Принцип чтения.
Лев Рубинштейн: «Стихи лучше воспринимать на слух, а не читать»
Признаюсь, слушать Льва Рубинштейна, поэта, писателя, одного из основоположников московского концептуализма — это огромное удовольствие. Встретиться с классиком и пригласить в «Принцип чтения» удалось в Москве.
Лев Семенович лаконично и мудро рассказал о стихах, которые его потрясли, культовых книгах своей молодости, о сходстве социальных сетей и литературы, объяснил, почему предпочитает перечитывать, а не читать новые книги и признался, что спокойно относится к научным статьям с любыми трактовками своего творчества.
— Мое детское чтение — там было много всего, спасибо маме. Первое, что я запомнил, это сказки Пушкина. Не
***
Я знал наизусть «Мойдодыра». Дело не в том, что он мне очень нравился. Мне его много раз читали, я и запомнил текст. Родители мной даже хвастались. Я, четырехлетний, стоя на табуретке декламировал гостям «Мойдодыра». Они аплодировали, что мне очень нравилось.
***
Я рано научился читать сам, опять же, спасибо маме. Она использовала замечательный педагогический прием. Я читать уже умел, но не хотел, ленился, мне было удобнее слушать. Тогда мама взяла «Робинзона Крузо» и прочитала мне первую главу. И сказала: «Дальше не буду!». Так учат плавать, когда с лодки в воду сталкивают. И я прочитал все сам. Кажется, это первое самостоятельно прочтенное мной произведение. Оно захватывающее.
***
В детстве читал все без особого разбора. Дома было много книг.
Брат приносил домой поэтические сборники. Я их непременно читал. Был период, когда мне нравилось абсолютно все, что зарифмовано.
Только в старших классах школы я наткнулся на Пастернака и почувствовал, что задохнулся. И понял, что бывают разные стихи.
Из поэтов я читал обычный для всего моего поколения набор. Кроме названного уже Пастернака — Мандельштам, Хлебников, Цветаева. Блок
***
Я долго запрещал себе писать стихи. Вкус у меня уже
***
Одно время мне мешало чтение. Кругом было так много замечательных стихов, что я начинал писать и понимал: подражаю. Так было до той поры, пока я не создал свою манеру стихосложения, которая вам известна. Тогда мне все перестало мешать.
***
В том кругу, где я формировался, в
Важным автором был для нас Герман Гессе. Разумеется, я об «Игре в бисер». Читали мы и его отдельные стихи. Тем более что их переводил Сергей Аверинцев, который тоже был для нас культовой фигурой.
***
Много читали не беллетристики, а хорошей филологической, культурологической литературы. Лотмана, Бахтина. Я был очень увлечен трудами наших формалистов — Шкловского, Тынянова и других. Уже в те годы для меня
Хорошие гуманитарные авторы, филологи, в частности, как правило, хорошие писатели. Того же Лотмана я считаю выдающимся. А Тынянов и Шкловский были в буквальном смысле писателями, авторами прозы.
Формалисты стали важным чтением, думаю, они повлияли на меня, на мою манеру стихосложения. Но опосредованным образом. Семиотические идеи Лотмана тоже были модными и значимыми. Хотя на мою форму больше влияли изобразительное искусство и музыкальный авангард.
***
Если говорить о современных идеологах, то Роман Лейбов чудесно пишет. Андрей Зорин, филолог, историк литературы увлекательные, вполне литературные тексты создает.
Из прежних времен я считаю настоящей литературой «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» Лидии Гинзбург. Сильнейшая вещь.
Тексты своих друзей поэтов, писателей мы не столько читали, сколько слушали. Это было время устной традиции. Никого не публиковали, поэтому мы очень часто собирались и читали свои стихи и прозу. Встречались в мастерских художников, квартирах, расположенных в центре Москвы. Я как автор поэтических текстов считаю себя принадлежащим к устной традиции. Вообще, всегда подозревал, что поэзия — это искусство устное. Я со слуха лучше воспринимаю стихи. К сожалению, многих любимых поэтов я не имел возможности услышать, а актерское чтение отрицаю вообще. Даже хорошее. Только автор может читать свои стихи!
Есенин поразил. Я к нему как к поэту относился достаточно сдержанно. Но когда услышал, как он читал монолог Хлопуши из «Пугачева», то это было так сильно! И я понял, почему у него была такая прижизненная слава. Харизма невероятная!
Был среди записей и голос Мандельштама. А стихотворение Блока читал Эдуард Багрицкий. Ахматову мы слышали и раньше — ее «Реквием» распространялся в магнитофонной записи.
Пастернак очень неожиданно для меня читал свои стихи. Высоким голосом и с детской интонацией.
Те записи меня лишний раз убедили в том, что поэзия — это дело телесное.
В последние годы я понял: мне интереснее перечитывать, чем читать. «Анну Каренину» я раз в три года точно читаю. «Войну и мир» тоже.
Для меня критерий качества текста — это хочется ли мне его перечитать. Бывает, пока читал, казалось, все хорошо. А потом сразу же все позабыл. Хочу еще раз почитать или не хочу, это моя двухбалльная система оценки.
***
Из тех книг, которые мне запомнились за последние годы — это Гаспаров, «Записи и выписки» и Чудаков, «Ложится мгла на старые ступени». Из всего, написанного за последние 20 лет я считаю их выдающимися достижениями современной прозы. Обе книги
«Записи и выписки» собраны из
Что касается «Ложится мгла…», то это замечательная книга. Она даже обозначена как «роман», хотя, считаю, романом не является. Абсолютно документальная, биографическая книга, описывающая уникальную человеческую судьбу. Довольно глупо пересказывать ее, пусть прочтут, кто захочет. Это история его семьи, старшего поколения. В годы большого террора они поняли: сейчас до них дойдет очередь, поскольку происхождения они наполовину дворянского, наполовину поповского. Тогда они уехали из столицы в Казахстан в глухое место…
У этой истории есть схожесть с «Робинзоном Крузо». В новом месте они всему научились. Были интеллигентные люди, но освоили все, даже изобрели мясорубку. И жили неплохо, лучше соседей. С утра до вечера трудились, жизнь была тяжелая.
***
Сейчас читаю больше с планшета. И чаще не книжки, а социальные сети, в основном фейсбук. И читаю, и сам активно пишу. Рассматриваю свое в нем участие как некий литературный проект, который, может,
Если ты умеешь правильно фильтровать информацию, не растворяться в социальных сетях, не реагировать на чепуху, то это вполне себе современная литература. Просто другой жанр, где есть все, что для нее надо. Смешное, страшное, серьезное, несерьезное. Есть пустяки, есть чепуха. Все то же, что и в «Евгении Онегине», например. Ведь что такое «Онегин»? Это болтовня…
«Записи и выписки» Гаспарова по структуре очень похожи на фейсбук. Тоже отдельные записи — то длиннее, то короче.
***
Не смотрю в фейсбуке на количество лайков, смотрю поименно. Если среди тех, кому понравился мой пост, нахожу людей, чье мнение мне дорого, то радуюсь. А количество не так важно. Комментарии обычно читаю. Если есть время, отвечаю. Не то чтобы я провожу в фейсбуке целые дни, но
***
Не видел сериал по «Войне и миру». Это моя некоторая ущербность, я так ощущаю, не шучу — все в моем окружении сморят сериалы, а я нет. Такая мода, и говорят, это весьма интеллектуально. Но у меня до сих пор представление о сериалах, как о
Возможно, мне не хватает темперамента на длинные дистанции. Я спринтер. Представить, что я смогу смотреть
По понятным причинам, мне всегда нравилась малая проза, короткие вещи. Начиная с чтения древних китайцев,
***
Читаю научные работы о своих текстах, когда они мне попадаются. Любопытно, конечно. Но очень часто ерунду
Я, конечно, человек нарциссический, но не до такой степени, чтобы отслеживать все, что обо мне пишут. Конечно, мне интересно, как и любому человеку. Но я никогда не делаю из этого проблемы. Мне не придет в голову возмущаться неправильной трактовкой моих текстов. Как человек написал, так и написал. Бывает, встречаю вещи, которые мне кажутся поверхностными. Но мне не придет в голову объяснять это автору. Я и путешественник благодарный, мне многое нравится, и вообще благодарный человек.
Редко перечитываю свои тексты. В основном когда я выступаю и
***
Книги своих друзей сознательно не перечитываю. Многое наизусть помню. В разных жизненных ситуациях в памяти выскакивают цитаты. Это самый интересный и таинственный способ бытования именно поэзии. Не когда
***.
Есть формула, которой я спокойно придерживаюсь, поскольку не являюсь литературным критиком. Я с легкостью говорю, что лучшие поэты — это мои друзья.
За молодыми, начинающими авторами пристально не слежу. Есть ощущение, что все, что мне надо, уже написано и мной прочитано.
Фото: Максим Каширин