18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Томск на «Ново-Сибирском транзите».Что сказали о наших театрах на главном фестивале Томск на «Ново-Сибирском транзите».Что сказали о наших театрах на главном фестивале Сибири

Томск на «Ново-Сибирском транзите».
Что сказали о наших театрах на главном фестивале Сибири

АВТОР
Мария Симонова

Этот фестиваль часто называют вторым в России по значимости и масштабам. Выше только «Золотая маска». Но она далеко, а «Ново-Сибирский транзит» здесь, рядом, в соседнем Новосибирске.

Фестиваль-конкурс проводится каждый четный год и объединяет драматические театры Сибири, Урала и Дальнего Востока. «Ново-Сибирский транзит» — 2016 — это 17 спектаклей (16 конкурсных и один гость, на сей раз была постановка театра R.A.A.A.M. из Таллинна) из 13 городов, около 700 участников, 4,5 тысячи зрителей.

Томские театры долгие годы переживали не лучшие времена и не попадали в афишу «Транзита», которую формирует экспертный совет, отсматривающий спектакли. И вот, наконец, ситуация изменилась: в этом году «Война» Драмы и «Победители» ТЮЗа попали в 16 лучших постановок и получили сразу несколько призов. На треть томским был и успешный спектакль «Песни о Родине».

По итогам фестиваля, мы выбрали самые интересные факты о томских театрах на «Ново-Сибирском транзите».

10 лет без «Транзита»

Именно столько времени томские спектакли не попадали на фестиваль. Правда, сам «Ново-Сибирский транзит» проводится только с 2010 года, но он стал продолжением «Сибирского транзита», проходившего ежегодно с 2001 по 2008 годы. Просто прежде он «переезжал» из города в город, а теперь обрел дом в Новосибирске.

Театры из Томска на «Транзите»:

Драма играла в 2001 году «Дульсинею Тобосскую» (режиссер Борис Цейтлин); в 2002 — постановку Ярослава Федоришина «Горные великаны»; в 2004 — «Чайку», работу Александра Бурдонского; в 2006 — «Ричарда III», спектакль Юрия Пахомова. Дважды попадал на «Транзит» театр куклы и актера «Скоморох» и дважды участвовал в конкурсе томский ТЮЗ: в 2004 со «Школьными сочинениями» (режиссер Дмитрий Васильев), в 2006 — со спектаклем Ларисы Леляновой «Калека с острова Инишмаан». Четыре спектакля попадали в конкурсную афишу у соседей — театра для детей и юношества из Северска. Постановки Натальи Корляковой «Тиль», «Трамвай „Желание“», «Почти шепотом», «Последняя жертва» были на «Транзитах» соответственно в 2002, 2004, 2005, 2008 годах. В «Ново-Сибирских Транзитах» в 2010, 2012 и 2014 томских и северских спектаклей среди лучших не оказывалось.

Награды

Раньше томские театры почти ничего не выигрывали на «Транзитах», но нынешний фестиваль для них можно считать очень успешным: Дарья Колыванова за роль С в спектакле «Война» победила в номинации «Надежда сцены». Специальный приз жюри достался актерскому ансамблю спектакля «Победители». А еще томская Драма заняла первое место в фестивале театральных капустников.

Дарья Колыванова и Егвений Казаков, сцена из спектакля «Война»

Совсем юная Дарья Колыванова, признанная «Надеждой сцены», выступает в театре Драмы первый сезон. У нее пока даже нет актерского образования (кстати, сейчас Даша отправилась в Москву, сдавать вступительные экзамены), тем не менее, члены жюри посчитали работу актрисы очень достойной:

Дина Годер, член жюри «Транзита», театральный критик, руководитель «Школы культурой журналистики», член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова

— Даша очень живая, играет характер, в ней есть острота. Я надеюсь, эту девчонку ждет большое будущее. И удивительно, что она только первый год в театре. Другие артисты, которые показались нам интересными, уже взрослые, профессиональные, известные, а она была такая яркая, и при этом работает так недавно.

Олег Лоевский, председатель жюри «Транзита», театральный критик, основатель Всероссийской творческой мастерской «Молодая режиссура и профессиональный театр»

— Даша — она юная, в ней есть желание играть, энергия. На сцен же все видно, она «обнажает». Не буду многословным. Просто скажу, что эта актриса прекрасна и за ней будущее.

Томские корни

Среди победителей «Транзита» есть два человека с явными «томскими корнями». Павел Поляков получил приз за лучшую мужскую роль. Он играет Долматова в спектакле «Довлатов. Анекдоты» новосибирского «Красного факела». А вырос один из ведущих новосибирских артистов в Томске — он сын известных томских актеров Геннадия Полякова из театра Драмы и Жанны Апариной из ТЮЗа.

Поделил с Поляковым победу в номинации «Лучшая мужская роль» еще один связанный с Томском человек. За роль Городничего в спектакле «Ревизор» Новосибирского городского драмтеатра отметили Андрея Яковлева. Он тоже рос в Томске, учился в местном колледже культуры на курсе Олега Пермякова.

