18+
18+
Креативные индустрии, Анатомия кулайца. Из чего состоит томский проект об исчезнувшей цивилизации Анатомия кулайца. Из чего состоит томский проект об исчезнувшей цивилизации
РЕКЛАМА

Анатомия кулайца.
Из чего состоит томский проект об исчезнувшей цивилизации

Что произойдет, если попытаться сделать историческую реконструкцию в условиях недостатка информации? Получится удивительный саморазвивающийся проект.

«Кулайский мир» в Томске начали придумывать давно, но впервые все, что нам известно о кулайцах и все, чем они успели «обрасти» после своего открытия, попробовали собрать вместе. Так в Томском областном краеведческом музее запустился проект «Я кулаец».

Подробности о выставке артефактов, фотосессиях в кулайских образах, кулайских джазе и кухне мы выяснили с помощью Алены Шафер, автора и художника проекта «Я Кулаец».

Кулайцы и клад

О Кулайской цивилизации мы знаем крайне мало. Когда-то кулайцы занимали огромную территорию, воевали, кочевали, но что случилось с ними потом и почему они исчезли — неизвестно.

А что известно?

Кулайская цивилизация сформировалась в Западной Сибири во времена древних Римской и Китайской империй. Одним из центров ее сосредоточения являлась территория современной Томской области. Помимо охоты, рыбной ловли и других повседневных хозяйственных забот кулайцы отливали причудливые бронзовые фигурки. Первым появлением кулайской темы на публике можно считать 20-е годы прошлого века, когда в 1922 году на горе Кулайке в Томской области был найден клад из бронзового котла и мелких бронзовых и серебряных изделий. Сегодня найдены сотни изображений человека, животных, птиц и сложных композиций, но письменность кулайцев не сохранилась. Поэтому именно найденные фигурки и помогают сегодня понять, какой была Кулайская цивилизация две тысячи лет назад.

Гора Кулайка. По одной из версий название горы «Кулайка» происходит от селькупского названия «Гора духов» или «Гора предков». Фото Департамента культуры Администрации Томской области

Выставка

Выставка в областном краеведческом музее, с которой и начался проект «Я кулаец», называется «Под созвездием Большого лося». Что это за созвездие?

Лось, судя по найденным во время раскопок бронзовым предметам, был тотемным животным, самым значимым для племени. У селькупов существует легенда, которую, вероятно, заимствовали у кулайцев: знаменитую Большую медведицу они называли «созвездием Лося». 4 звезды, известные нам как «Ковш», — это кулайский «Лось», а еще три звезды, «ручка» у ковша — это три охотника, которые Небесного Лося преследуют.

Среди экспонатов выставки — кулайская художественная металлопластика, керамическая посуда, древнее оружие эпохи бронзы и раннего железного века. Артефакты в основном найдены на территории Томской области в 20-х и 90-х годах прошлого века.

Кухня

Идея устроить гастрономическую реконструкцию кухни древней кулайской цивилизации в современном прочтении возникла у авторов проекта «Я кулаец» во время общения со студией вкуса «Лофт». Когда студийцы познакомились с выставкой, они задумались — какой могла бы быть кухня исчезнувшей цивилизации? Так появились лосятина в травах и медовый мусс.

Конечно, те блюда, которые получились в итоге — это не полновесная реконструкция, скорее, фантазии на основе местных продуктов и информации о селькупских и кулайских вкусовых предпочтениях.

По мнению ученых, в этих племенах питались рыбой (в Сибири много рек) и мясом. Бобров избегали, поскольку это было «нечистое», «женское» животное, которому было комфортно и на земле, и на суше. Такое во времена кулайской цивилизации считалось подозрительным. Ели белок, медведей и лосей. Котлы у кулайцев были, так что приготовить большое количество мяса не было проблемой. А то, что лось — тотемное животное, никого не должно было останавливать, ведь известно, что селькупы ели медведя, который считался у них священным.

Головные уборы

Понять кулайскую культуру будет проще, если буквально примерить ее на себя, решила Алена Шафер, и придумала сделать «кулайские» головные уборы.

Фантазийные шапки рождались на основе информации о селькупских одеяниях (есть научная теория о том, что кулайцы — это предки селькупов), а также с помощью некоторых артефактов. Например, в Ханты-Мансийске в музее есть «кулайское зеркало» — бляха, на которой изображены люди в головных уборах.

Так и появились образы «головного убора с птицей», «шапки с рогами». Создавали их общими усилиями — вместе с Аленой Шафер работали студентки кафедры дизайна костюма института культуры ТГУ, ученицы Натальи Кадиевой. Начали делать эскизы в сентябре прошлого года, завершили в декабре.

