18+
18+
IT, IT-Томск, Бизнес, ИТ и телеком, Томск веб-разработка веб-студия студия 15 ИТ Томск IT в Томске Хорошему человеку работа найдется. Чем привлекает клиентов и удерживает лучших сотрудников «Студия 15»?

Хорошему человеку работа найдется. Чем привлекает клиентов и удерживает лучших сотрудников «Студия 15»?

«Студия 15» по результатам зрительского голосования вошла в десятку самых интересных ИТ-компаний Томска. Сегодня мы, как и обещали, рассказываем ее историю.

— Для меня попадание в «десятку» стало немного неожиданным, — сказал директор «Студии 15» Александр Оленёв. — Мы не такая уж публичная компания. Но если кто-то захотел о нас прочитать, я готов ответить на вопросы. Хотя, мне даже интересно: кто, зачем и почему нас выбрал.

Правда, если немного разобраться, выбор пользователей становится уже не так удивителен. Все же, 12 лет работы, более 300 реализованных проектов и ведущие позиции среди web-студий Сибири и России в основных специализированных рейтингах:)

Начало начал

«Студия 15» — «родная дочь» широко известной в свое время на рынке томского сайтостроения компании «Симэкс-Т». Именно туда в начале 2000-х попал на практику студент ТУСУРа Александр Оленёв. Кстати, профессию он получал не в области программирования, а по специальности «Государственное и муниципальное управление».

— Я бы никогда не подумал, что буду заниматься подобным бизнесом. Даже во время учебы в университете я был очень далек от всяких компьютерных технологий. Хотя, конечно, это был ТУСУР, и нам давали гораздо больше знаний по ИТ, чем в любом другом томском университете. Считаю, что именно синергия знаний по информационным технологиям и менеджменту определила мою дальнейшую карьеру, — говорит Александр сегодня.

После окончания вуза Оленёв продолжил работу в «Симэкс-Т», где, в конце концов, достиг должности исполнительного директора и стал совладельцем компании. В годы его работы было создано первое зарегистрированное интернет-СМИ в Томске — портал «Томскинвест» — и первые сайты для муниципальных образований Томской области.

— В чем, на ваш взгляд, отличие ИТ-рынка 2016 года от того, что было лет 10–15 назад?

— В первой половине 2000-х в Томске, по большому счету, не было профессиональных компаний; все мы учились на каждом новом проекте. Чтобы сделать сайт, достаточно было двух с половиной человек: менеджера, программиста и дизайнера-фрилансера. Сейчас на одном проекте у нас задействовано от 10 до 15 человек. В 2017 году выигрывают те компании, у которых налажены и автоматизированы внутренние процессы и коммуникации, которые знают свои преимущества и умеют свое предложение донести до клиента.

В 2011 году по решению совета директоров бизнес разделили. У «Симэкс-Т» осталось консалтинговое направление, а часть бизнеса, которая касалась создания и поддержки сайтов, была выделена в отдельную организацию. Так появилась «Студия 15».

Разделение бизнеса произошло спокойно, довольно плавно и практически не заметно для клиентов. Даже физически обе компании еще полгода сосуществовали бок о бок, в одном офисе. Пока не решили, что «молодым» пора уходить в самостоятельное плавание.

15 человек на сундук мертвеца

Название для новой компании выбрал коллектив. Все желающие предложили свои варианты (среди них были «Снег», «Марс», «Вместе», «Компот», «Метка», а также «Студия 15» — всего чуть более десяти), их выписали на доску, а потом в несколько кругов голосовали. У каждого сотрудника было по три голоса, и он мог отдать их за три разных варианта. В первом круге определилось шесть названий-победителей, в следующем — уже три. И в конце остался один, за который проголосовало большинство.

В честном голосовании победил вариант «Студия 15», хотя изначально никто на него ставку не делал. Предложил его арт-директор Антон Колчеданцев. Он просто начал искать в интернете короткий домен. 14web.ru был занят, 16web.ru — тоже, а вот 15web.ru оказался свободен. Потом его доработали до «Студия 15».

— Абсолютно никакого скрытого смысла число «15» не несет, — утверждает Оленёв. — Потом мы уже придумывали разные шуточные объяснения, типа «15 человек на сундук мертвеца» и тому подобные вещи. Но изначально оно ничего не символизировало.

Городские и деревенские

С самого начала «Студия 15» была ориентирована на поиск нестандартных, индивидуальных решений, требующих глубокого погружения, серьезной аналитики и проектирования. Так, один из первых проектов был посвящен поиску недвижимости для покупки и аренды. К сожалению, сейчас этот сервис не работает: видимо, его владелец не выдержал конкуренции с монстрами типа «Авито», а может, по другим причинам. Но уже тогда были заложены решения, которые только впоследствии появились на других сайтах-конкурентах: поиск на карте, фильтрация по различным критериям, личные кабинеты и так далее.

Еще один крупный проект, который для многих томичей является визитной карточкой студии, достался в наследство от «Симэкс-Т». Как мы уже говорили выше, эта компания еще в 2002–2003 году начала создание сайтов для муниципальных образований Томской области. Теперь уже для «Студии 15» это важное направление работы, которое имеет, ни много ни мало, большую общественную значимость. И речь в данном случае идет не только о Томской области, но и других регионах.

— У районов, а тем более у поселений не хватает ни финансов, ни человеческих ресурсов, чтобы создать и поддерживать хороший сайт «с нуля», — считает директор «Студии 15». — При этом они обязаны публиковать в интернете информацию, которая определена федеральным законом. А выполнить все требования закона часто бывает непросто. Например, в 2015 году государственные и муниципальные сайты обязали иметь версию для слабовидящих людей. Тогда мы разработали универсальное решение, которое позволило каждому поселению интегрировать эту версию с минимальными затратами и таким образом избежать возможных наказаний от контролирующих органов. В последствии это переросло в open source проект по адаптации сайтов для людей с ограниченными возможностями, который мы развиваем и в настоящий момент.

— Если бы вам на один день дали кресло мэра и волшебную палочку, как бы вы сделали Томск более привлекательным?

— Я бы сделал 500 тысяч волшебных палочек и раздал всем жителям. Думаю, в Томск хлынули бы толпы туристов, чтобы посмотреть, что из этого вышло. Но оставил бы себе одну, чтобы вернуть всё назад.

По словам руководителя, поддержка муниципальных сайтов на сегодняшний день является некоторой «финансовой подушкой» для компании. Но ставку «Студия 15» делает на сложные специализированные веб-сервисы, функциональные корпоративные сайты, интернет-магазины, системы документооборота и так далее.

В этом году компания объявила о запуске нового отдельного направления работ — Frontend аутсорсинг. «Студия 15» готова помочь с разработкой интерфейсов тем компаниям, для которых подобная деятельность не является профильной. Помимо этого запущена услуга по развитию крупных сайтов, которая будет полезна проектам, требующим постоянного контроля и развития, но не имеющим полностью укомплектованной команды разработчиков.

Адвокат и прокурор

На томском рынке ИТ сложилась по-своему уникальная ситуация. С одной стороны, у нас огромное количество компаний. Только экспортирующих — более 100. С другой — в маленьком городе все на виду, и основной способ рекламы на местном рынке — «сарафанное радио». Им с успехом пользуется и «Студия 15».

— Наше преимущество в том, что мы глубоко погружаемся в бизнес клиента и становимся экспертами в нем, — поясняет Александр Оленёв. — Чтобы понять процессы, происходящие в организации, часто мы отправляем аналитика «в поле». Он едет в офис клиента и работает там день, неделю или больше, чтобы собрать информацию и понять, чем дышит компания.

Помимо проект-менеджера, в «Студии 15» на каждом проекте есть особая роль: продакт-оунер. Это человек, который блюдет интересы клиента и продукта внутри компании. Проект-менеджер и продакт-оунер работают в связке друг с другом, как адвокат и прокурор. Проект-менеджер заинтересован в том, чтобы выполнить работу как можно быстрее и получить от клиента деньги. А главная задача продакт-оунера — реализовать проект наилучшим образом с точки зрения клиента. То есть, у одного бюджет, у другого — «космические корабли, которые бороздят просторы Вселенной». И они должны договориться. Это — особая «фишка» компании. Она очень помогает на проектах длительность 3000, 5000, 10000 человеко-часов.

«Однажды я больше месяца работал удаленно, из другой страны. Приезжаю — а у меня над столом висит вот такое тотемное животное. У меня ведь фамилия Оленёв. Сотрудники говорят, будто так скучали, что в обеденные перерывы мастерили этого оленя по выкройкам. Потом покрасили, укрепили на подставке, и получилась такая вещь».

«Возьмите меня, красивого»

Сегодня в «Студии 15» работает около 20 человек. Ядро коллектива работает совместно уже 7–10 лет. Например, технический директор Дмитрий Балобанов, исполнительный директор Наталья Павленко, многие другие.

За пять лет количество сотрудников выросло примерно в 2,5 раза. Многие сотрудники приняты не на конкретные вакансии, а по принципу «хорошему человеку всегда работа найдется».

— Нам часто просто присылают резюме: возьмите меня, такого красивого, — улыбается Оленёв. — На собеседовании выясняется, что действительно, человек приятный, специалист будет нам полезен — надо брать! Некоторые устраиваются стажерами, готовыми работать «за еду», а через какое-то время они дорастают до руководителей направлений или даже заместителей директора. С теми людьми, для кого прямо сейчас работы нет, но которые гипотетически могут нам подойти, мы поддерживаем постоянный контакт, чтобы пригласить в нужный момент. Поэтому ни разу не было ситуации, когда мне завтра нужно что-то срочно делать, а я не могу найти людей.

— Кого вы предпочтете принять на работу: опытного и компетентного сотрудника, но со склочным характером, или отличного, душевного парня, который при этом не блещет ни талантами, ни трудолюбием?

— А третий вариант можно? Я не смогу выбрать никого из них, так как это противоречит двум моим основным принципам. Первый — что в нашей компании никогда не будет подковерных интриг, любые попытки этого строго пресекаются. Второй — у нас работают лучшие специалисты, либо те, кто учится быть лучшим. Поэтому я реально не могу ответить на этот вопрос.

Многие ИТ-компании жалуются на отток высокоуровневых специалистов из Томска, но «Студия 15» не испытывает дефицита кадров, а директор гордится тем, что в коллективе практически нет «текучки». В чем секрет? Специалистам нужно давать то, что они ищут. «Белой» зарплаты и социальных гарантий уже недостаточно. Многим важна возможность работать удаленно, микроклимат в коллективе, уровень и сложность проектов, возможность не на словах влиять на свое развитие и развитие компании, а также другие нематериальные поощрения. Александр Оленёв делится некоторыми находками:

— Каждую пятницу я отправляю людям анкету, где они могут поставить себе оценку по итогам недели и поблагодарить кого-то из коллег (мы это называем «спасибки»). Эту информацию я свожу в одно письмо, которое у нас называется «недельный лонгрид» и отправляю каждому сотруднику. В том числе удаленным. В письме перечислены достижения, недостатки, озвучен план на следующую неделю, объявлены благодарности. Ребята говорят, что ждут этого письма и с удовольствием читают. Возможно даже не столько ради моей аналитики, сколько ради этих самых «спасибок».

Почему у Олёнева в кабинете висят шляпы?

«У меня нет осознанного стремления коллекционировать головные уборы. Наверное, это происходит так: сотрудник в последний день отпуска вспоминает про работу и думает, что надо директору что-нибудь привезти в качестве сувенира. Вроде, у него две шапки висело? Надо третью купить. В итоге оказывается, что она не третья, а примерно восьмая».

Готовы к разным вариантам

В последнее время появляется все больше хороших веб-конструкторов, которые позволяют за несколько вечеров сделать функциональный сайт своими руками. Эта тенденция схлопывает рынок веб-разработки, и она будет усиливаться дальше.

— Но таким компаниям, как наша, это не грозит, так как мы специализируемся на сложных задачах, — уверен Оленёв. — Зачастую наши клиенты сами не знают, как должен работать сайт, что им требуется для оптимизации процессов, и мы вместе ищем варианты. В первую очередь, мы те, кто вырабатывает решения для стоящих перед клиентом задач, и только потом «программисты» и «дизайнеры».
Еще одна, уже достаточно давняя тенденция — поглощение небольших компаний более крупными. Например, компания, которая не специализируется в веб-разработке, но нуждается в подобной услуге в длительной перспективе, скорее не заключит контракт с командой разработчиков, а постарается внедрить ее в свою структуру. Эту тенденцию руководитель «Студии 15» тоже хорошо понимает и, возможно, планирует использовать в своих интересах.

— Мы готовы обсуждать разные варианты, потому что перед нами стоит вопрос — куда развиваться дальше? Нам, конечно же, было бы интересно развивать свои продукты подолгу. Мы сделали сайт, запустили — но еще даже до момента сдачи заказчику видим, как его можно улучшить, куда развивать. А у клиента планы изменились, или деньги кончились, или он вообще не видит смысла что-то менять. Не со всеми клиентами можно договориться на полноценное развитие проекта после запуска первого этапа. А мы уже погрузились, мы уже знаем все проблемы, варианты их решения, возможные сценарии развития… Слияние с крупной компанией — это один из реальных путей совершенствовать свои проекты. Задачи «продаться» не стоит. Наши услуги востребованы. Мы продолжим работать в узких сегментах рынка, специализироваться на сложных проектах. Например, у нас развивается работа с проектами, которые разработали не мы, но которым на каком-то этапе понадобились наши компетенции, недавно вот начали отдельно предлагать услугу фронтэнд аутсорсинга. Есть и еще ряд направлений, о которых пока еще рано говорить.

Пять лучших продуктов «Студии 15»

1. Новая версия официального сайта Томского политехнического университета. Огромное количество нетиповых страниц, полная адаптивность до экрана смартфона, облегчение ведения сайта за счет большого числа внедренных в редактор шаблонов оформления.

2. В новой версии сайта Законодательной Думы Томской области появился сервис для подготовки заседаний депутатов. Внутри личного кабинета аппарат Думы готовит повестки заседаний, вопросы и материалы для обсуждения. Эта информация доступна всем зарегистрированным пользователям.

3. Для официального сайта уполномоченного по правам человека в РФ разработана система приема жалоб и обращений, интегрированная во внутренний документооборот аппарата уполномоченного.

4. Сервис для занятий в тренажерном зале Wobody — собственный проект компании. Он позволяет вести дневник тренировок, общаться с другими тренирующимися, а также с тренерами и инструкторами.

5. Новая адаптивная верстка для интернет-журнала «Томский Обзор». Позволяет встроить в имеющуюся архитектуру сайта новые элементы и форматы, и они будут адекватно отображаться на любом устройстве: от смартфона до широкодюймового монитора.

Материал выпущен в рамках специального проекта IT-Томск

Интеллектуальный партнер проекта

Текст: Катерина Кайгородова

Фото: Сергей Стёпин