18+
18+
РЕКЛАМА
Границы исторического поселения в Томске, Дизайн, Исторический центр, Всё сложно.Что не так со статусом исторического поселения Томска Всё сложно.Что не так со статусом исторического поселения Томска

Всё сложно.
Что не так со статусом исторического поселения Томска

АВТОР
Евдокия Шеламова

В начале марта в СМИ появилась информация о том, что разработчики проекта «Томские набережные» предложили снять с Томска статус исторического поселения. Позже по этому поводу высказались и власти: губернатор Сергей Жвачкин заявил, что «не для того статус ставили, чтобы его снимать», а мэр города Иван Кляйн заметил, что статус почетен, но «по факту пока не дает больших преимуществ городу». При этом все сходятся в одном — статус городу необходим.

Зачем он нужен и в чем сейчас заключается проблема с историческим поселением, разбирался «Томский Обзор».

Первый раз статуса исторического поселения Томск удостоился еще в 1990 году, тогда в список вошли около 400 городов России. В 2010 году перечень был сокращен до 41 города. Кроме Томска за Уралом такой статус носят только три города: Кяхта, Иркутск и Енисейск.

«Историческое поселение» — это не только почетное название. Статус позволяет регламентировать строительную деятельность на территории города: определять планировку, высоту зданий, композицию застройки, охранять ценные градоформирующие объекты — в общем, все то, что обычно страдает при точечной застройке в исторических городских зонах.

Чем полезен статус на данный момент

Томск предварительно включён в перечень исторических поселений федерального значения, однако этот статус ему предстоит ещё подтвердить и утвердить в Министерстве культуры. Для этого необходимо разработать проект границ и предмет охраны на основании историко-культурного опорного плана. Работа по подготовке проекта границ и предмета охраны началась только в этом году.

— Сейчас, кроме защиты от наших недобросовестных властей, статус ничем больше помочь не может — если мы, например, говорим о финансовой поддержке со стороны государства, — считает руководитель общественного движения «Исторический Томск» Мария Бокова. — Это, кстати, вопрос к нашей администрации, которая за все это время не разработала и не утвердила новый опорный план и предмет охраны. Пока есть этот статус федерального значения, все документы и все проекты, касающиеся застройки, должны согласовываться с Минкультуры. Да, какие-то полномочия переданы нашим структурам, например, тому же комитету по охране культурного наследия. Но тот же генплан согласовать можно только на федеральном уровне.

Председатель комитета по сохранению исторического наследия Никита Кирсанов считает, что статус следует рассматривать с точки зрения ответственности:

— Статус исторического поселения — это, в первую очередь, оценка, которую получает город в масштабе культурного наследия Российской Федерации. Когда Томску был присвоен этот статус, этим был констатирован тот факт, что сохранение историко-архитектурной среды нашего города имеет особое значение для сохранения культурной самобытности нашей страны. Возможно, это может прозвучать патетично, но сохранение этого статуса — это прежде всего наша обязанность перед народом. И разумеется, наша обязанность перед нами самими — ведь сохранение и использование богатого историко-культурного потенциала, это залог нашей конкурентоспособности перед другими регионами.

При этом Кирсанов отмечает, что возможность финансовой поддержки со стороны государства возможна, но только при работе на местном уровне:

— Проблема в том, что на сегодняшний день комплекс системных мер по поддержке исторических поселений федерального значения не разработан на уровне Федерации, — объясняет председатель комитета. — Статус исторического поселения является дополнительным аргументом для получения средств из федерального бюджета, некоторые исторические города эти средства получают. Но какой-то единой федеральной программы по развитию всех 42 исторических поселений сегодня нет. Правда, я знаю, что разговоры о необходимости такой программы ведутся. Какие-то дополнительные возможности могут дать стратегические программы, которые уже одобрена на уровне Российской Федерации — например, программа «ИНО-Томск». Сейчас мы как раз пытаемся включить в эту программу мероприятия по устойчивому развитию исторического поселения и сохранения исторической деревянной застройки как главного условия этого развития. Соответствующее поручение было дано буквально на днях мэром города. Готовим и ещё кое-какие инициативы. Но здесь, по-моему, пока не стоит загадывать, нужно просто работать. Ведь очевидно, что на федеральную поддержку смогут рассчитывать прежде всего те города, в которых и на местном уровне ведётся серьёзная работа — и в части подготовки необходимой градостроительной документации и в части проведения ремонтно-реставрационных работ. Надеяться, что на нас, без всяких усилий с нашей стороны, вдруг прольётся денежный дождь, наверное, не стоит.

