18+
18+
Жизненное пространство, Театральный обзор, Театральный обзор.Какие спектакли стоит посмотреть в Томске в сентябре Театральный обзор.Какие спектакли стоит посмотреть в Томске в сентябре
РЕКЛАМА

Театральный обзор.
Какие спектакли стоит посмотреть в Томске в сентябре

АВТОР
Мария Симонова

Планы на предстоящий сезон у томских театров пока окутаны туманом. Но в сентябре, когда время отпусков и каникул уже позади, без театра непросто.

Присмотримся к афишам, где, к счастью, можно найти любопытные вещи — и восстановленные спектакли, и небольшие фестивали. Да и премьера в сентябре все-таки будет. Только пройдет она… в музее! Что ж — тем интереснее.

«Волшебная лампа Аладдина»

10, 11 сентября, 12:00. Театр куклы и актера имени Р. Виндермана «Скоморох»

Детский сезон театр в год своего 70-летия официально открывает 10-го сентября. Спектакль для праздника выбран особый, с историей. «Волшебная лампа Аладдина», восточная сказка в версии Нины Гернет — последний спектакль, который успел поставить Романа Виндерман, режиссер, чье имя носит театр. Премьера состоялась весной 2001 года, а летом Мастера не стало.

«Волшебную лампу Аладдина» не играли три года, а теперь решили восстановить. Причина приятная: в театр вернулся один из его ведущих артистов Юрий Орлов, в сказке играющий Гадателя, персонажа важного и колоритного. Юрия Орлова зрители «Скомороха» могли запомнить как Левшу в «Левше», Санчо Панса в «Дон Кихоте», Моцарта в «Маленьких трагедия», Джона Ленонна в «Осколках неба или подлинной истории The Beatles», Поприщина в «Записках сумасшедшего», Вакулу в «Ночи перед рождеством» или по другим работам. Список главных ролей в детских и взрослых спектаклях у него внушительный и впечатляющий. Три года назад артиста пригласили в столицу, в тот самый театр кукол имени Образцова, там он провел сезон, затем работал в Московском театре кукол.

Теперь, в силу некоторых обстоятельств, актер снова в Томске, в родном театре, и репетирует в нескольких спектаклях. Среди них — восстановленный «Аладдин». Конечно, за 15 лет спектакль значительно изменился, но в нем еще играет достаточно артистов, кто выходил на сцену на премьере в 2001-м.

В восточной сказке вся история рассказывается куклами — зрители актеров не видят, те работают в «черном кабинете». «Алладин» — очень красивый спектакль (художник Любовь Петрова). На сцене — целый волшебный город, чарующий, по-восточному яркий и красочный. А сама история об Аладдине, не желающем властвовать над миром, а предпочитающим простую жизнь со своей любимой, прекрасной царевной Будур, получилась мудрой и ироничной.

Областной молодёжный фестиваль коротких спектаклей «Театр в кармане»

18 сентября, 12:00. Томский областной театр юного зрителя

В течение всего воскресного дня можно будет смотреть в ТЮЗе совершенно разные спектакли. Областной фестиваль «Театр в кармане» пройдет уже в третий раз. Проект придумали в 2013 году, теперь его проводят раз в два года. Участвую в нем любительские коллективы, в основном молодежные. Условия жесткие: каждый спектакль крайне лаконичен, длится не дольше 12 минут. Другое важное требование организаторов — в основе постановки должна лежать неординарная творческая идея, тема, необычное использование театрального пространства или способ общения со зрителями. В прошлые годы было немало пластических миниатюр, увидела публика и историю, рассказанную… с помощью одних только рук.

Прелесть «Театра в кармане» в том, что среди нескольких десятков разных и по тематике, и по художественным средствам, и по уровню работ зритель наверняка найдет хотя бы пару историй, которые ему действительно понравятся.

Каждый фестиваль определяют победителей. Самый первый фестиваль выиграл загадочный коллектив под удивительным названием «Трехмерные самоформирующиеся наноструктуры» с авторской работой. А на втором «Театре в кармане» победила театральная студия Международного культурного центра ТПУ (руководитель — Лариса Окишева), они сыграли комедию «Коготок увяз» по рассказу Тэффи.

