18+
18+
РЕКЛАМА
Рассказано, Дороги, школы, капремонт.Оксана Козловская об итогах работы Областной Думы V созыва Дороги, школы, капремонт.Оксана Козловская об итогах работы Областной Думы V созыва

Дороги, школы, капремонт.
Оксана Козловская об итогах работы Областной Думы V созыва

В четверг, 18 августа, состоится последнее, 55-е, заседание V созыва Законодательной думы Томской области. Накануне спикер Думы Оксана Козловская подвела итоги работы депутатов, избранных на 2011–2016 годы, и ответила на вопросы журналистов.

— Есть ряд индикаторов, по которым мы мерим эффективность нашей работы: они заложены в стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, — отметила в своем вступительном слове Оксана Козловская. — Одним из главных показателей является демография. Последние 9 лет мы входим в число 20 субъектов РФ, которые ежегодно обеспечивают прирост населения — как естественный, так и миграционный. Похоже, и 10-й год эта тенденция сохранится. Это очень важно, поскольку во многом эти показатели зависят от комфортности, качества жизни и привлекательности региона.

Продолжительность жизни по сравнению с 2012 годом возросла больше, чем на год. Мы вышли на лучший показатель по динамике снижения младенческой смертности в Сибирском федеральном округе — притом, что теперь ведут учет детей весом от 500 граммов. Это произошло благодаря появлению в регионе перинатального центра, который оснащен современнейшим оборудованием, и где работают уникальные специалисты.

Мы решили проблему очередей в детские дошкольные учреждения не только в Томске, но и в муниципальных образованиях. 5 миллиардов рублей за эти годы мы выделили на решение жилищных вопросов. Половина из них ушла на расселение ветхого и аварийного жилья. Хотя еще остается проблема в обеспечении жильем детей-сирот. Более 6 миллиардов выделено из консолидированного бюджета на строительство и ремонт дорог — почти в два раза больше, чем в прошлом году. Средства, которые выделяются на внутрипоселковые дороги, также идут на восстановление придорожного освещения. Я думаю, что если мы сохраним эту динамику хотя бы в ближайшие 3–4 года, положение на селе существенно изменится.

Конечно, когда встречаешься с конкретными людьми в конкретном населенном пункте, их мало волнует, что происходит в городе или районном центре. Они хотят, чтобы было лучше у них и прямо сейчас. Приходится говорить о необходимости, выстраивании приоритетов. Что благополучие многих населенных пунктов сегодня зависит, прежде всего, от инициативности самих людей. И если у нас будут точки роста на территории региона, которые обеспечат наполнение областного бюджета, появится больше возможностей решать проблемы периферийных населенных пунктов.

Из всех вопросов, которые были заданы в ходе встреч, мы отобрали 150 наиболее часто встречающихся и ответы на них разместили на сайте Законодательной Думы Томской области. Сейчас выходим на новое качество общения с людьми. Если мы говорим, что вопрос находится в работе, мы понимаем, что с нас спросят результат.

Стратегия оказалась верной

— В конце 2014 года на встрече с журналистами вы говорили, что трудности, с которыми мы столкнулись (это был период введения экономических санкций) — еще цветочки. Настоящие трудности еще впереди. Оправдались ли ваши опасения?

— На мой взгляд, 20 лет назад был выбран правильный путь развития экономики региона, когда мы за основу взяли научно-образовательный комплекс и высокотехнологичный бизнес. В общем-то, этот путь оправдывает себя. Если бы мы сегодня так же, как и 10–15 лет назад, в доходной части бюджета зависели от нефтегазового комплекса, в социальной сфере у нас была бы гораздо более сложная ситуация. В ряде регионов сегодня такие проблемы реально есть — и задержки зарплат, и невозможность их индексации, и невыполненные программы по строительству детских садов, и так далее.

Пытаться спрогнозировать ситуацию — неблагодарный труд. Единственное, что я могу сказать — за эти два года у нас произошел серьезный рывок по ряду направлений, связанных с импортозамещением. За прошлый год объемы экспорта продукции инновационных компаний выросли на 20%. Ведь импортозамещение — это не только то, что мы можем продавать внутри России. Это прежде всего продукты и услуги, которые конкурентоспособны во всем мире.

Что касается сельского хозяйства, я считаю правильной стратегию администрации по поддержке крупных, эффективно работающих сельскохозяйственных производств — это «Сибирская Аграрная Группа», «Межениновская птицефабрика», ЗАО «Дубровское» и так далее. Также в последние годы мы серьезно наращиваем поддержку малых форм хозяйствования населения. Я недавно была в Верхнекетском районе, встречалась с молодой семьей фермеров, которые выиграли грант областной администрации. На эти деньги они построили деревянный коровник, купили шесть голов скота, сельскохозяйственную технику. Девушке всего 21 год, у нее двое маленьких детей, и я вижу, как у нее горят глаза. Спрашиваю: «Где вы время-то на все берете?» Она говорит: «Понимаете, когда мне область помогла, я поняла: то, чем я с детства люблю заниматься, может стать делом всей моей жизни. И я верю, что у меня все получится».

Сначала мосты, потом дороги

— Приведите несколько примеров неспецифических проблем для отдельно взятых сел или деревень, которые вас задели за живое.

— Я считаю, что в ряде муниципальных образований надо менять методику распределения средств на строительство и ремонт дорог. Это Верхнекетский, Парабельский, Каргасокский, и Александровский районы. Там порой в 4–5 раз больше мостовых переходов, чем в других районах. Причем подавляющее большинство из них деревянные. Представьте, когда по ним идут лесовозы или бочки с нефтью? Отсутствие мостового перехода для этих территорий — то же самое, что отсутствие дороги вообще. То есть сначала надо построить мост. Естественно, было бы хорошо, чтобы к этому мосту вела отличная дорога.

Есть на селе еще одна проблема, которую обычно не называют в числе первоочередных. Это наличие и качество мобильной связи, скорость интернета. Особенно остро этот вопрос стоит в сельских школах — как правило, тех, которые показывают хороший результат.

А еще хочу назвать то, что я для себя на селе увидела положительного. Переход на федеральные государственные стандарты сильно изменил подавляющее большинство школ, в том числе и на отдаленных сельских территориях. В порядке вещей интерактивные доски, качественное оборудование в химических, физических и биологических лабораториях. Вот это просто бросается в глаза.

Кто заплатит за школу?

— Что Дума V созыва сделала, чтобы решить проблему нехватки мест в школах?

— На мой взгляд, эта проблема будет посложнее обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях. 3–4 года назад я сама скептически относилась к тому, что ее вообще можно решить. Но благодаря принятию закона о частно-государственном партнерстве это стало реальным. Закон дал возможность инвесторам привлечь кредитные средства, на эти средства построить здания, которые затем область в рассрочку у них выкупает.

Правительством РФ принята программа по софинансированию строительства школ. Первой по этой программе будет построена школа в микрорайоне Зеленые горки. Из 1,1 миллиарда рублей, которые мы должны вложить в строительство, чуть меньше 500 миллионов выделит федеральный бюджет.

У нас есть и еще одна проблема — выбывание педагогических кадров в связи с возрастом. Есть муниципальные образования, где средний возраст учителей в школе приближается к 60 годам! Сейчас лично губернатор вместе с педагогическим университетом занимается вопросами подготовки новых специалистов для школ области.

— Думой приняты некоторые правовые акты, касающиеся обеспечения учителей жильем. Это помогло снять остроту проблемы? Что предстоит сделать вашим преемникам?

— Губернатор Сергей Жвачкин в апрельском отчете перед депутатами говорил о своем поручении начать строительство бюджетного жилья в муниципальных образованиях. Есть и другие пути решения проблемы.

Например, в Верхнекетском районе, откуда я недавно приехала, муниципалитет принял решение возмещать приезжему учителю расходы на аренду жилья: первый год — 5 000 рублей в месяц, второй — 3 500 тысяч.

В некоторых районах жилой фонд есть, но его не могут предоставить педагогу или врачу, потому что он находится в очень плохом состоянии. Так что, в полный рост встает еще одна проблема, которую придется решать думе следующего созыва — это ремонт деревянного муниципального жилья в поселениях.

