18+
18+
РЕКЛАМА
Жизнь в тылу, Краеведение, Жизнь в тылу. 7 фактов о томской промышленности времен Великой Отечественной войны Жизнь в тылу. 7 фактов о томской промышленности времен Великой Отечественной войны

Жизнь в тылу. 7 фактов о томской промышленности времен Великой Отечественной войны

Как во время Великой Отечественной жил Томск, что происходило с его промышленностью и населением, как в город прибывали эвакуированные и чем помогали томичи фронту - в нашей подборке фактов.

1.
32 эвакуированных

Эвакуация заводов в годы Великой Отечественной войны из центральной части страны в Томск, ТОКМ

Свой отсчет официальная "большая" томская промышленность ведет именно с 1941 года. С началом войны в Томск были эвакуированы в общей сложности, 32 завода разного профиля.

Среди них были знаменитые предприятия - "Красный богатырь", "Москабель", Московский электроламповый завод и многие другие - из Москвы, Ленинграда, Гомеля, Конотопа, Харькова, Ярославля и иных городов СССР. Некоторые из них прибыли в Томск лишь в частичном виде - как тот же МЭЛЗ - и были слиты с другими эвакуированными или томскими предприятиями. "Местных" на тот момент в городе было 56, но все они были довольно небольшими Часть новообразованных единиц сохранили старые названия, часть получили новые:

Вместе с заводами эвакуировались в Томск и самые разные специалисты - всего порядка 50 тысяч человек перебрались сюда в годы войны:

Евгения Гутнова, советский историк-медиевист, доктор исторических наук, во время войны эвакуированная в Томск:

- К платформе подали поезд, составленный из теплушек. Мы подошли к предназначенному нашей организации вагону. Его разверстая темная дверь мрачно зияла. Тут началось что-то невообразимое. Люди бросали в эту дверь тюки и чемоданы, которые оседали около двери. Скоро там образовалась целая гора вещей, через которую надо было перебираться, чтобы попасть в вагон. В это время с немецкой аккуратностью начался обычный воздушный налет, завыли сирены, комендант поезда бежал вдоль вагонов, торопя отправку....Я полезла в этот страшный вагон, через груды наваленных вещей. Прозвучал сигнал отправления. Снаружи кто-то задвинул дверь, внутри сделалось совсем темно, так как освещение исходило теперь лишь из маленького окошка вверху вагона. Люди, подавленные и молчаливые, в первый момент тихо плакали, дети пищали. Было все как в аду. Поезд двинулся и поехал все быстрее. Извне слышался гул самолетов, стрельба зениток, звуки сирены. Наш длинный товарный состав убегал от них, спешил выбраться из зоны налета...

2.
"Коммуналки" для заводов

Принимая все эти заводы (пусть даже привозящие свои мощности далеко не в полном объеме), город мгновенно оказался перед одной большой проблемой - как разместить станки и оборудование в малоэтажном провинциальном городке?

К началу войны 96% домов в городе были деревянными. Вымощены были лишь центральные улицы, требовалось строить третью нитку водопровода и дополнительные водонасосные станции, канализации и городского транспорта не было.

Под заводы передавали все помещения, которые хотя бы минимально подходили: корпуса высших учебных заведений — университета, политехнического, педагогического и транспортного институтов; Красные Казармы, Дом Науки, здание городской больницы, конюшни, здание Богоявленского собора, ну и, конечно же, уже действующих предприятий вроде спичфабрики. В неё тогда влилась гомельская спичечная фабрика «Везувий» Наркомата леса. А томский ТЭМЗ усилили сразу три предприятия - ленинградский завод «Пневматика», конотопский завод «Красный металлист» и харьковский Государственный союзный завод маркшейдерских инструментов.

Дефицит бумаги приводил к тому, что телеграммы клеились на любые подходящие бумажки фрагменты.
ЦДНИ ТО. - Ф. 80. - Оп. 3. - Д. 81. - Л. 128.

3.
Городская железная дорога

Секретарь томского горкома С. Чернышев отчитывался в феврале 1942 г. секретарю Новосибирского обкома ВКП(б) товарищу Кулагину: «Значительное расширение Томской промышленности, в связи с прибытием ряда новых заводов и увеличение численности населения, вызвали резкое увеличение потребности во внутригородских перевозках. Новые и расширяющиеся промышленные предприятия, часть которых расположена далеко от железнодорожной линии, требуют перевозки значительного количества топлива, строительных материалов, сырья, готовой продукции. Между тем существующий городской транспорт, насчитывающий лишь 50 грузовых машин и 1500 лошадей, не может перевезти даже и половины необходимых грузов».

ЦДНИ ТО. - Ф. 80. - Оп. 3. - Д. 88. - Л. 61.