«Восстание…»

23 сентября, 24 сентября, 19:00. Томский областной краеведческий музей

Наконец и до Томска добралась современная тенденция играть спектакли не в театральных залах, а в других пространствах. В «Восстании…», опыте документального спектакля в музее, на главную площадку краеведческого музея выйдут актеры театра юного зрителя. Одноактовую пьесу специально для проекта «Сибиряки вольные и невольные» написал Михаил Калужский, много занимающийся драмой на основе документального материала. В основе — данные из архивов и материалы исследований, рассказы людей, результаты экспедиций сотрудников музея, база данных проекта (сибиряки.онлайн). Все они посвящены событию малоизвестному — Чаинскому крестьянскому восстанию июля 1931 года. Оно стало самым масштабным выступлением крестьян — спецпереселенцев на территории Западной Сибири против невыносимых условий жизни, против советской власти.

Постановка рассчитана на тех, кто интересуется историей России, своего края, ее неизвестными страницами. Конечно, надо понимать, что эта работа — не комедия. Но интересного будет немало, в том числе и среди реквизита.

— Мне такой формат интересен своею достоверностью, — говорит Вячеслав Гуливицкий, режиссер «Восстания». — У нас в спектакле даже будут аутентичные вещи, из тех времен. Винтовки, например. Они с исторической памятью, со своей аурой. В театре обычно предметы бутафорские, а в музее — настоящие. Когда актеры взяли в руки винтовки, поняли, какие они тяжелые, совершенно по-другому все зазвучало.

Спектакль станет заключительным и кульминационным мероприятием проекта «Чаинское крестьянское восстание (опыт документального театра в музее)», который в 2015 году стал победителем XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Руководитель проекта директор музея Святослав Перехожев, художник спектакля Алена Шафер. В «Восстании» заняты артисты ТЮЗа Светлана Гарбар, Олег Стрелец, Игорь Савиных, Евгения Парфенова, Сергей Парфенов.

Как часто будут играть «Восстание», зависит от зрительского интереса.

«Двенадцатая ночь»

30 сентября, 19:00. Томский областной драматический театр

Те, кто скучает по комедиям и готов к современному прочтению пьес Уильяма Шекспира посмотрят «Двенадцатую ночь» с большим интересом, и не раз рассмеются. Ставил «Двенадцатую ночь» весной 2014 года совсем молодой московский режиссер Иван Орлов. Здесь нет ничего от «костюмного», сдержанного традиционного спектакля. Герои ходят в рваных джинсах, звучит Radiohead и Man Man, декорации с обилием полиэтиленовой пленки напоминают мусор, выброшенный после кораблекрушения (художник спектакля Мария Кривцова).

«Двенадцатая ночь» — история о любви. Герцог сказочной страны Иллирии влюблен в графиню Оливию. Его признания непреклонной красавице передает слуга Цезарио, который на самом переодетая юная леди Виола, чудом спасшаяся после кораблекрушения, но потерявшая своего брата-близнеца Себастиана. Рассказывать о чувствах Орсино к Оливии ох как не легко — она сама без ума от герцога. Все окончательно запутывается, когда графиня влюбляется в посланца Орсино… Комичность спектакля усиливается благодаря участию Анатолия Кудрявцева (Северский театр для детей и юношества), актера колоритнейшего.

Конечно, привлекательность «Двенадцатой ночи» не только в запутанной фабуле и массе смешных, нелепых ситуаций. В постановке немало ярких сцен. Можно наслаждаться образом вероломной красавицы Оливии (Екатерина Мельдер), поражаться шуту Веры Тютриной и вздрагивать от того, как робко и в то же время неостановимо выстраивают взаимоотношения герцог (Евгений Казаков) и Виола (Александрина Мерецкая) в сцене с лестницей.

Читать рецензию на спектакль «Двенадцатая ночь» на «Афише».

Фото: Мария Аникина, skomoroh.tomsk.ru, vk.com/sibirjaki_volnye_i_nevolnye