Есть еще один вопрос. В этом году выпущено всего четыре учителя физики, при нехватке педагогов этой специальности. На преподавателя иностранного языка абитуриенты идут, на учителя начальных классов — идут, а на физику и математику — не хотят. Значит, это тоже проблема, которой нужно уделять внимание. Здесь предстоит целый комплекс мер.

Закон о капремонте должен быть доработан

— Большие вопросы вызывает областной закон о капремонте. В него неоднократно предлагались поправки по наделению уполномоченных представителей дома правом участвовать в процедуре ремонта на всех стадиях. Тем не менее сейчас жители бесправны перед организациями, которые заключают через УК договор с муниципалитетом. Что делать?

— На мой взгляд, во всем, что касается закона о капитальном ремонте жилья, мы только в самом начале пути. Если сравнить первый закон, который мы приняли три года назад, и тот, по которому мы работаем сегодня — это две большие разницы. И если вчера депутаты не приняли то или иное предложение (для этого тоже были причины), то сегодня или завтра мы можем к этому вопросу вернуться.

18 августа мы рассматриваем очередные изменения в этот закон. Они коснутся прав, которые даны субъектам федерации по формированию фонда капремонта. Теперь мы имеем возможность установить верхнюю границу наполнения фонда, после достижения которой по решению собрания жильцов они взносы могут больше не собирать. Мы вносим предложение — 40%.

В ближайшие годы будет усиливаться тенденция перехода людей на спецсчета. А это очень важно, потому что спецсчет — это не только коллективный сбор денег, но и коллективная ответственность. И при этой системе больше возможностей для управления фондом, расходования средства и так далее.

Непростой закон о памятниках

— Расскажите, пожалуйста, о работе по сохранению архитектурного наследия Томска. Что было сделано думой текущего созыва и что предстоит думе следующего?

— Сколько лет Думе V созыва, и столько же лет мы занимались областным законом о сохранении памятников истории и архитектуры. Это очень непростой закон. С одной стороны, он направлен на защиту исторического наследия, а, с другой, если не проработать его в деталях, он может стать серьезным административным барьером на пути строительства, а где-то просто свернет его. 17 августа мы будем принимать его во втором чтении. Но, я считаю, что и Думе VI созыва хватит работы по его совершенствованию.

— А лично вы на чьей стороне: тех, кто стремится все сохранить, или тех, кто хочет все снести и застроить?

— Я за разумный подход. Надо понимать, что сохранить все мы можем только при одном условии: если финансовую нагрузку полностью возложим на бюджет. Это песня долгая и, на мой взгляд, малореальная. Нужно искать инвесторов, которых бы устраивали требования, предъявляемые к восстановлению объектов исторического наследия. Если говорить о доме, то это не только сохранение внешнего вида, но и интерьера здания со всеми особенностями планировки. Как вы понимаете, это всегда очень затратно. Я знаю, что администрации и города, и области думают над созданием новых экономических механизмов привлечения инвесторов.

Однозначного мнения не бывает

— Не могли бы вы привести несколько примеров законов, работа над которыми вызвала наибольшие споры среди депутатов?

— Конечно, это закон о часовом поясе. 20% депутатов проголосовало против его принятия. Сразу вспоминается закон о продаже алкогольных напитков. Сколько мы к нему возвращаемся, столько раз происходят бурные дискуссии, и никогда нет единодушия и общего согласия. Еще могу назвать закон о прямых выборах и отзыве Губернатора Томской области.

Долго обсуждался «закон о шуме», который V созыв так и не принял, он остается для работы депутатов VI созыва. Как известно, много обращений людей, которые требуют введения так называемого «тихого часа» в дневное время. Они просят запретить шум и любые ремонтно-строительные работы, чтобы дать отдохнуть маленьким детям и пожилым людям, которые есть во многих семьях.

Если говорить о нормативных актах, которые готовят почву для развития экономики, то наиболее жесткая дискуссия была по закону о частно-государственном партнерстве. Редакция, которая была внесена в думу, заметно подкорректирована с учетом мнения депутатов. Закон о промышленной политике обсуждался, но пока не был принят. Я думаю, он уйдет на следующий созыв.

