18+
18+
Книги, Книги в Томске, Принцип чтения, принцип чтения книги литература актриса театр дюсьметова Принцип чтения.Марина Дюсьметова: «Я — спонтанный читатель»
РЕКЛАМА

Принцип чтения.
Марина Дюсьметова: «Я — спонтанный читатель»

АВТОР
Мария Симонова

Одна из ведущих актрис театра кукла и актера имени Р. Виндермана «Скоморох», заслуженная актриса РФ Марина Дюсьметова признается, что читает спонтанно. Или обращается к книгам, необходимым ей по работе.

Они могут быть самые разнообразные, ведь Марина Дюсьметова не только играет в спектаклях, но и сама выступает как режиссер, а также преподает. А еще никто не отменял внезапных покупок в «Букинисте», или книг, навеянных, например, поездкой в Ялту, в чеховские места.

— Я с детства окружена книгами. Родители всегда много читали, а моя старшая сестра — библиотекарь. Я ей даже завидовала, что у нее были такие возможности для чтения, и что она столько знает об авторах. Сейчас не представляю себе жизни без книг.

Одна из первых моих любимых историй — это «Белый лоцман» Петра Бобева, повесть о дельфине. Потом я стала постарше, у меня постоянно был рядом «Овод» Этель Войнич. Дошла очередь и до увлечения Булгаковым, до «Мастера и Маргариты». Часто к этому роману обращалась, когда болела, перечитывала его. Это было еще в моем родном Свердловске, задолго до переезда в Томск. Я тогда не предполагала, что однажды, много лет спустя, сама сыграю Маргариту. Всегда себя относила к острохарактерным героиням, об этой роли и не думала.

Еще есть удивительная книга, которая у нас с сыном Максимом, пока он был еще школьником, была настольной. Она о кабалистике, о тайных кодах.

***

Сегодня отношу себя к спонтанным читателям. Часто внезапно обращаюсь к той или иной книге. Например, увидела, что выходит фильм «Инферно». Думаю, как же я до сих пор не прочитала Брауна! Скорее взялась за него.

Услышала про молодую писательницу Яхину, прочла фрагменты ее романа «Зулейха открывает глаза», но целиком пока не могу найти книгу ни в томских магазинах, ни в интернете. Но найду, она удивительная.
Очень люблю ходить в наш «Букинист» «Бук», как я его называю. Там находишь такие книги иногда… Вот одна из тех, что сейчас у меня на тумбочке возле кровати, я ее увлеченно читаю. «Житие сказочника», о Евгении Шварце. Я вдруг поняла, что, хотя мы выросли на его «Золушке», о самом писателе я ничего не знаю. В книге про то время, когда он писал, про других героев эпохи — Маршака, Чуковского.

Недавно зашла в «Бук» невзначай и увидела книжечку Мориса Метерлинка. Я давно знаю его «Синюю птицу», но «Разум цветов» не читала. Придворная жизнь, о всех цветах — необычная книга.

Не могу сказать, какие книги мне больше нравятся. Мне все по душе. Детективы люблю — в те моменты, когда идет эмоциональный перегруз. Нужно отдохнуть, переключиться… Тогда читаю Маринину, Дашкову, других наших писательниц. Ненавижу очереди, поэтому всегда читаю в очередях, особенно в поликлиниках. Беру с собой книгу поинтереснее, максимально захватывающую, чтобы время летело стремительно.

За лето я перечитала Чехова. Открыла его для себя письма, и потом, естественно,
захотела освежить в памяти остальные его произведения. Это такой отдых, его читать!

О Чехове я вспомнила неслучайно. По путевке ездила в Ялту, в санаторий «Актер». В Крыму, как известно, есть музеи Чехова. В самой Ялте все дышит Чеховым! Там он построил свой замечательный дом, который потом завещал сестре. Там все сохранено, в том числе сад. По счастливому стечению обстоятельств Ялту немцы не громили, берегли ее для себя. В доме классика поселился немецкий офицер, который читал Чехова и любил русскую литературу. Они бережно относились к дому и к саду, высаженному отчасти руками Чехова. Я привезла в Томск из Ялты фильм, подарила нашему режиссеру. Поразилась удивительным кадрам хроники, где писатель гуляет в Ялте по Набережной, строит дом, ухаживает за растениями. У него был прекрасный сад с аллейками.

