18+
18+
РЕКЛАМА
75 лет томской промышленности, Люди, Люди труда, Предприятие, Предприятия Томска и области, Люди труда.«Мы и работать, и отдыхать умели»: история ветерана ГПЗ-5 Александра Ман Люди труда.«Мы и работать, и отдыхать умели»: история ветерана ГПЗ-5 Александра Мантурова

Люди труда.
«Мы и работать, и отдыхать умели»: история ветерана ГПЗ-5 Александра Мантурова

Во второй половине ХХ века в Томске работало несколько десятков заводов самой разной направленности — от легпрома до машиностроения, на которых были заняты десятки тысяч людей.

В спецпроекте «Люди труда» — истории тех, кто застал расцвет томской промышленности советского образца.

Наш новый герой — Александр Николаевич Мантуров, с 1949 года работавший на подшипниковом заводе, который был эвакуирован из Москвы в Томск в самом начале Великой Отечественной войны.

«Мы могли сделать практически любую работу»

— В военное время я жил с родителями в Кемеровской области, на руднике Темиртау, где добывали железную руду. Там я учился до 8 класса. В 1945 году к нам приехал представитель Томского машиностроительного техникума, приглашал на учебу. Тогда я и приехал в Томск.

После окончания техникума меня направили на подшипниковый завод, в автоматно-токарный цех. В нем я проработал 50 с лишним лет до 2006 года. Сначала — помощником мастера, а примерно через полгода меня назначили сменным мастером. В последнее время работал технологом и потом — начальником ОТП, отдела технологической подготовки. Там мы занимались разработкой технологических карт, которые должны быть на каждом рабочем месте — в них входят сведения о приборе и инструкции для работников.

Наш цех в основном выпускал кольца для подшипников — наружные и внутренние. За новыми технологиями мы часто ездили на московские заводы. Там делали сложные фасонные резцы для внутренних колец. Чтобы, допустим, беговую дорожку, бортики, канавки на кольцах делать не отдельными операциями, а сразу. Постепенно и у нас в инструментальном цехе стали делать резцы не хуже.

Я был увлечен своей работой. Интересно было улучшать технологию, сокращать количество операций. А вот высшее образование не пошел получать, хотя многие поступали на вечернее отделение Политеха. Сравнил свою зарплату и зарплату инженера и подумал — а зачем?

В свое время мы перешли на трубные заготовки — то есть, кольца резали сразу из труб, которые поставляли из Свердловска. Это было хорошее решение, так как сразу выросло и качество колец, и производительность труда. А резали их нам алкоголики из ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий), был у них там такой цех организован. У меня был туда пропуск оформлен, я ходил проверять оснастку. Работать алкоголики, конечно, шибко не хотели. Помню, у них бригадир был, ему еще лет 15 сидеть оставалось. Вот он их еще держал в руках.

В своем цехе мы практически любую работу выполнить могли. Делали подшипники для коробки скоростей КамАЗа: с латунным сепаратором, наружным диаметром 150 мм. Они должны солидные нагрузки выдерживать, машины-то сильные. Делали подшипники пятого класса точности по заказу Минобороны. Одно время даже выпускали муфты для буровых станков.

А потом завод остановился… Мне-то уже за 70 было, все равно на пенсию пора…

Кроме работы, мы и отдыхать умели. Когда жил в общежитии, у нас каждую субботу танцы были в красном уголке. Кто умел танцевать — ходили. У старого клуба была организована танцевальная площадка, там играл духовой оркестр. Вход платный был, но тоже ходили.

Я и в самодеятельности я участвовал, пел и танцевал. Мы репетировали в клубе имени Сталина, который на втором Томске был. А летом почти каждый день дотемна играли в волейбол на стадионе «Локомотив». Или болели за нашу команду, когда там футбольные матчи проводили.

А сам я лыжами занимался. Мы часто участвовали в соревнованиях в Академгородке. И в легкоатлетической эстафете 4 по 100 тоже как-то участвовал. Мы тогда второе место заняли среди предприятий.

Спортивную работу на заводе вел товарищ Кабанов из кузнечного цеха — веселый такой мужик, хохмач. Завод тогда и по футболу выступал неплохо, и в легкой атлетике, и в лыжных гонках…

Из альбомов ГПЗ-5

Текст: Екатерина Кайгородова

Фото: Владимир Дударев

Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024
Томские новости

«Томскводоканал» после смены владельца хочет перейти от аренды сетей в Томске к концессии

25 марта 2024
Люди

Сохранить историю. Как в 1990-е годы инженер-конструктор Владимир Кирсанов помогал восстанавливать томские здания

2 апреля 2024
Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024
Томские новости

Томская область хочет построить две посадочные площадки для БПЛА близ районных аэропортов

29 марта 2024
Томские новости

Суд завершил банкротство авиакомпании «Томск Авиа», удовлетворив 2% требований из 1 млрд рублей

9 апреля 2024
Люди

В Томске презентовали сборник воспоминаний об известном томском ученом Вячеславе Новицком

25 марта 2024