Книжный день.
Кейт Бернхаймер, «Мать извела меня, папа сожрал меня. Сказки на новый лад»
Не так давно в своем обзоре к 23 февраля я писала о замечательной новинке этого года — романе «Круглосуточный книжный мистера Пенумбры». А еще раньше, в подборке «Что почитать на каникулах: десять книг для подростков» упоминалась и книга Салли Гарднер «Червивая луна».
Неожиданно издательство Livebook, которое и познакомило россиян с этими, и многими другими замечательными книгами, предложило нам сотрудничество.
Поэтому сегодня — рассказ о потрясающей антологии современной сказки в двух частях. Сорок именитых авторов со всего мира собрались, чтобы как следует напугать читателя. Не бойтесь названий и не думайте о плохом, но приготовьтесь к тому, что сказка — это не лакированная шкатулка от Диснея, а скорее темный лес, полный чудес и тропинок, уводящих в никуда.
Для начала стоит рассказать немного об идее сборников. Составила их известная американская литературовед и писательница Кейт Бернхаймер. Она не только много лет исследует сказку как явление, но и основала альманах «Сказочное обозрение», в котором публикует сказки со всего мира, а также активно занимается лекционной деятельностью, рассказывая и взрослым, и детям о том, что такое сказка.
В антологию вошли произведения буквально со всего мира: Россия, США, Ирландия, Италия, Япония и даже Вьетнам! Это очень важно, ведь в последнее время за эталон сказки принимается унифицированный пересказ от лица компании Дисней. А на самом деле сказок — великое множество, и о некоторых мы просто не знаем.
Мать извела меня, папа сожрал меня\Папа сожрал меня, мать извела меня
Составитель Кейт Бернхаймер
Итак, что же такое — эти старые сказки на новый лад? Пересказ ли это известных историй или абсолютно новые сочинения о том, что волнует современного человека? Почему вообще к сказкам относятся свысока и считают, будто это детское развлечение? Ведь до изобретения детства сказки предназначались буквально для всех, и тогда еще не было ограничений по возрасту: кто услышал, тот услышал, а если потом спать не сможешь, ну что ж — бывает.
Не стоит думать, будто сказки родились в один миг и прошли через сотни лет в неизменном состоянии. Нет, не меняются только сюжеты (согласно Проппу и его «Морфологии сказки», существует 31 постоянная функция, то есть сюжетная основа), а вот все остальное — герои, их отличительные черты, место и время действия — все подвластно изменениям. Правда, действующих лиц тоже всего восемь — постоянных и неизменных. Но согласитесь, роли можно распределить совершенно неожиданным образом?
Собственно, об этом и антология. Составительница попросила авторов со всего мира написать совершенно новое произведение, основываясь на
Фантазия отправилась в полет, и вот уже у нас есть сорок страшных, непредсказуемых, загадочных, потрясающе интересных историй о жизни во всех ее проявлениях. Характерно, что некоторые использовали сказочные сюжеты, чтобы передать современные проблемы и пороки нашего общества. Это лишний раз доказывает — сказки не только и не столько для детей, это способ повествования, позволяющий взрослому человеку посмотреть на проблему
Прочесть эту антологию стоит хотя бы потому, что подобные сборники встречаются не так уж часто, и обычно принадлежат авторству одного человека. Здесь у нас есть прекрасная возможность не только познакомиться с творчеством писателей, о которых мы могли раньше и не слышать, но и повод перечитать сказки, которые мы, кажется, знаем наизусть (на самом деле нет).
Сказки на новый лад на телевидении: The 10th Kingdom, Once upon a time, Grimm
Текст: Катерина Маас
Фото: Сергей Стёпин