Томск на «Ново-Сибирском транзите».
Что сказали о наших театрах на главном фестивале Сибири
Этот фестиваль часто называют вторым в России по значимости и масштабам. Выше только «Золотая маска». Но она далеко, а «Ново-Сибирский транзит» здесь, рядом, в соседнем Новосибирске.
Томские театры долгие годы переживали не лучшие времена и не попадали в афишу «Транзита», которую формирует экспертный совет, отсматривающий спектакли. И вот, наконец, ситуация изменилась: в этом году «Война» Драмы и «Победители» ТЮЗа попали в 16 лучших постановок и получили сразу несколько призов. На треть томским был и успешный спектакль «Песни о Родине».
По итогам фестиваля, мы выбрали самые интересные факты о томских театрах на «
10 лет без «Транзита»
Именно столько времени томские спектакли не попадали на фестиваль. Правда, сам «
Театры из Томска на «Транзите»:
Драма играла в 2001 году «Дульсинею Тобосскую» (режиссер Борис Цейтлин); в 2002 — постановку Ярослава Федоришина «Горные великаны»; в 2004 — «Чайку», работу Александра Бурдонского; в 2006 — «Ричарда III», спектакль Юрия Пахомова. Дважды попадал на «Транзит» театр куклы и актера «Скоморох» и дважды участвовал в конкурсе томский ТЮЗ: в 2004 со «Школьными сочинениями» (режиссер Дмитрий Васильев), в 2006 — со спектаклем Ларисы Леляновой «Калека с острова Инишмаан». Четыре спектакля попадали в конкурсную афишу у соседей — театра для детей и юношества из Северска. Постановки Натальи Корляковой «Тиль», «Трамвай „Желание“», «Почти шепотом», «Последняя жертва» были на «Транзитах» соответственно в 2002, 2004, 2005, 2008 годах. В «Ново-Сибирских Транзитах» в 2010, 2012 и 2014 томских и северских спектаклей среди лучших не оказывалось.
Награды
Раньше томские театры почти ничего не выигрывали на «Транзитах», но нынешний фестиваль для них можно считать очень успешным: Дарья Колыванова за роль С в спектакле «Война» победила в номинации «Надежда сцены». Специальный приз жюри достался актерскому ансамблю спектакля «Победители». А еще томская Драма заняла первое место в фестивале театральных капустников.
Дарья Колыванова и Егвений Казаков, сцена из спектакля «Война»
Совсем юная Дарья Колыванова, признанная «Надеждой сцены», выступает в театре Драмы первый сезон. У нее пока даже нет актерского образования (кстати, сейчас Даша отправилась в Москву, сдавать вступительные экзамены), тем не менее, члены жюри посчитали работу актрисы очень достойной:
Дина Годер, член жюри «Транзита», театральный критик, руководитель «Школы культурой журналистики», член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова
Олег Лоевский, председатель жюри «Транзита», театральный критик, основатель Всероссийской творческой мастерской «Молодая режиссура и профессиональный театр»
Томские корни
Среди победителей «Транзита» есть два человека с явными «томскими корнями». Павел Поляков получил приз за лучшую мужскую роль. Он играет Долматова в спектакле «Довлатов. Анекдоты» новосибирского «Красного факела». А вырос один из ведущих новосибирских артистов в Томске — он сын известных томских актеров Геннадия Полякова из театра Драмы и Жанны Апариной из ТЮЗа.
Поделил с Поляковым победу в номинации «Лучшая мужская роль» еще один связанный с Томском человек. За роль Городничего в спектакле «Ревизор» Новосибирского городского драмтеатра отметили Андрея Яковлева. Он тоже рос в Томске, учился в местном колледже культуры на курсе Олега Пермякова.
Война
Военная тема стала одной из главных сразу для нескольких фестивальных спектаклей, в том числе и для томских. «Фронтовичка» Русского драматического театра им.
