18+
18+
IT, IT-Томск, ИТ и телеком, томск аутсорсинг разработка SibEDGE История SibEDGE.Как уйти из аутсорсинга в заказную разработку и попасть в «высшую лигу»

История SibEDGE.
Как уйти из аутсорсинга в заказную разработку и попасть в «высшую лигу»

SibEDGE — томская ИT-компания, которая профессионально занимается заказной разработкой программного обеспечения.

У компании нет собственного продукта, но зато здесь могут взяться за создание большой комплексной информационной системы. За год через компанию из 50 человек проходит более 30 различных проектов.

О том, как в сердце Сибири появилась компания, получившая в клиенты крупнейшие российские организации, и работающая, в том числе, и на западном рынке — в очередном материале проекта Томского Обзора «IT-Томск».

Работа на аутсорсе

История SibEDGE началась в 2005 году с идеи основателей собрать команду для реализации одного проекта, который так и не начался. Только в 2006 году удалось запустить небольшой проект, который первый сотрудник компании делал удаленно. Александр Калинин присоединился чуть позже и был вторым сотрудником. В том же году был запущен первый полноценный проект. Его делали «по удалёнке» для одной из крупнейших на тот момент нефтяных компаний России — ТНК-BP. Планёрки проходили в кафе у Лагерного сада и в комнате 412 общежития № 7 ТГУ, где на тот момент жил Александр.

— Когда я пришел, компания, как таковая, отсутствовала. Просто был проект, на котором можно было заработать денег. Это была специализированная система для учета отказов трубопроводов, — вспоминает директор SibEDGE Александр Калинин.

На первый заказ у двух разработчиков ушло около полугода. Опыт получился успешным, и именно он стал первым шагом на пути к будущей компании. Потом подоспел новый проект, а вместе с ним и первый офис, который, по классике жанра, находился в квартире. Это был 2007 год, с которого SibEDGE официально ведет отсчет своего начала. «Двушку» на первом этаже на ул. Ленской, 59 в компании помнят до сих пор:

— Нас активно высматривала местная управдом, пыталась даже выгнать из квартиры, потому что мы якобы использовали ее «не по-целевому назначению», а мы от нее прятались. Это было веселое время. Однажды нашу «квартиру» просто ограбили какие-то местные деятели. Мы пришли на работу, а у нас больше нет ни компьютеров, ничего!

Компании, в полном смысле слова, на тот момент по-прежнему еще не было — имелась только группа инженеров, которая отрабатывала заказы, поступающие по «личным каналам». В таком режиме команда просуществовала до 2009 года. Затем — переезд в новый офис и постепенный переход на новый формат работы.

Название появилось у компании примерно в 2008 году. Придумывая его, томские разработчики решили, что нужно сразу учитывать перспективы работы на западном рынке. Первый западный партнер — из Ирландии — помог придумать название — SibEDGE (siberian easy development group engineering) — красивое словосочетание, которое хорошо запомнили бы потенциальные клиенты за рубежом. Правда, больших результатов эта активность не принесла, но название так и закрепилось за компанией, а SibEDGE продолжил зарабатывать в России.

— Для меня в тот момент — в 2009 году — стоял выбор: чем заниматься. После того, как в 2007-м закончил вуз, я взял паузу — еще пару лет побыть в Томске, осмотреться по сторонам, а потом уже ехать дальше и что-то менять в жизни. Два года прошли, и мы решили попытаться «рвануть». Как раз образовалась команда людей, которые были готовы делать что-то большее. Я решил пойти на MBA. Началось дальнейшее развитие: появился новый офис, мы начали выстраивать уже полноценную компанию, — говорит Калинин.

В итоге в новый офис в 130 квадратных метров заехала команда из 6 человек; остальные так и работали удаленно. Однако команда все еще работала по инерции, на «старых дрожжах»: группа инженеров все так же разрабатывала приложения для московских компаний-интеграторов, по-прежнему продолжался проект с ТНК-BP, активно сотрудничающей с томскими разработчиками. В SibEDGE занимались чистым аутсорсингом.

Один из самых запоминающихся периодов — это работа в качестве аутсорсера с московским интегратором — компанией «Армада». Шло активное внедрение СМЭВ — системы междведомственного электронного взаимодействия, электронного правительства. Отовсюду поступала информация, что все скоро станет электронным, и на этой волне выделялись большие бюджеты на развитие государственных информационных систем. Мы участвовали в ряде проектов. Степень давления по срокам была колоссальной. Каждый из проектов, в котором мы участвовали, разрастался и требовал от нас большей команды. Ни управлять такими проектами, ни масштабировать команды мы не умели. Мы были инженеры, а не руководители. Многочисленные сложные переговоры с «Армада», командировки в Москву, бесконечные уступки… Тогда мы, скорее, не рассчитали свои силы. Неимоверными усилиями довели проекты до конца 2012 года. Думали, что справились, что в новом году сможем учесть ошибки и отбить свою потерянную прибыль, сможем сделать лучше, в общем, был определенный запал. Но государство свернуло бюджеты, и большая часть проектов в одночасье закрылась. Реванша не получилось. Этот опыт сложно забыть, но он стал хорошим уроком и помог с большей уверенностью двигаться дальше.

Смена курса

К 2013 году в SibEDGE поняли, что, будучи аутсорсерами в России, зарабатывать столько, сколько хотелось бы, не получится. Большое количество интересных задач просто проходило мимо, SibEDGE не участвовал в создании требований к информационным системам, а лишь исполнял чьи-то техзадания. Такое положение вещей не устраивало ни руководство компании, ни сотрудников:

— Мы решили, что будем полностью менять вектор развития и уходить с аутсорсинга в заказную разработку. Разница в том, что аутсорсинг — это просто инженеры, которых используют для выполнения тех или иных задач, а заказная разработка — это полный цикл жизни проекта: постановка проблемы заказчика, аналитика, генерация идей, написание техзадания, разработка, внедрение, сопровождение и так далее, — объясняет Александр Калинин.