Что не так со статусом Томска

С другой стороны, по словам экспертов, статус создает определенные проблемы для развития города, ограничивая новое строительство.

— Статус, разумеется, нужен. Ни я, ни мои коллеги не против этого, что бы там ни говорили по этому поводу общественники, — объясняет руководитель архитектурно-планировочного бюро «Стиль» Сергей Худяков. — Когда мы обсуждали новый генплан, мы ставили под сомнение границы исторического поселения. Наши оппоненты считают, что они должны проходить по проспекту Комсомольского, переулку Дербышевского, Лагерному саду и по Томи. Я же считаю, что они не обоснованы, они должны быть меньше. Ну какой Комсомольский — там заимка была всю жизнь, какое историческое поселение? А ведь этот статус влечет за собой и регламенты, и ограничения застройки, что вообще можно на территории делать — почему это мало кого волнует?

Как отмечает Худяков, процедура утверждения статуса должна быть проведена согласно законодательству и вынесена на общественное обсуждение:

— Нужно пройти все экспертизы, обосновать, почему именно такие границы, доказать научно, представить этот проект общественности, а уже потом включать эти материалы в генплан. Почему проект, который затрагивает полгорода, вообще не обсуждается с общественностью? Я за то, чтобы все было законно, а не вот эта спекуляция: «посмотрите, какие архитекторы плохие, хотят весь город застроить».

Как считает заммэра Александр Цымбалюк, отсутствие документов по статусу создает препятствия для развития города: «Например, пока у нас не утверждены в установленном порядке границы исторического поселения (обычно, они совпадают с границами исторического центра — это не более шести процентов от всей территории города), историческим поселением у нас будет считаться вся территории муниципального образования „Город Томск“ со всеми сопутствующими ограничениями».

Почему недостаточно существующего проекта зон охраны

Существующий проект зон охраны культурного наследия эксперты тоже не обходят стороной в связи со статусом исторического поселения. Мария Бокова считает, что статус позволяет «прикрывать» те проблемы, которые есть в ПЗО:

— Мы часто поднимаем вопрос о постановлении 94-а, которое фактически отменило прежний проект зон охраны 1982 года, действовавший раньше в Томске. Согласно этому постановлению, действие проекта зон охраны не распространяется на участки, на которых было разрешено строительство до вступления в силу проекта зон охраны (постановление утверждено администрацией Томской области в 2014 году — прим. ред.).

Кроме того, общественники упирают на то, что строители могут разработать свой проект охранной зоны по нужному объекту, подкрепив его оплаченным заключением историко-культурной экспертизы. С этими документами застройщик может добиться отмены ограничений на новое строительство. По мнению Боковой, статус исторического поселения может хоть как-то сдерживать застройку, с которой не справляется проект зон охраны.

— Если статус отменят — мы простимся со всей центральной частью города, ее просто застроят. Примеров этому уже немало, — уверена Мария.

Сергей Худяков же полагает, что проблема с границами существует не только с историческим поселением, но и вообще с границами объектов культурного наследия:

— Все эти проекты охранных зон, почему вокруг них столько шума-то: они не поставлены до сих пор на кадастровый учет. Утверждены правила застройки, границы, но они не были поставлены на кадастр. Думаю, это потому, что если бы стали доводить это дело до конца, то вылезла бы куча проблем, так как границы сделали некорректные.

Разработка документов для подтверждения статуса по предварительным оценкам составляет от 11 до 18 миллионов рублей. По словам Цымбалюка, в администрации в настоящее время готовится «дорожная карта» по разработке и утверждению необходимого комплекта документов с определением более точной стоимости.