Сохранилась одежда писателя, подарки его друзей. Гостей собиралось много, это был словно дом отдыха для всех его близких — актеров, художников, писателей. Иногда они до того ему надоедали, что он уезжал в Гурзуф. Там снял маленький домик, дачу среди скал с выходом к морю. Он в этом месте и написал «Даму с собачкой», «Душечку».

Гурзуф помнит Пушкина. Я с огромной радостью гуляла по тем улицам, где любил гулять поэт, прикасалась к многовековым деревьям, его видевшим.

После поездки в Гурзуф я поняла, что мне срочно надо почитать. И Чехова, и про историю Крыма. В санатории есть библиотека, взяла там несколько внушительных томов и прочла. После уже точно знала, что я хочу посетить, что мне нужно увидеть.

Успела прочитать четыре толстые книги, хотя и ездила на экскурсии, и гуляла, и загорала. Но всегда должно быть и время для чтения. Представить, что у меня нет книг почитать на ночь, не могу. Более того, в Ялте все располагало к чтению. На пляже актерского санатория был словно выездной читальный зал. Все, кто не купался в море, лежали и читали. Кто бумажные издания, кто электронные книги.

***

Если говорить о профессии и чтении, то, конечно, огромную роль здесь сыграл Роман Михайлович Виндерман (режиссер «Скомороха» с 1983 по 2001 год, чье имя сегодня носит театр — прим. авт.). У нас в «Скоморохе» было своего рода состязание. Мы стремились успеть вперед него узнать и прочитать какую-то книгу, чтобы потом ему сказать: «А, так вы ее еще не читали?!». Но такое очень редко случалось. В основном он приходил и говорил: «Вот это надо прочитать!», и мы, наперебой, друг у друга отбирая, чтобы не отстать от него, читали то произведение.

За Виндерманом было трудно угнаться. С моим мужем, художником Эриком Дюсьметовым, они даже устраивали состязания по скорочтению по фантастике. Оба очень быстро читали. Спорили:

— Я это читал.

— А я еще давно это читал!

— Ты зато этого не прочел еще!

Роман Михайлович не то что формировал любовь к чтению, он направлял нас таким образом, что мы понимали: возможно из литературного произведения сделать драматургическое. На сцене можно поставить не только пьесу.

Среди тех книг, о которых мы когда-то узнали от него — Маркес, Платонов. Это то, чем мы зачитывались, то, над чем работали.

Впервые в те годы был издан Михаил Чехов, его мы тоже читали. Конечно, каждая книга сопровождалась обменом мнений о ней. Это было очень интересно и создавало особую атмосферу. Мы в «Скоморохе» в прямом смысле были единомышленниками. Об одном думали и одно обсуждали, жили одним.

***

Я очень люблю пьесы Островского. Мне посчастливилось в ТЮЗе сыграть в спектакле по его произведению. Не найти, по-моему, актера, кто бы не любил Островского. Человек писал специально для артистов, там любой образ — это мечта. Со студентами обращаюсь к нему, поскольку там есть над чем работать. Очень яркие образы. Мне казалось, что его можно сделать в нашей специфике театра куклы и актера, поэтому я задавала вопрос об этом драматурге Роману Михайловичу в программе «Мастер Роман Виндерман». Но мало ли, что мне казалось. У Роман Михайловича было другое мнение, он честно ответил, что не видит этого автора. Также, как и к Чехову у него было свое отношение. Хотя была попытка поставить его в «Скоморохе», мы начинали работать над «Чайкой». Но спектакль не состоялся. В тот период закрыли наше здание, и театр на долгие годы остался без помещения.

***

Много авторов, кого было бы интересно поставить, и к кому в Томске сейчас не так уж часто обращаются. Тот же Шварц. «Дракона» ставили в ТЮЗе, но у меня все равно осталось убеждение, что писатель понят не до конца.

Достоевского хотелось бы видеть на сцене. Об этом писателе говорить обычными словами как-то обидно. Все не то будет, настолько он современен, злободневен. Нужно, что его знали молодые зрители.
Маркес, Платонов — их тоже не хватает. У нас был «Котлован», но мало кто его ставит сейчас. Бум Платонова прошел, и напрасно. Это же про сегодня, даже про завтра.

***

У нас в театре много молодых артистов — публика читающая. Я подглядываю, что они читают, и говорю: «Я следующая на очереди!». Они не нуждаются в советах. У нас в гримерке у всех на столиках книжки лежат. Когда окно между репетициями, всегда кто-то что-то читает, обсуждает, никого не надо направлять. Я очень уважаю за это нашу молодежь.