Война

Военная тема стала одной из главных сразу для нескольких фестивальных спектаклей, в том числе и для томских. «Фронтовичка» Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева из Улан-Удэ, «Война», «Победители» — работы интересные и друг на друга совершенно не похожие.

Сцена из спектакля «Победители»

Наталья Корлякова, художественный руководитель омского драматического театра «Студия» Л. Ермолаевой», 24 года возглавляла Северский театр для детей и юношества

— «Война» интересна тем, что вскрывает глубокие пласты метаморфоз, показывает, во что превращается жизнь без любви и в процессе войны. Калечится все, души, судьбы, сама жизнь… Тема настолько острая — в связи с войнами и терактами, которые происходят сегодня. Уже на физическом уровне начинаешь ощущать, как человек превращается в некое животное, существо, лишенное духовного начала. От этого становится страшно. Как отстоять свое «я», право оставаться человеком, который любит, умеет радоваться морю, небу, свету, лесу, солнцу? Спектакль получился очень актуальным. И я очень горжусь тем, что Драма и ТЮЗ побывали на «Транзите». Для любого театра это престижно, так много спектаклей заявляется на фестиваль, что все, кого отобрали эксперты — уже лучшие! Я, хотя уже год как работаю в Омске, все равно еще считаю себя томичкой, и радуюсь за наши театры.

Томский ТЮЗ впечатлил своим ансамблем. Выбрать и наградить кого-то одного из актеров для жюри оказалось нереальным:

Дина Годер, член жюри «Транзита»

— Мне особенно нравится второй акт «Победителей», где каждый из артистов играет цельную историю, с началом и концом, почему мы и дали приз за ансамбль. Казалось бы, все отдельно работают. Но мы долго думали — кому именно можно дать приз? В первой части спектакля у артистов нет возможности сыграть отдельную историю, а во второй и женщины отличные, играют матерей, и ребята замечательные… Выбрать одного было невозможно!

Олег Лоевский, председатель жюри «Транзита»

— Замечательно, что взят этот материал. «Победители» — это нужный, важный спектакль. Те, кто высказывает желание войны, хотят побрякать оружием, им надо смотреть этот спектакль, и вспоминать, сколько горя и страдания приносит любая война.

Фестиваль капустников

Фестиваль капустников — важная часть «Транзита». Выиграла его томская Драма, ТЮЗ — хоть и не попал в призеры — жюри тоже понравился:

Александр Кулябин, руководитель «Ново-Сибирского транзита»

— Мы боялись, конкурс капустников угаснет. С таким трудом удавалось на первых фестивалях уговаривать театры сочинять номера. А сейчас люди по-настоящему готовятся, и капустники у них получаются потрясающие. Чувство юмора замечательное у участников фестиваля, и эзоповским языком артисты владеют.

Виктор Борзенко, член жюри «Транзита» и фестиваля капустников, шеф-редактор журнала «Театрал»

— Томск очень удивил, даже сразил на повал. Видно, насколько коллективы серьезно работают, юмор — это же дело серьезное, надо, чтобы было смешно не узкому кругу, а еще и тем, кто собрался в зале. Мы увидели интересные, неожиданные, смешные номера. Я убежден, что юмор — один из главных показателей таланта, это способность быть «над» ситуацией и нетривиально сопоставлять факты. Что томские капустники получились один смешнее другого, говорит о многом. Коллективы живые, там происходит настоящий творческий процесс, и сохраняется важная традиция. В Москве и Петербурге она исчезла… Раньше славился своими капустниками Дом актера, но после ухода из жизни его директора Маргариты Александровны Эскиной все изменилось. А томские театры, оказывается, умеют делать прекрасные капустники, и это замечательно.

Пересказывать капустник дело неблагодарное, нужно видеть и слышать. Но номер Драмы, пародирующий современные театральные тенденции, с его иронией и самоиронией, с провокационными репликами о критиках, получился действительно ярким, увлекательным и смешным. Сочиняли и репетировали капустник недолго. И дело не только в насыщенной фестивальной программе — этот жанр требует такого подхода.

Александр Огарев, главный режиссер Томской Драмы

— Любой капустник должен преследовать провокационные цели, традиция смеховой культуры требует острых тем. Не думаю, что кто-то обиделся на наши шутки, если люди умные, то они все воспримут здраво.
Особенность капустников в спонтанности. «Зарепетированный», он теряет свою легкость. Когда все «зарепетировано», то публика не смеется, капустник превращается в доклад. Подать шутку так, словно она только что родилась — это отдельное умение. Всегда заранее прокладывается «дорога», есть ориентир, но если ты не реагируешь на ситуации, которые возникают, то жизни в таком капустнике не будет. Импровизация, и еще раз импровизация, несмотря на тяжелую подготовительную работу — сочинительство.

Самобытность и аншлаги

Как показал фестиваль, сибирской самобытности у театров региона сегодня нет.

Дина Годер, член жюри «Транзита»

— И слава богу, мне бы не хотелось, чтобы, посмотрев на сцену и увидев там, например, людей в тулупах и валенках, мы бы мгновенно поняли: это Сибирь. В том и прелесть, что сегодня ты смотришь спектакль театра из крошечного городка, а по уровню это европейский театр, его где угодно не стыдно показать. Меня радует, что на «Транзите» мы видим режиссерскую мысль, это, безусловно, фестиваль современных постановок. Ничего особенно сибирского в них нет. Хотя, если отвезти их на запад, наверное, там говорили бы о русской особенности. Есть кроме режиссерской мысли в спектаклях открытая душа, страсть и много шикарных артистов. На них приятно смотреть. Режиссеры в разных городах работают, а актеры обычно в одном театре, поэтому мы их редко видим. И смотрим, поражаемся: почему они в кино не играют главные роли, они же такие потрясающие!

Существует негласное деление: «фестивальные», нетривиальные спектакли, понятны не всем, а те, которые рассчитаны на массового зрителя, собирают полные залы.

Эксперты считают, все спектакли могут быть интересными зрителям, но театрам надо больше работать с аудиторией:

Олег Лоевский, председатель жюри «Транзита»

— Я не думаю, что на «Войну» в Томске зритель ломится и нельзя достать билеты, но это же Сибирские Афины и спектакль, ориентированный на молодежь, на него всегда можно найти зрителя в таком городе. Спектакли не должны всегда и у всех пользоваться спросом. Один для одного сегмента зрителя, другой для другого… Надо знать, кому что предлагать. Мне, например, искрометные комедии не интересны, а я тоже зритель. Все индивидуально. Театрам надо уметь перестраиваться. Не может быть искусства для всех. Даже футбол не для всех или стриптиз. И если соединить футбол со стриптизом, то тоже найдутся недовольные. Просто нужно больше работать.

Кстати, на фестивале все спектакли проходили более чем с аншлагами, люди сидели на приставных стульях и на полу.

О томских постановках

Возвращению 10 лет не бывавших на «Транзитах» томичей порадовалось многие. В том числе и хозяева, заверившие, что наши театры — желанные гости на фестивале.

Томский ТЮЗ на «Транзите»

Александр Кулябин, руководитель «Ново-Сибирского транзита»

— Я поздравляю Томск, у вас сегодня интересные театры, и движение есть, это не сонное царство. Дай бог, чтобы они постоянно попадали на фестиваль «Ново-Сибирский Транзит». И первое место в конкурсе капустников о многом говорит. Есть у тех, кто живет и работает в Томске, чувство юмора. Считаю, это театральный город. Знаю, к нам часто на премьеры приезжают люди из Томска.

«Войну», постановку Александра Огарева, главного режиссера театра Драмы и «Победителей», работу приглашенного режиссера Дмитрия Егорова, в Томске в феврале смотрели эксперты Павел Руднев и Глеб Ситковский. Последний прокомментировал нашему изданию работы томских театров и театральный Томск в целом:

Глеб Ситковский, театральный критик, неоднократный член жюри и экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска», редактор отдела культуры журнала The New Times

— Я много где бываю, но в Томск зимой попал впервые — потому, что он в последнее время «буксовал». В сибирских театрах происходит много интересного и важного, а ваш город долго оставался в стороне от этих процессов. К сожалению, он варился в собственном соку, но «свои соки» постепенно вывариваются, остается сухая подошва…
Важным моментом стал приход Александра Огарева в томскую Драму. Привлечение новых сил всегда дает потенциал для роста. «Война» по пьесе Нурена — попытка освоить интересный материал.
Дмитрий Егоров, режиссер «Победителей» — человек со стороны, он пробует говорить на другом театральном языке. Думаю, таки работы необычны и для актеров, и для города.
«Песни о Родине», где актеры томского ТЮЗа играют в истории «Битва за океаном» (режиссер Дмитрий Егоров), тоже плодотворная попытка вписаться в общий процесс, не отсиживаться только в своем городе (также в спектакле участвуют актеры новосибирских коллективов: театра-студии «Первый театр» и «Глобуса», спектакль играется и в Новосибирске, и в Томске — прим. М.С.).
Понятно, что не все проблемы театрального Томска сейчас решены. Он по-прежнему находится в положении догоняющего, если сравнивать с такими крупными театральными центрами, как Красноярск, Новосибирск, Омск. Но он начал движение, что очень заметно, и нам показалось ценным. Надеюсь, ваши театры будут развиваться и дальше.

Любой фестиваль — это время знакомств, переговоров, новых творческих связей. К Томску это тоже имеет непосредственное отношение. Александр Кулябин сообщил, что обсудил с директором Драмы Геннадием Сокуровым обменные гастроли. Вероятно, в следующем сезоне небольшой обмен состоится, «Красный факел» привезет несколько спектаклей в Томск, а наш театр представит свои постановки в Новосибирске.

Итоги «Ново-Сибирского транзита» 2016

Фото: Фрол Подлесный, предоставлены театром «Красный факел», Мария Аникина, Данил Шостак, vk.com/bigcartoonfestival, dramafond.ru, omskregion.info, teatral-online.ru, imrussia.org