18+
18+
РЕКЛАМА
Книги, Книжный день, «Большая книга»: одиннадцать новых книг на лето «Большая книга»: одиннадцать новых книг на лето

«Большая книга»: одиннадцать новых книг на лето

АВТОР
Мария Симонова

Шорт-лист национальной книжной премии «Большая книга» — это отличный список для чтения на лето для тех, кто интересуется современной русской литературой.

Обычно «главные» книги года в 10–12 финалистов попадают — в этом году, правда, в шорт-листе обидно не обнаружилось такого впечатляющего романа, как «Калейдоскоп» Сергея Кузнецова. С конца июня все книги претендентов на победу доступны для бесплатного чтения в электронных библиотеках readrate.com, bookmate.com, litres.ru.

Читатели тоже голосуют, выбирают свою «Большую книгу». В этом году финалистов 11. Среди них немало известных имен и достаточно книг, оторваться от которых почти невозможно.

Анна Матвеева, «Завидное чувство Веры Стениной»

Анна Матвеева и в прошлом году была среди финалистов «Большой книги». Но тогда представляла сборник рассказов и повестей «Девять девяностых». Теперь — роман вполне внушительных размеров. С предыдущим сборником «Завидное чувство Веры Стениной» объединяет внимание к двум городам: Екатеринбургу и Парижу. Основное действие разворачивается на Урале, в родном для писательницы городе. Так что узнать подробности из жизни Екатеринбурга 90-х и 2000-х из книги можно. Читается роман стремительно — создавать затягивающие тексты Анна Матвеева умеет. Помогает и фабула: события из прошлого раскрываются читателю постепенно. Эпизоды о детстве и юности Веры Стениной и ее подруги Юльки Калининой чередуются с настоящим, в котором героиня спешит в аэропорт на помощь рыдающей дочке Юльке. Что случилось, конечно, выясняется только ближе к финалу.

Кроме практически семейной саги о 20 с лишним годах из жизни Веры и Юли, в романе интересно описание мучительной женской дружбы. Вера так завидует Юле, что ее чувство обретает почти осязаемые черты летучей мыши. Два отношения к жизни тоже прописаны ярко: Юлия, принимающая все с легкостью, получающая удовольствие от простых вещей и Вера, мучительно рефлексирующая по поводу любого события.

Одна из важных тем романа — это искусство. Среди героев — художники, фотографы, коллекционеры. А Вера — человек, наделенный странным даром. Картины истинных мастеров разговаривают с ней, оживают настолько, что она чувствует их запахи. Только что делать с этим мистическим умением чувствовать красоту, совершенно непонятно.

Евгений Водолазкин, «Авиатор»

Начинать читать романы Евгения Водолазкина надо в свободный день. Либо обладать железной волей. Слишком быстро затягивает созданный им мир, и отрываться от книги ох, как нелегко. Писатель стал обладателем «Большой книги» в 2013, его роман «Лавр» был воспринят как событие и критиками, и читателями. «Авиатор» — во много тоже история во времени, где начало ХХ века переплетается с его же окончанием, хотя в целом эти книги совершенно не похожи.

Прошлое, прошлое, прошлое… О чем еще думать Иннокентию, человеку, пришедшему в себя в больничной палате с потерей памяти, а постепенно понявшему, что последние 50 лет он провел замороженным в ходе эксперимента, в спячке. Он пишет дневник, все тщательно фиксирует. До сих пор непонятно: как сохранить мир, как уберечь его, не позволить исчезнуть бесследно людям в нарядных костюмах, в солнечный день наблюдавшие за полетом авиатора, Александру Блоку, читающему стихи, или встрече со своей первой любовью? Поможет ли подробнейшее описание всех событий остановить мгновенье? Постепенно в книге звучат уже три голоса: дневник ведет уже не только Иннокентий, но и его доктор, а также жена Настя.

Россия конца 1990-х переплетается с послереволюционными годами и с жестким описанием Соловецкого лагеря (там группа под говорящим названием «Лазарь» ведет эксперименты по замораживанию живых людей).

Саша Филипенко, «Травля»

«Травля» Саши Филипенко выстроена по принципу музыкального произведения. Вместо глав — термины, знакомые по музыкальной школе. Впрочем, чаще коды или репризы встречается понятная абсолютно всем «пауза». Саше Филипенко 32 года, он учился в Петербурге и Нью-Йорке, работал сценаристом на телевидении, среди программ, которыми он занимался — «Прожекторпэрисхилтон». Его первый роман «Бывший сын» в 2014 году выиграл «Русскую премию».

«Травля» — это страшная история о нашем времени. Ее рассказывают несколько героев, периодически в текст включаются фрагменты утопического романа о будущем. В нем казнят автора пустого поста на фейсбуке, поскольку он оскорбил чувства верующих. Того, кто пишет этот роман, журналиста Антона Пятого, начинают изводить за разоблачительные статьи про одного из людей из власти. Травлю организуют специалисты по изощренной борьбе с неугодными. Для мечтающего улучшить Россию Антона выбирают план «прессовать его нормой». С ним случается то, с чем сталкиваются многие — хамоватые официанты, не выключающие с утра до ночи громкую музыку пьяные соседи, навязчивые комментаторы в социальных сетях…

Уезжать из страны упрямый журналист отказывается, но травля ничем хорошим не закончится. Среди приемов, который использует автор, дабы впечатлить читателя, есть и «запрещенные», выжимающие слезу. От романа остается чувство тоски и безысходности.

Владимир Динец, «Песни драконов»

Неожиданная среди претендентов на премию книга. Владимир Динец — доктор наук, зоолог, известный блогер. Он давно увлекается путешествиями, и еще в начале 90-х написал несколько книг о том, как странствовал автостопом. Многие читатели последовали его примеру.

«Песни драконов» — очень подробный рассказ о том, как автор собирает материал для своей диссертации о крокодилах. Он путешествует по экзотическим для нас странам, наблюдает за животными, часто попадает в непростые ситуации. Из этой книги вы узнаете о крокодилах безумно много, будь то особенности их брачных ритуалов или трогательные истории о дружбе людей и этих существ. Немало интересных фактов и не о животных. Например, выяснится, что лечиться дешево в Эфиопии, а в Кении обожают Обаму. Или что знание китайского и связи с представителями этого народа поможет серьезно сэкономить в Америке.

Научные поездки не мешают герою находить подружек и даже встретить в итоге свою любовь. Но читателю нужно быть готовым и к сравнениям в духе «зеленоглазая девушка, прекрасная и нежная, как весна».

Сергей Солоух, «Рассказы о животных»

Название не нужно понимать буквально. Это не рассказы, а роман. Да и зоологии здесь минимум, только несколько собак с печальной судьбой. Зато люди действуют, повинуясь инстинктам.

Большую часть романа герой Игорь проводит в дороге. Ездит по работе по сибирским городкам. Звучат знакомые названия: Киселевск, Прокопьевск, Мариинск. На дороге — постоянный риск аварий. В них попадают другие. Игорь обычно чудом спасается, но сам не слишком рад. Жизнь уже давно кажется повинностью, тоскливым бытием, дни — однообразными и безрадостными. Когда-то удивительная, любимая жена постоянно уходит в запои. Единственная дочь вышла замуж за немца, а к ним у Игоря сложное отношение, и в Сибири, причем в томском детдоме, его отец оказался во время Великой Отечественной войны. Но дочь перебралась в Германию, откуда почти не подает вестей. Сам Игорь ради денег бросил науку, университет и развозит договоры по мрачным сибирским городкам. Местами увлекательно, местами путано и уныло, рассказывается то о прошлом Игоря, то о его невнятном настоящем.

Сергей Солоух живет в городе Ленинск-Кузнецкий, и прекрасно передает беспросветное уныние сибирской серой затяжной зимы, которое реже или чаще, но ощущает здесь каждый.

О проблемах российского высшего образования сказано остро, как о наболевшем: «И всегда основание было одно — желание студента учиться, а преподавателя учить… Теперь же ни того нет, ни другого… А все потому, что государство, да и общество, само общество не может никак определиться, что же ему потребуется через пять лет».

Леонид Юзефович, «Зимняя дорога»

Еще одна книга, непосредственно связанная с Сибирью и Томском. Только на сей раз речь идет о прошлом. Леонид Юзефович уже не первый раз обращается к теме Гражданской войны. Главные герои «Зимней дороги» — Анатолий Пепеляев, белый генерал и поэт, родившийся в Томске, а также Иван Строд, анархист, красный командир, ставший писателем после войны и одно время живший в нашем городе.

Леонид Юзефович много работал с архивами, например, еще в 90-х годах изучал в Новосибирске следственное дело Пепеляева, протоколы допросов, дневник, стихи, письма к жене и написанную уже в тюрьме автобиографию. Успел писатель познакомиться с сыном генерала (тот умер в 2002 году), переписывался с ним несколько лет. В романе очень подробно рассказывается об известном немногим эпизоде Гражданской войны — походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922–1923 годах, также прослеживаются судьбы главных героев той истории — Пепеляева, Строда, Куликовского, Байкалова, Вишневского. Книга насыщена фактами, подробностями, реальными цитатами из дневников Пепеляева и записных книжек других героев (впечатляющий библиографический список источников к роману прилагается). Интонация для повествования выбрана спокойная, сдержанная, даже о многочисленных ужасающих подробностях войны говорится без лишних эмоции, факты просто фиксируются. И такая манера вызывает ощущение абсолютной достоверности рассказа.

Александр Иличевский, «Справа налево»

Эта единственная из книг, вошедших в шорт-лист, которую можно читать с любой страницы. «Справа налево» — сборник эссе. Лаконичные пояснения «Про героев», «Про время», «Про главное», «Про пространство», «Про литературу» помогают сориентироваться. Все тексты в основном небольшие. Из книги «Справа налево» узнаешь многое о городах и странах. Это и нацистский квартал Мюнхена, и шок героя от Петербурга, такого не похожего по ментальности на Россию, и Москва, как художественный текст, и рыбные аукционы в Каталонии, и землетрясение в Армении. О литературе и писателях в эссе немало — и размышления о взаимоотношениях Одинцовой с Базаровым, и Хлебников, транскрибирующий пение птиц, и Чехов, стремящийся побороть свою меланхолию, и страшный, дважды повторенный в книге образ — как мозг застрелившегося Маяковского извлекают с помощь долота, помещают в таз, увозят для исследований.

Истории из жизни Хачатуряна и Гамова перемежаются с воспоминаниями о поющем добермане, идеи об изменении России с помощью чужой фауны — с зарисовкой о том, какое это наслаждение, близкое к искусству и любви, смотреть, как повар в Каталонии жарит креветки. И автор постепенно, справа налево, обращается к прошлому, как в цитируемой им поговорке: «Что ты ищешь? Вчерашний день?».

Алексей Иванов, «Ненастье»

Внушительных размеров роман, полный отчаянья и безысходности. Фабула детективная: все начинается с ограбления. Участник войны в Афганистане Герман виртуозно похищает миллионы у своего начальника и удачно скрывается от преследователей в деревне Ненастье, расположенной неподалеку от города Батуева. Современность в романе переплетается с прошлым. То эпизоды из Афганской войны, скорее бессмысленные и жестокие, нелепые, чем героически, то жизнь Батуева в начале 90-х, когда «Коминтерн», организация ветеранов, во многом правила городом. Стрельба, захваты рынков, планы покушений, убийства — этого в «Ненастье» много, подробных описаний разборок предостаточно. Но есть и любовь, и образ хрупкой печальной Вечной Невесты, и тоска от того, что время героев решительно прошло, и мечта об Индии, стране забвения. И подозрительно похожая на Россию заколдованная деревня Ненастье, в которой холодно и плохо, но покинуть которую никак не удается.

Петр Алешковский, «Крепость»

Одна из самых длинных книг среди всех в шорт-листе. Не по объему (хотя он тоже впечатляет), а по ощущению от чтения. Археолог Иван Мальцов живет в старинном русском городе и борется за древнюю крепость, которую то местные дельцы, то столичные чиновники хотят разрушить ради корыстных целей. Ученый безупречно честен и принципиален, и сулящие выгоду предложения постоянно отвергает. Вечная нехватка денег в сочетании с привязанностью к алкоголю и с его связью с соседкой-цыганкой доводит молодую жену Мальцова до развода.

Герой страдает, ссорится с не столь принципиальными коллегами, пробует стать деревенским жителем, пытается реконструировать историю раздоров в Орде XIV века и видит в забытье целые картины из жизни монголов времен Древней Руси. О них он пишет книгу. Подробное и очень неспешное повествование завершается ярким и жутким финалом.

Людмила Улицкая, «Лестница Якова»

По-хорошему традиционный для писательницы роман, семейная сага, напоминающий и о «Казусе Кукоцкого», и еще больше о «Зеленом фургоне». Текст длинный и быстро затягивает читателя. История театрального художника Норы, Москва 70-х-80-х сочетаются с рассказом об отношениях ее бабушки Марии и дедушки Якова Осецкого, познакомившихся в Киеве в начале ХХ века. Нора Якова видела один раз в жизни, после долгих лет в ГУЛАГе воссоединение с семьей не состоялось. «Знакомство» с дедом происходит, когда после смерти бабушки Нора забирает домой семейный архив, и читает переписку юных Марии и Якова. Потом она будет читать его личное дело в архиве КГБ и изменит свое отношение к родным.

Конечно, «Лестница Якова» не только о прошлом, хотя фоном к семейным историям становятся и еврейские погромы начала ХХ века, и репрессии 30-х, и диссидентство, и распад СССР, и жизнь русских эмигрантов в Америке. Нора одна растит сына Юрика, поддерживает странные отношения со своими приходящим мужем, талантливым математиком, неспособным к нормальному общению, любит грузинского режиссера Тенгиза. Они работают вместе, и линия романа о художнице и режиссере, увлеченно ставящих блестящие, новаторские спектакли в далеких от Москвы театрах кукол, напоминают о легендарной Уральской зоне и творческих поисках ее мастеров (Томску в 80-е-90-е этого театрального счастья тоже досталось, когда в наш город переехал из Свердловска Роман Виндерман).

Заканчивается семейная сага Улицкой в совсем близком от нас 2011 году. Подробности фабулы выдавать не будем, но вполне счастливых историй в этом романе больше, чем обычно стоит ждать в русской литературе.

Мария Галина, «Автохтоны»

Книга, после чтения которой нестерпимо хочется во Львов. Очень уж напоминает его колоритный старинный Город на границе Восточной и Западной Европы, куда пребывает герой. Город с историей, со множеством очаровательных самобытных кафе. И с внушительным оперным театре в центре. Ради истории постановки загадочного спектакля

«Смерть Петрония», сыгранного всего один раз еще в 20-х годах ХХ века, герой и отправляется в город, обитатели которого очень странные люди. Или не люди? Не может же официантка на самом деле работать в кафе с XVIII века! Теней и призраков, а также мистики в романе по мере развития действия становится все больше, появляются новые загадки. То, что некоторые книги Галиной написаны в жанре фантастики, очень чувствуется, есть в «Автохтонах» и элементы детектива.