Своя библиотека в театре тоже есть. В здании сейчас ремонт, и она хранится… в диване! В «Гулливере» у Свифта есть про книгу, что надо на нее сесть или проглотить… Мы на литературе сидим постоянно. Конечно, шучу, но в гримерке у нас на любой вкус книга найдется.

Когда я ставлю спектакли для ребятишек, то хожу и просматриваю, что детям читают. Расскажу, как «Кошкин дом» появился. Что-то внукам оттуда процитировала, они не отреагировали. Я говорю, это же «Кошкин дом». Они: «Мы его не читали». Я к любимым невестушкам с вопросом — как же так? Они: «Мы его подзабыли…». После этого случая я предложила поставить «Кошкин дом», и в «Скоморохе» родился спектакль, ему уже много лет.

***

Внукам я читаю. Что именно, решают они. Это бывает и сказки. С одним мы Метерлинка читаем. Летом «Белого пуделя» прочли. Или недавно купила подарочную книгу научно-популярного характера. Там в доступной форме про извержения вулкана и другие явления. Пушкина читаем, разумеется. Сказки Даля — дети любят их, понимают юмор, с удовольствием слушают.

Старший внук студент, ему уже не почитаешь, а остальные — школьники. Один в шестом, другом в пятом, третий во втором классе. Надо выбирать такие произведения, чтобы всем было интересно. Но мы читаем обязательно. Иногда я даже спекулирую. Говорю, либо вы играете на компьютере, либо прекращаете прямо сейчас, и мы идем читать, мне завтра рано на работу. И они выбирают чтение. Привычка есть привычка, а это — хорошая привычка.

Иногда мой набор для чтения формирует степень необходимости. У нас был спектакль «Ричард III», а я увидела книгу об истории королей того времени. Конечно, мне было интересно, что тогда происходило.
Недавно мне понадобилось поговорить со студентами об античном театре. Стоит только открыть Эсхила, Еврипида — и уже не можешь оторваться.

***

Много лет назад, еще в Свердловске, я увидела книжку где были рисунки детей, больных шизофренией. Меня она заинтересовала, я ее купила. Может, это послужило толчком к работе с особенными детьми.
Я и в Свердловске занималась со слабовидящими и слепыми, глухими и слабослышащими детишками. Нужна была специфическая литература.

В Томске, когда мы еще обитали в старом театре на Кооперативном, в «Скоморох» пришел врач из Соснового бора, где психиатрическая лечебница. Туда нужен был человек, заниматься с детьми реабилитационной арт-терапией. Врач спрашивал у Романа Михайловича, кто из актеров мог бы взяться за это дело, а я как раз в тот момент забежала в театр посмотреть расписание. Роман Михайлович спросил: «Марина Викторовна, вы бы стали?» Я говорю, почему бы и нет. Естественно, мне пришлось прорабатывать специальную литературу, про детей с разными особенностями — шизофреников, даунов, аутистов. Искала материал, как с ними играть, как найти к ним подход, как им может помочь арт-терапия.

***

Сегодня у меня другая педагогическая задача. Я преподаю студентам в ТПУ. Это магистранты, им в преддверии защиты научных работ ввели цикл занятий по актерскому мастерству — для развития речи, снятия зажимов. Завершается он зачетом, проходящим в формате творческой гостиной, где каждый представляет свою научную работу в любом жанре. Мне очень интересно работать. Там достаточно взрослые люди, много иностранцев.

Выстраиваем курс в зависимости от проблем, которыми молодым ученым надо справиться.

***

Когда иду мимо «Бука», обязательно в него захожу. Или когда не могу найти решение какой-то проблемы, отправляюсь в книжный магазин. В супермаркетах смотрю детские книжки. Листаю, иногда могу найти сказку, которую забыла. Вообще сказки очень люблю. У меня дома их много. Есть полное собрание братьев Гримм, книги о них, где вся сопутствующая информация. Первоначальные источники, что откуда взялось, кто рассказал историю, как ее переработали. Мне всегда хочется знать, что, почему и кто сказал, и во что это вылилось.

К сказкам я не равнодушна. Люблю не только история для детей, но и для взрослых, и часто их перечитываю.

Фото: Владимир Дударев