В результате, по городским улицам были проложены железнодорожные ветки общей протяженностью 24 километра. Колею осенью 1941 года строили томские студенты - главным образом, девушки - молодые люди уходили на фронт. Рельсы связали с основной колеей большинство промышленных предприятий и электростанцию. Одна из таких веток позднее послужила основой для томского трамвая:

Александр Петров, коренной томич:

«...От Томска-1 на месте теперешней улицы Нахимова была проложена железная дорога, которая затем шла по улице Советской до электролампового завода. По этой дороге паровозами завозили на завод сырьё и вывозили продукцию. Дорогу упразднили уже в 60-е годы, но сначала по этим рельсам по Советской, Нахимова до кольца на Южной пустили трамвай 4-го маршрута...»
Записки давнишнего Томича

В. Розенфельд, профессор, доктор технических наук

«...Быстрый темп роста промышленности поставил перед городским хозяйством ряд серьезных проблем, из которых одна из наиболее важных - организация городского транспорта. На станции Томск I и Томск II ежедневно прибывает множество грузов различного назначения, во время навигации дополнительное количество грузов прибывает и сплавляется по реке Томи... Единственным выходов положительно и радикально разрешающим проблему как грузовых, так и пассажирских перевозок, является устройство в городе рельсового транспорта».
Заметка Трамвай в Томске, газета "Красное знамя" от 4 марта 1942 года

4.
Продукция - только фронту

С лета 1941-го и первую половину 1942-го городские власти непрерывно принимали, размещали и запускали производства - необходимо было как можно скорее начать поставлять продукцию фронту.

Здесь, кроме проблем с площадями и доставкой грузов, были и другие проблемы. Оборудование в эвакуацию уходило некомплектным, что сильно затрудняло начало работы. Одновременно заводы лишились сырьевых баз и должны были на новом месте налаживать собственное снабжение с нуля. Электричество, пароснабжение, вода - все это тоже было в дефиците.

Загружать "городскими" заказами предприятия было запрещено:

ЦДНИ ТО. - Ф. 80. - Оп. 3. - Д. 97. - Л. 5.

5.
Что делали на томских заводах для фронта?

После запуска предприятий, в Томске делали миноискатели, телефонную гарнитуру для танков, мины 37 мм, минометы (М-8), прицелы (П-1, П-8,КВМ), тару для консервов и боеприпасов, шпон для аккумуляторов, танковые стартеры, двигатели для танков, самолетов и подводных лодок, шпалы, манометры, глубиномеры, тахометры, запалы (Ф-1, РГД-41), амортизаторы, противогазы, перчатки, танковые шины, подшипники для танков и авиации, детали для М-8, бинокли 6х30 (Б-6), 4х50 (б-4), прицел к пушкам 45 мм (ПП-9), призмы танковые, бинокли 6х30 (Б-6), стабилизаторы, силовые и телефонные кабели, колбы и лампы, прессы Бринелля.

ЦДНИ ТО. - Ф. 80. - Оп. 3. - Д. 75. - Л. 68.

Даже спичфабрика изготавливала зажигательную смесь для противотанковых бутылок. Так выглядел «Коктейль Молотова» с зажигательной смесью для подрыва бронетехники (экспонат из фонда ТОКМ):

Кроме собственно боеприпасов и военной техники, в Томске шили гимнастерки, солдатское белье, рукавицы, чинили полушубки, делали валенки, лыжи, волокуши для пулеметов и раненых, рыбные консервы, сухофрукты и пищевые концентраты для бойцов:

Этикетки продукции фабрики "Красная звезда" периода 1934-1946 г.г.

6.
За партой и станком

Еще одной задачей, которую пришлось решать на новом месте эвакуированным заводам, были конечно же, кадры.

В эвакуацию отправилась только часть сотрудников, остальных надо было набирать на новом месте и учить в кратчайшие сроки.

Привлекали к работе на предприятиях школьников, учеников ремесленных училищ и студентов:

Владимир Кузин, ветеран ГПЗ-5:

- — В Томск мы приехали 21 ноября 1941 года. Это была для нас, учеников Одесского ремесленного училища, вторая эвакуация. В первую нас отправили в ночь на 22 июля. Голодно было. За все время пути первый раз жидкое питание мы получили в Ульяновске. В Томск мы приехали, когда уже были большие морозы, а у нас ни у кого одежды теплой не было: только шинель, ботиночки и фуражка ремесленная. Потом жили в общежитии, на втором этаже шарикового цеха (сейчас Пушкина, 63, стр. 28, здание Томского экономико-промышленного колледжа — прим. ред.). Почти вся наша группа была включена в шлифовально-сборочный цех. Одновременно мы учились. Я научился ремонтировать самые разные вещи: от кортиков до автомобилей. Даже входил в ремонтную бригаду: к нам доставляли трофейные немецкие машины и мы их восстанавливали. За хорошую работу заслужили для завода грузовичок «Форд» с низким металлическим бортом. До этого у нас только одна лошадка на весь завод была, она возила и металл в кузницу, и все, что надо, по цехам.

Движение двухсотников — одна из форм социалистического соревнования, выражающееся в увеличения выработки продукции - до 200% плана. Зародилось в предвоенные годы. В годы войны проходило на заводах под лозунгом: «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!».

7.
Вручение Красного Знамени ГКО

В 1941 году в СССР был создан Государственный Комитет Обороны, который руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Именно его уполномоченные были направлены на эвакуируемые заводы для организации демонтажа и вывоза оборудования на Восток. Он же и поощрял те предприятия, которые наиболее эффективно показывали себя в "социалистическом соревновании" и помощи фронту. Награждал ГКО коллективы заводов переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны.

В 1942 году томская промышленность получила подтверждение своих успехов на самом высшем уровне:

Вручению Красного Знамени была посвящена практически вся первая полоса газеты "Красное знамя" за 19 октября:

Также газета опубликовала большую часть выступления секретаря Томского горкома Вкп(б) С. Чернышева, в котором тот подводил своеобразные итоги 16 месяцев напряженной работы по запуску эвакуированных в Томск предприятий:

Жизнь в тылу - спецпроект Томского Обзора, реализуемый при поддержке Законодательной Думы Томской области.

Список источников: