18+
18+
РЕКЛАМА
Культура в Томске, Слова, Томск режиссер Петербург подростки Братец Лис спектакль мультфильмы Лунтик актриса сцена постановка Екатерина Гороховская: «Для меня важно, чтобы актерам на сцене было хорошо»

Екатерина Гороховская: «Для меня важно, чтобы актерам на сцене было хорошо»

АВТОР
Мария Симонова

Режиссер из Петербурга Екатерина Гороховская поставила в Томском ТЮзе замечательный спектакль «Братец кролик и/или Братец Лис».

Возможно, вы еще не видели постановку, но Екатерину наверняка знаете – именно ее голосом говорит всем известный Лунтик, и многие другие мультперсонажи.

Мы поговорили с Екатериной об особенностях спектаклей для подростков, труппе ТЮЗа, впечатлении от Томска, и о мультфильмах.

— Екатерина, чем вам интересны спектакли для подростков? Далеко не всех режиссеров привлекает такое направление.

— Давно работаю с подростками. В Петербурге во Дворце творчества юных на Невском проспекте есть Театр юношеского творчества, ТЮТ. Он очень известен, именно там начинали Лев Додин, Вениамин Фильштинский, Александр Галибин, много других известных театральных личностей. Я пришла в ТЮТ в 15 лет, выросла там, и потом осталась работать с детьми. Как всякому подростку, мне хотелось изменить мир к лучшему. И начать с детей казалось логичным. Правда, оказалось, это не я их меняю, а они меня. Больше 15 лет занималась с подростками, и то, что я сейчас ставлю для них спектакли — естественно.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть современный спектакль для подростков?

— Не знаю. Давно и не мной сказано: для детей надо делать как для взрослых, только лучше. Очень важные критерии любого спектакля — профессионализм, честность, вкус и искренняя увлеченность темой. Если она тебя волнует, то и юного зрителя будет цеплять. Дети всегда чувствуют фальшь, натяжку, формальный подход к себе, их не обманешь.

— Важен ли театральный язык для таких постановок?

— Сейчас поиски ведутся в разных направлениях. Подросткам становится интересно прийти в театр самим, рассказать о себе и быть услышанными, поэтому набирает популярность такое направление, как социальный театр. Драматурги приглашают ребят или идут к ним в школу (сегодня самому театру, чтобы быть понятым и услышанным, надо стремиться навстречу зрителям). Разговаривают с детьми, потом создаются пьесы. Иногда их пишут сами подростки под руководством «настоящих» драматургов.
Многие уверены, что подростки избалованы интернетом, доступностью любой информации и современными технологиями. Конечно, театр никогда не затмит, например, мультфильмы Диснея. Но у него есть свои сильные стороны.

— Если подростки привыкли к современным технологиям, спецэффектам, желательно ли в спектакле привычное для них видео?

— Думаю, все зависит от темы, на которую ты разговариваешь. Каждый для себя выбирает, нужно ли ему видео. Я не очень сильна в современных технологиях, хотя они мне интересны. Но когда могу обойтись без видео, конечно, обхожусь без него. Сильная сторона театра — это живой человек на сцене, который обменивается живой энергией с живым человеком, сидящим в зале. Все происходит здесь и сейчас, сию секунду, и никогда больше не повторится… В этом чудо театра! Но технологии для меня не принципиальный вопрос. Если художник предложит: «Давай возьмем три проектора и сделаем космос!», и такая идея поможет раскрыть тему, придаст пьесе объем, то я с радостью соглашусь.

«Братец кролик и/или Братец Лис» — ваша первая постановка в Томске. Было ли у вас прежде некое представление об этом городе, о его театральной жизни?

— О Томске я знала немного. Когда впервые приехала пару лет назад, чтобы познакомиться с труппой ТЮЗа, была зима, много снега, холодно… Первое впечатление было своеобразное. Меня поселили в хостеле. Ночью я проснулась от того, что во дворе женщина кричала: «Помогите!» Потом громко матерился какой-то дядька, хлопнула дверца машины, взвизгнули тормоза. Стало ясно: кого-то куда-то увезли. Жители хостела высыпали в холл в пижамках и стали проводить расследование, смотреть записи на видеокамерах, вызывать милицию. Помню, как давала свидетельские показания какой-то усталой женщине-полицейскому… На следующий день в новостной ленте я прочла информацию, что в Томске появился маньяк. Так меня встретил город. И все это смешалось с ощущением сказочной снежной зимы и удивительной деревянной архитектуры.

Что касается театральной жизни, то какие-то новости долетали. Следила за тем, что делает Александр Огарев в томской Драме, мне очень нравится этот режиссер, жаль, что он уехал из Томска. Знала о жизни ТЮЗа — мы с его директором Владимиром Казаченко давно знакомы.

— Как, по-вашему, достаточно ли томичи увлечены театром?

— Томск показался мне скромным, сдержанным, интеллигентным городом, я была уверена, что молодежь здесь часто ходит в театр. Оказывается, нет, это меня удивило. Полагаю, эту ситуацию можно изменить, в этом городе театр должен победить КВН, все предпосылки для этого есть. В ТЮЗе я вижу прекрасную труппу, здесь желающие работать, горящие люди!

— Расскажите подробнее о ваших впечатлениях от репетиций в Томском ТЮЗе. И сложно ли во время постановки в новом для себя театре делать распределение ролей?

— Во многом доверяешь интуиции. Я смотрела видео спектаклей, что-то видела живьем, потом в Петербурге на Володинском фестивале сходила на «Победителей», спектакль Дмитрия Егорова. Прекрасные женщины во втором акте мне запомнились. Мишу Перевалова, Кирилла Фрица, Диму Гомзякова, Володю Хворонова, Риту Ходареву я давно знаю, еще по Молодежному театру Алтая, где они были до Томского ТЮЗа. Тем театром несколько лет руководил Дмитрий Егоров. Я ставила в Барнауле спектакль, мы с ребятами общались, они для меня были уже как родные. И когда они переехали в Томск, возникла идея работы с их участием.

Когда мы начали репетировать, то я сразу поняла, что с Ольгой Николаевной Рябовой, Мариной Алексеевной Фадеевой, Ольгой Васильевной Никитиной будет очень хорошо. И я нисколько не ошиблась, многому у них училась во время репетиций. Благодарна им, что они пошли на эту авантюру, многое придумали, привнесли в спектакль. Как и Сева Трунов, который вообще свою роль сделал сам! Там совсем немного слов, но Суслик живет такой насыщенной жизнью в спектакле, что очень запоминается. Артисты здесь очень хотят работать, они достойны счастливой судьбы, востребованности, насыщенной жизни в театре. Меня поразил и смутил их трепет, искренность, не часто встречающиеся у артистов. Это обязывает тебя как режиссера. Меня радует, что у нас получается ансамблевый спектакль. Мне кажется, актеры получают в нем удовольствие. Не только зрители.

— Актеры говорили, что вы очень солнечная, приветливая…

— Нет, что вы, я курю и матерюсь! (смеется)

— На ваш взгляд, режиссер должен быть располагающим к себе, солнечным, или без определенной жесткости не обойтись? Вы продумывали стратегию своего поведения?

— Не знаю, как вернее себя вести, у каждого свои приемы. Я ничего не продумывала, просто честно люблю актеров, для меня важно, чтобы им на сцене было хорошо. Хочу их с самой выгодной стороны показать, с их помощью донести до зрителей определенные мысли, рассказать историю. В Томском ТЮЗе у нас такая доброжелательная атмосфера сложилась на репетициях, что можно ничего не строить из себя. Здесь открытые люди, они тебя не «едят», не «подставляют». Мы много смеемся на репетициях.

— Вы еще и сняли серию роликов про спектакль.

— Я не увидела ни одной афиши в городе, и предложила артистам сделать рекламные ролики. И мы собрались, в хохоте и в счастье за полтора часа придумали сюжеты, за три часа все сняли. Миша Перевалов, исполнитель главной роли, их смонтировал (не представляю, как он это успел).

— Для томского спектакля пьесу по историям Харриса по вашей просьбе написала Анастасия Мордвинова. А как вы в целом оцениваете этот пласт драматургии, достаточно ли современных пьес для подростков, или чаще приходится специально делать инсценировку?

— По-разному бывает. Драматургических произведений много, много молодых авторов, которые пишут для юного зрителя. Нужно просто не лениться, искать и читать. Способы выбора материала всегда разные. Бывает, меня приглашают в совсем незнакомый театр. Я приезжаю, хожу по городу, по театру, «принюхиваюсь», и решение, что ставить, приходит само. Иногда актер тебя провоцирует. В Барнауле, например, был Женя Нестеров - большой, добрый, смешной… И возник «Гадкий утенок». Я очень любила этот спектакль. Правда, теперь Женя работает в Норильске, а спектакль живет уже своей, мне неведомой жизнью. Когда думала о хулиганской братве из Томска, сразу вспомнила истории про Братца Кролика и Братца Лиса. Бывает, сначала возникает тема, как, например, в Екатеринбурге. Весной там вышел спектакль «Принц из замка Депо», это название нам подарила Ярослава Пулинович. Мы хотели сделать историю про маленького человека в большом городе. Екатеринбург — огромный, индустриальный, сложный, там все грохочет… И вместе с тем, это безумно творческий город, с особенной энергетикой. Мы стали с актерами что-то сочинять, говорить о городе, делать этюды, придумывать монологи домов… Я шла от актеров и в итоге написала пьесу. Иногда театр сам просит поработать с определенным материалом. В Самаре директор «САМАРТа» предложил поставить историю Анны Франк, и, конечно, я согласилась! Над этим спектаклем мы работали с Асей Волошиной, молодым петербургским драматургом, пьеса создавалась буквально у нас на глазах, в процессе репетиций.

— Вы по образованию не только режиссер и актриса, но и театровед. С чем связан такой выбор?

— Это запутанная история. Я с детства была на сцене, в ТЮТе играла большие роли, например, Джульетту. В 17 лет поступила на актерско-режиссерский факультет, нашим мастером был великий Зиновий Яковлевич Корогодский. Мы все его боялись. И я вдруг подумала, что, наверное, недостойна быть артисткой. Решила получить хорошее гуманитарное образование, связанное с театром, и поступила на театроведческий факультет. Когда я уходила, то Зиновий Яковлевич сказал: «Вам, Катя, надо подумать о режиссуре!». Я подумала — если я даже не артистка, то какой из меня вообще может получиться режиссер?! На театроведческом факультете честно училась и никуда не собиралась, пока Марина Юрьевна Дмитревская, наш куратор и мой педагог, очень дорогой, близкий, важный для меня человек, не привела меня в БДТ на главную роль в спектакль «Аркадия». Так я снова оказалась по другую сторону рампы.

Некоторое время бегала «туда-сюда»: заканчивала театроведческий и продолжала играть в БДТ. Потом Григорий Михайлович Козлов, с чьим режиссерским курсом наш театроведческий дружил, стал набирать курс актеров. Я, отравленная славой БДТ, снова захотела стать артисткой, поверила в себя, и поступила к нему на актерско-режиссерский. Была уверена, что режиссером никогда не буду, но в мою судьбу вмешался еще один великий человек, Олег Семенович Лоевский. Он однажды позвонил и сказал: «Катя, будет лаборатория (тогда только начиналось это движение)» и отправил меня в Саратовский ТЮЗ, делать читку пьесы Сигарева «Волчок». Уже через год я выпустила в Саратове свой первый спектакль в профессиональном театре «Зимы не будет» по пьесе Виктора Ольшанского. Это была история для всей семьи. А дальше понеслось… 10 лет я ставлю спектакли. Не только для детей, но и для взрослых. Оказалось, режиссура — это «наркотик» посильнее, чем актерская работа.

— Еще в вашей жизни есть мультфильмы, вы — голос известных и любимых персонажей — Забавы Путятичны, Лунтика. Как возникла эта история?

— Я однажды снялась в кино. Когда мы озвучивали фильм, звукорежиссер меня подозвал, записал мой телефон: «У тебя хорошо получается, тебе позвонят». И действительно позвонили, я сразу попала на студию «Мельница», где сначала появилась Забава в мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». А потом мне сказали: «Затевается новый проект, давайте попробуем разные голоса записать. Для персонажа, у которого даже имени еще нет, он свалился с луны». Мы записали, я поговорила разными голосами и через полгода мне позвонили. Сообщили, что сериал будет называться «Лунтик», предложили озвучить главную роль. Так 10 лет за него и говорю.

— Кто из ваших героев мультфильмов для вас интереснее?

— Все родные. Мне просто нравится сам процесс озвучивания. Но очень не люблю, когда ко мне подходят и просят: «Ой, скажите что-нибудь голосом Лунтика!».

— У вас столько разных проектов… Вы работает круглосуточно?

— Как всякая нормальная русская женщина. Встаю в 6 утра, готовлю завтрак, собираю детей в школу. Потом у меня начинаются репетиции, или надо писать сценарий, или ехать на озвучку, или хозяйством заняться. Ничего особенного, в общем. Ну, и поездки — постановки, актерский курс в Магнитогорске. Но сейчас я немного сокращаю свою работу в других городах, стремлюсь найти проекты в Петербурге. Это мой дом.

Фото: Саша Прохорова

Видео: Томский театр юного зрителя

Люди

В Томске презентовали сборник воспоминаний об известном томском ученом Вячеславе Новицком

25 марта 2024
Томские новости

Томичей приглашают на юбилейный Тотальный диктант

15 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на театральную читку под живую этническую музыку

4 апреля 2024
Креативные индустрии

Локальные истории. Кинопродюсер Павел Сарычев о том, почему столичные производители фильмов и сериалов все чаще обращают внимание на регионы

20 марта 2024
Томские новости

В Томске «исследуют» личность Крячкова с помощью цианотипии

11 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на артист-ток с художником и поэтом Артёмом Терсковым

19 марта 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024
Томские новости

В Томске пройдет вечер историй и воспоминаний в честь юбилея Эдисона Денисова

1 апреля 2024
Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024