Особое отношение к голове как вместилищу исключительно плодотворной жизненной силы, способной к возрождению и изобилию было свойственно многим народам мира. Отсюда — святость всего, что связано с головой и особое внимание к головному убору, как оберегу возрождающей души. Со временем сформировался большой знаковый набор головных уборов как символов силы, знатности, благополучия: шлем воинов, корона властителя, драгоценные уборы прочего избранного люда в зависимости от их экономического и социального ранга. У западносибирских народов специфические уборы носили воины и шаманы — вероятно, и кулайцы.

Фотосессии

Татуированные «кулайские» фотосессии в «шапках с рогами» — одно из самых заметных проявлений проекта. Их героями становятся известные томичи — политик Галина Немцева, артист Дмитрий Бакин, скульптор Леонтий Усов, стилист Марина Ридигер, певица Катерина Пронягина и другие. Но первыми примерили кулайские шапки и поучаствовали в них в фотосессии сотрудницы выставочного отдела Краеведческого музея — те, кто занимался подготовкой выставки.

Обычно за месяц в фотосессиях участвует порядка 8 человек. Первое время героев снимали в музее, теперь приглашают в фотостудию. В проекте заняты известные томские фотохудожники — Дмитрий Карпушев, Сергей Баканов, Валерий Касаткин, Елена Астафьева, Татьяна Чернова. Всего перед камерами фотографов побывало уже более 40 известных томичей. Кулайские фотосессии продлятся до конца выставки, до октября-ноября этого года.

Шаманство

Те, кто надевает кулайские головные уборы, утверждают — в них есть нечто шаманское. Шапка с рогами, которую между собою участники проекта называют «головным убором воина-скомороха» заставляет всех валять дурака. Шапка с елкой погружает в задумчивость. Женская повязка на голову — гибрид аксессуара из 1930-х годов и деталей в духе кулайских артефактов.

Традиционно, на одежде и на культовых предметах шамана — бубне, трости, барабане — изображали Вселенную. Все эти предметы имели особый смысл и помогали шаману в его работе в мире духов — лечении болезней, «укрощении огня», вызова дождя, бесед с умершими и тому подобном. Для людей племени наличие шамана давало уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют и демоны, и «силы Зла». Шаманы были «специалистами по священному», людьми, способными видеть духов, встречаться с божествами Неба, спускаться в Ад и бороться с демонами, болезнями и смертью.

Тотемные татуировки

Росписи-татуировки на лицах всех томских «кулайцев», участников фотопроекта не выдуманная деталь. Изображения людей с полосами на лицах сохранились — это тотемные знаки, защита, они должны были оберегать кулайцев. Все рисунки не случайны и опираются на информацию из научных трудов, посвященных этой культуре.

Татуировки чаще всего выражали мифологическое мировоззрение человека и являлись своеобразным средством общения. Народы Сибири, в частности, селькупы, которые были близки кулайцам, использовали татуировки ровно так же, как и какие-нибудь полинезийцы. Нарымские селькупы татуировали себя вплоть до конца XIX века. Татуировкой они покрывали лицо, руки и ноги до колен, используя сажу с жиром. Кроме того, древние сибиряки шрамировали себя с использованием краски и вышивали бисером по коже. Героями татуировок чаще всего становились животные, рыбы и различные фантастические существа.

Джаз

«Кулайский джаз» — еще одно спонтанное развитие проекта «Я кулаец». Сначала певица Наталья Нелюбова и джазмен Андрей Иноземцев примерили на себя кулайские образы, приняв участие в фотосессии. Затем Алена Шафер пригласила их, всех вместе, в музей, и спросила: «А не сыграть ли „кулайский джаз“?»

Что это такое, на тот момент никто не знал. Более того, некоторые музыканты познакомились с историей кулайской цивилизации только после участия в проекте. Да и работы друг друга не все слышали. Тем не менее Наталья Нелюбова, Павел Писанко, Андрей Иноземцев, Борис Еремеев, Георгий Фефелов и Григорий Лосенков решились на музыкально-историческую авантюру и сразу же начали репетиции.

Подготовка к концерту заняла месяц, в это время кулайский джаз, собственно, и родился. Объединить разные композиции в единое действие помогла ведущая Анна Шевелева. Концерт удался настолько, что скоро стоит ждать нового выступления «кулайских» музыкантов — вероятно, второй концерт пройдет в конце мая.

В музее отмечают — джаз понравился не только зрителям, но и экспонатам. После концерта, который устроили прямо в выставочном зале, выяснилось, что экспонаты, расположенные в витринах на наклонных поверхностях, не стали протестовать против громких звуков и не сдвинулись со своих мест.

Кулаец в развитии

До конца выставки (а пока точная дата ее окончания неизвестна) будут рождаться и новые проекты. Есть идея поставить спектакль о кулайцах, провести фотовыставку, где знаменитые томичи предстают в образе кулайцев, возможны и другие планы. Пока кулайская тема выглядит неисчерпаемой — уверена Алена Шафер.

Текст: Мария Симонова

Фото: Я кулаец, Кулайский джаз, Томский областной краеведческий музей