Сцена из спектакля «Победители»
Наталья Корлякова, художественный руководитель омского драматического театра «Студия» Л. Ермолаевой», 24 года возглавляла Северский театр для детей и юношества
Томский ТЮЗ впечатлил своим ансамблем. Выбрать и наградить
Дина Годер, член жюри «Транзита»
Олег Лоевский, председатель жюри «Транзита»
Фестиваль капустников
Фестиваль капустников — важная часть «Транзита». Выиграла его томская Драма, ТЮЗ — хоть и не попал в призеры — жюри тоже понравился:
Александр Кулябин, руководитель «Ново-Сибирского транзита»
Виктор Борзенко, член жюри «Транзита» и фестиваля капустников, шеф-редактор журнала «Театрал»
Пересказывать капустник дело неблагодарное, нужно видеть и слышать. Но номер Драмы, пародирующий современные театральные тенденции, с его иронией и самоиронией, с провокационными репликами о критиках, получился действительно ярким, увлекательным и смешным. Сочиняли и репетировали капустник недолго. И дело не только в насыщенной фестивальной программе — этот жанр требует такого подхода.
Александр Огарев, главный режиссер Томской Драмы
Особенность капустников в спонтанности. «Зарепетированный», он теряет свою легкость. Когда все «зарепетировано», то публика не смеется, капустник превращается в доклад. Подать шутку так, словно она только что родилась — это отдельное умение. Всегда заранее прокладывается «дорога», есть ориентир, но если ты не реагируешь на ситуации, которые возникают, то жизни в таком капустнике не будет. Импровизация, и еще раз импровизация, несмотря на тяжелую подготовительную работу — сочинительство.
Самобытность и аншлаги
Как показал фестиваль, сибирской самобытности у театров региона сегодня нет.
Дина Годер, член жюри «Транзита»
Существует негласное деление: «фестивальные», нетривиальные спектакли, понятны не всем, а те, которые рассчитаны на массового зрителя, собирают полные залы.
Эксперты считают, все спектакли могут быть интересными зрителям, но театрам надо больше работать с аудиторией:
Олег Лоевский, председатель жюри «Транзита»
Кстати, на фестивале все спектакли проходили более чем с аншлагами, люди сидели на приставных стульях и на полу.
О томских постановках
Возвращению 10 лет не бывавших на «Транзитах» томичей порадовалось многие. В том числе и хозяева, заверившие, что наши театры — желанные гости на фестивале.
Томский ТЮЗ на «Транзите»
Александр Кулябин, руководитель «Ново-Сибирского транзита»
«Войну», постановку Александра Огарева, главного режиссера театра Драмы и «Победителей», работу приглашенного режиссера Дмитрия Егорова, в Томске в феврале смотрели эксперты Павел Руднев и Глеб Ситковский. Последний прокомментировал нашему изданию работы томских театров и театральный Томск в целом:
Глеб Ситковский, театральный критик, неоднократный член жюри и экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска», редактор отдела культуры журнала The New Times
Важным моментом стал приход Александра Огарева в томскую Драму. Привлечение новых сил всегда дает потенциал для роста. «Война» по пьесе Нурена — попытка освоить интересный материал.
Дмитрий Егоров, режиссер «Победителей» — человек со стороны, он пробует говорить на другом театральном языке. Думаю, таки работы необычны и для актеров, и для города.
«Песни о Родине», где актеры томского ТЮЗа играют в истории «Битва за океаном» (режиссер Дмитрий Егоров), тоже плодотворная попытка вписаться в общий процесс, не отсиживаться только в своем городе (также в спектакле участвуют актеры новосибирских коллективов: театра-студии «Первый театр» и «Глобуса», спектакль играется и в Новосибирске, и в Томске — прим. М.С.).
Понятно, что не все проблемы театрального Томска сейчас решены. Он по-прежнему находится в положении догоняющего, если сравнивать с такими крупными театральными центрами, как Красноярск, Новосибирск, Омск. Но он начал движение, что очень заметно, и нам показалось ценным. Надеюсь, ваши театры будут развиваться и дальше.
Любой фестиваль — это время знакомств, переговоров, новых творческих связей. К Томску это тоже имеет непосредственное отношение. Александр Кулябин сообщил, что обсудил с директором Драмы Геннадием Сокуровым обменные гастроли. Вероятно, в следующем сезоне небольшой обмен состоится, «Красный факел» привезет несколько спектаклей в Томск, а наш театр представит свои постановки в Новосибирске.
Итоги «Ново-Сибирского транзита» 2016
Фото: Фрол Подлесный, предоставлены театром «Красный факел», Мария Аникина, Данил Шостак, vk.com/bigcartoonfestival, dramafond.ru, omskregion.info,