18+
18+
Краеведение, Религия, Архитектура и дизайн, Деревянная архитектура, Истории томских зданий, кижнер томск евреи синагога солдатская Единственная.Как в Томске появилась первая солдатская синагога в России

Единственная.
Как в Томске появилась первая солдатская синагога в России

Поводом для строительства Томской солдатской синагоги послужил случай: солдаты-евреи обиделись на сына основателя другой томской синагоги и решили построить свою.

Утверждают, что сейчас это единственная дошедшая до наших дней деревянная солдатская синагога в России - а то и в мире, другие или не деревянные, или не солдатские, или не сохранились. Подробнее о истории уникальной синагоги, которая 1 февраля будет передана для реставрации Томской еврейской общине, «Томскому Обзору» рассказал историк еврейской культуры Давид Кижнер.

Двенадцатилетние призывники

— Все началось после 1827 года, когда Николай I издал указ о воинской повинности евреев. До этого евреи не служили в армии; они жили на специально отведенных территориях, границы которых назывались чертой оседлости.

А появились евреи в царской России после войны с Наполеоном, когда была присоединена Польша. К евреям относились плохо как со стороны поляков, так и со стороны русских. Русские — потому что, когда была война с Наполеоном, евреи в этом деле сильно помогли, а поляки были против евреев, потому что были против русских. Потом было восстание в Польше и многих сослали в Сибирь, в том числе и евреев.

В частности, попали они и в Томск тоже. Николаю I показали, как живут евреи — например, не работают в субботу. Значит, бездельники, надо с ними бороться — то есть, перевести в православие, чтобы евреев было меньше. И вот, за них взялись. Приказ о воинской повинности был жутким. Если от русских с тысячи человек брали всего по 7 рекрутов в два года, то от евреев призывали ежегодно по 10 человек. Причем как: всех забирали служить с 18 лет, а евреев — с 12, чтобы не дать пройти мальчикам в 13 лет бар-мицву, обряд посвящения.

Содержали и обучали детей в специальных кантонистских школах, после чего отправляли в армию. А служили тогда 25 лет — практически на всю жизнь забирали. Это была страшная трагедия. Общины должны были сдавать людей, и каждый родитель старался своего ребенка уберечь. Брали даже с 7–8 лет и выдавали за 12. Богатые евреи откупались — давали большие деньги общине, тогда забирали кого-то другого. Обманывали всякими путями. Нашлись люди, которые воровали детей и врали под присягой, что им есть 12. Матери сходили с ума, топились. Над детьми издевались, чтобы заставить переходить в православие — загоняли в воду, избивали. Большинство под этим натиском сдавались.

Как солдаты свою синагогу построили

Солдатская синагога же связана с именем Герцеля Янкелевича Цама. Его в 8 лет схватили хапуны — те самые люди, которых богатые евреи нанимали для похищения мальчиков. В 1854 году в Томск прибыло 350 детей-евреев, в том числе и Цам. Из тех мальчишек какая-то часть осталась верна еврейской вере, их называли ЗК — это не то значение, которое закрепилось сейчас, тогда так называли закоренелых евреев. Цам тоже был из них и он был первым евреем в России, который дослужился до чина капитана царской армии.

Фото: Wikimedia

Солдатские казармы находились в центре города — там, где сейчас находится стадион «Труд». В Томске уже было две синагоги: Хоральная, тогда еще одноэтажная, и Каминерская, которая до наших дней не сохранилась. Солдаты ходили в последнюю — она располагалась близко к казарме. Но однажды у одного из солдат, Моисея Гуревича, родился сын. А у евреев рождение ребенка — это большое торжество, особенно если это мальчик. Гуревич с друзьями пришли в синагогу, чтобы присутствовать при чтении заповедей Торы как участники торжественного обряда обрезания. Сын Каминера, который в то время командовал синагогой, предложил Гуревичу провести чтения в раздевалке. Евреи обиделись и решили завести свою синагогу.

Солдаты собрали деньги на свиток Торы, без него синагога не может существовать. Потом они арендовали квартиру в Затеевском переулке у какой-то вдовы и устроили там временный молитвенный дом. Затем Цам купил землю, и, наконец, построили Солдатскую синагогу.

В 1906 году случился пожар — горел дом соседнего купца, и здание синагоги сильно пострадало. Восстанавливали и перестраивали его сами солдаты, на свои деньги, и в 1907 году синагога открылась заново. Цам же и напечатал книгу о истории солдатской синагоги — она есть в Томске, в научной библиотеке ТГУ.

В 1930 году солдатскую синагогу закрыли — здание было отобрано у еврейской общины 3-го прихода и переоборудовано под общежитие для сотрудников Томского государственного университета.

Ориентация на Иерусалим

Синагоги в целом и томская деревянная синагога в частности имеют свои архитектурные особенности. О них рассказывается в статье Татьяны Манониной и Анны Маслянской «Синагоги города Томска: историко-архитектурный аспект», которая была опубликована в «Вестнике ТГАСУ».

Предписания насчет строительства синагог учтены в галахе — гражданском кодексе иудеев. Здание синагоги должно быть ориентировано на Иерусалим, но, поскольку это не всегда возможно, принята ориентация синагоги на восток.

Здание должно быть самым высоким в городе — для формального выполнения этого предписания синагогу старались выстроить на высоком месте; на крыше устанавливали башенку и шест, а иногда молитвенные залы располагали в подвале. Помещение синагоги должно иметь окна, которые позволяют видеть небо, что вызывает почтение у молящихся.

Женщины должны сидеть в зале отдельно, в соответствии с этим в большинстве традиционных синагог имеется отделение для женщин (эзрат нашим) — чаще всего галерея или балкон, закрытые занавесью или частой решеткой. В помещении синагоги должен находиться специальный шкаф — синагогальный ковчег (арон акодеш) для хранения свитков Торы. Свитки необходимо читать с бимы — возвышающейся площадки, которая, как правило, расположена в конце зала перед шкафом для свитков Торы, но иногда могла находиться в цен- тре зала. Предусматриваются в синагоге и места для отдыха молящихся во время длительной литургии (скамьи, лавки). Многие синагоги имели микву — помещение с бассейном для ритуального омовения.

Солдатская синагога в Томске имела те же особенности. А еще в южной части подвального помещения здания была оборудована «мастерская для выпечки опресноков (мацы)». На крыше было три купола, которые в советское время были снесены. Во внешнем декоре наряду с традиционным растительным орнаментом ненавязчиво присутствует повторяющийся элемент — звезда Давида. А на центральной двери имеется стилизованное изображение свитка Торы. Определенный символизм и стилизация присутствовали в декоративном оформлении интерьеров (в современном состоянии, к сожалению, практически утраченных).

В начале 2018 года администрация города приняла окончательное решение передать здание солдатской синагоги, являющееся памятником архитектуры регионального значения, томской еврейской общине. Соглашение между мэром Томска И.Г. Кляйном и главным раввином России Б. Лазаром будет подписано 1 февраля.

Также в программе визита главного раввина России в Томск запланирована встреча с губернатором и мэром, участие в торжественной церемонии передачи ключей, посещение строящегося еврейского общинного центра, молитва в переданном здании Солдатской синагоги и встреча с участниками еврейского молодежного клуба, сообщается на сайте томской еврейской общины.

Текст: Евдокия Шеламова, Катерина Кайгородова

Фото: Саша Прохорова

Тэги/темы: