новости

«Томскводоканал» после смены владельца хочет перейти от аренды сетей в Томске к концессии

25 марта 2024
Рассказано

Крячков и Лыгин против конструктивизма. Как в Томске студенты СТИ боролись за признание «новой» архитектурной школы

11 апреля 2024
Томские новости

Томская область хочет построить две посадочные площадки для БПЛА близ районных аэропортов

29 марта 2024
Работа

Доверительное общение и «Нефтивити». «Томскнефть» приняла участие в «Днях карьеры» в ТПУ

28 марта 2024
Город

Сколько на Воскресенской горе сохранилось старинных печей?

17 апреля 2024
Томские новости

Суд завершил банкротство авиакомпании «Томск Авиа», удовлетворив 2% требований из 1 млрд рублей

9 апреля 2024
Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024
Краеведение

В гостях у Анны. Как в доме на Воскресенской горе сохранили старинную печь

16 апреля 2024