— Какие законы, принятые Думой Томской области, взяли на вооружение другие субъекты федерации?

— Кроме закона о государственном частном партнерстве, это законы о стратегическом планировании, об инновационной деятельности, о льготах малому бизнесу, закон о капитальном ремонте жилья в части льгот для компенсации 70-80-летних и многие другие. Зачем изобретать велосипед, когда механизмы отработаны? Еще раз могу назвать закон о часовом поясе. Причем соседями в качестве образца взят не сам текст закона, там ничего выдающегося нет, а алгоритм работы с населением при формировании позиции депутатов.

— Вы представляете Томскую область в Ассоциации инновационных регионов России. Расскажите об итогах работы за последние 4,5 года и ваших прогнозах на будущее в связи с выборами.

— Конечно, не очень хорошо себя хвалить. Но последние собрания ассоциации, которая объединяет 14 субъектов, дали достаточно высокую оценку работе нашего комитета по законодательству.

Во-первых, мы проводим мониторинг регионального законодательства с целью выявления лучших региональных практик и формирования рекомендаций по их использованию. Во-вторых, мы подготовили модельный закон об инновационной деятельности. Документ такого рода по инициативе регионов был разработан впервые в России. В-третьих, участвуем в подготовке федеральных законов, которые напрямую влияют на развитие инновационной экономики в регионах. В частности, плотно работаем над подготовкой ФЗ-217, о малых инновационных предприятиях при университетах.

Сейчас Правительство России работает над созданием Стратегии управления интеллектуальной собственностью. Наш комитет подготовил целый раздел по региональному аспекту управления интеллектуальной собственностью, и мы получили положительное заключение Государственной Думы РФ. Он был рекомендован для использования всеми субъектами федерации, и сегодня им пользуются далеко не только 14 наших регионов, а гораздо шире.

Эту работу мы будем продолжать. Будет другой состав депутатов, а ассоциация продолжит свою жизнь. Насколько мне известно, есть еще регионы, которые хотели бы стать ее членами.

Наказы разместят на сайте

— Ощущали ли вы в Думе недостаток представителей тех или иных отраслей? Возможно ли у нас некое профессиональное лобби?

— Я, конечно, очень бы хотела, чтобы в Думе IV созыва были представлены наиболее значимые отрасли, как в экономике, так и в бюджетной сфере. Пример на поверхности: Татьяна Соломатина (генеральный директор МО «Здоровье», — прим.ред.) была избрана депутатом только в 2013 году, но за это время комиссия по здравоохранению просто перешла на другое качество работы. Во-первых, она — человек авторитетный в профессиональном медицинском сообществе, во-вторых, много лет работает в бизнесе, и хорошо понимает, в каких направлениях можно и нужно развивать частную медицину, а какие вопросы — это зона ответственности государства. Результат говорит сам за себя. Мы в четыре раза увеличили объем финансирования по препаратам для онкобольных, более чем в три раза увеличили финансирование высокотехнологичной медицинской помощи. Ну и не могу не сказать о программе капремонта и строительства ФАПов, которая получила конкретное выражение в законах и в бюджете.

При этом я не могу сказать, что кто-то у нас жестко лоббирует свои интересы. Сейчас на федеральном уровне принято достаточно много ограничений. С другой стороны, до сих пор нет федерального закона о лоббизме, хотя он существует во многих странах мира, и это профессиональная деятельность для определенной категории депутатов.

— Когда будут готовы наказы депутатам VI созыва, и будут ли они обнародованы для избирателей?

— Я должна сказать, что в этом созыве был принят еще один важный документ: закон о Законодательной Думе Томской области, который разложил по полочкам все наши права и обязанности.

Что касается наказов — то это больше в простонародье использующееся выражение. Мы сформируем перечень вопросов, которые будем рекомендовать для работы своим коллегам в VI созыве. Разместить их на сайте Законодательной Думы Томской области — хорошее предложение! До 1 октября мы постараемся провести такую работу.

Текст: Катерина Кайгородова

Фото: Сергей Стёпин