Так началась долгая и трудная трансформация компании. Компанию буквально «трясло», поскольку менялась сама бизнес-модель: из группы инженеров она превращалась в команду, где разработчики — это лишь половина коллектива, остальные — аналитики, тестировщики, дизайнеры и руководители. На этом пути SibEDGE потеряла много хороших инженеров. Быть может, трансформация завершилась бы быстрее, но грянул кризис 2014 года, который не мог не отразиться на компании, поскольку большую часть денег она зарабатывала в России. Удельные показатели эффективности, пошедшие вниз с началом перемен, вернулись к уровню 2012 года лишь в 2015-м.

Сказывалось и отсутствие опыта в заказной разработке. Так как в SibEDGE еще не умели вести проекты полного цикла, сроки срывались, бюджеты поначалу уходили в «минус». Только по итогам прошлого года компания смогла закрыть все проекты «в плюс».

— Это инженерия, можно лишь оценивать, но не гарантировать трудоемкость того или иного проекта. Оценка в месяц может вылиться во все три. С этим, конечно, можно работать, но риск будет всегда. Поэтому наличие минусовых проектов — это нормально. Это опыт, который нарабатывается с кровью, — отмечает Александр Калинин.

С опытом начали приходить более крупные и интересные проекты. Тогда же, на фоне кризиса 2014 года, компания сильно «повернула» на запад: это выросло в полноценное направление, и в настоящее время занимает около половины в обороте компании. SibEDGE открыл офисы в США и Москве.

Что делает компания

Сейчас SibEDGE разрабатывает информационные системы для организаций различного масштаба и сферы деятельности. С помощью таких решений можно вести управленческий, оперативный, финансовый учет, обеспечивать коммуникации внутри компании, формировать и поддерживать базы данных. Это автоматизированные базы знаний, электронные архивы, системы документооборота, системы финансово-управленческого учёта и тому подобное.

— Например, база знаний для call-центра «Аэрофлота», где сидят девушки, принимают звонки, быстро отвечают — это одно. Такая система организует и выдает информацию, адаптированную под запросы авиаперевозчика. Либо мы говорим про систему управления активами корпорации, где сидят инженеры и работают с объектами обустройства, сроками, стоимостями, со своими согласованиями, графиками — это совершенно другая тематика. Но в целом это все учетно-управленческие системы, — объясняет Александр Калинин.

«Исторический» проект, который делался SibEDGE для компании ТНК-BP — Единый корпоративный реестр юридических лиц. В нем учитываются все активы компании, все юридические, физические лица, цепочки собственности, интеллектуальные права, недвижимость. Это колоссальная система по своему объему и классу. Над этим проектом в компании работали пять лет и набивали на нем свои первые шишки в разработке крупных систем, он стал своеобразной «площадкой формирования компетенций».

Клиент может заказать в SibEDGE систему с «нуля», или попросить «допилить» уже имеющееся решение. После окончания разработки компания передаст решение во внутреннюю ИТ-службу заказчика, проведет обучение или обеспечит дальнейшую поддержку.

— Разрабатывая информационные системы, мы несем некую социально-экономическую миссию, повышаем эффективность чужого бизнеса. Как правило, речь идет о средних и крупных компаниях, серьезных налогоплательщиках, у них есть свои социальные программы. Помогая стать этому бизнесу эффективней, мы помогаем больше, чем одной компании. Рост экономики невозможен без достаточного уровня автоматизации. В России еще не все базовые уровни автоматизации закрыты, фактически это то, где мы работаем. Может быть, это не самый вкусный кусок рынка, с точки зрения бизнеса, но этим нужно заниматься и нам это нравится.

SibEDGE работает не только на отечественном рынке, но и на западном. Для зарубежных клиентов томская компания пока остается технологическим партнером, участвует в решении сугубо технических, прикладных задач.

Также на западе компания занимается поддержкой высоконагруженных систем. В частности, для одного из заказчиков SibEDGE организовал круглосуточную службу поддержки, которая поддерживает сервис, работающий в 30 странах мира с 400 серверами в четырех дата-центрах.

Вузы, кадры и IT

Как и многие IT-компании Томска SibEDGE пытался работать с вузами Томска. Но попытки были не регулярными и особого результата не приносили.

— Это, наверное, обоюдная «любовь». Мы устраивали практики для студентов, работали с формированием команд. Но потом отказались, потому что уровень вложения в выращивание специалистов намного выше, чем если взять готового инженера с рынка. Сейчас мы стараемся делать очень аккуратные шаги в этом направлении, — говорит Александр Калинин.

На сегодняшний день SibEDGE сотрудничает с факультетом информатики ТГУ. Летом вместе со Space-O профинансировали ремонт в одной из аудиторий. Сейчас SibEDGE вместе с факультетом трудится над одной из коммерческих задач, привлекая сотрудников факультета.

— Почему, на ваш взгляд, отношения IT-компаний с вузами в большинстве случаев не складываются?

— Здесь можно выделить несколько факторов. Во-первых, университеты достаточно консервативны и попросту не успевают за динамикой развития технологий и бизнеса. Во-вторых, стареет профессорско-преподавательский состав. Из-за сложившейся в образовании системы многие факультеты не могут привлекать молодых и талантливых преподавателей. Третий фактор — демографический. В Томске не хватает молодых людей, многие перспективные инженеры уезжают из города. Слоганом последней конференции «Город IT» было «100 экспортирующих ИТ-компаний». Мало какие города, сравнимые с Томском, могут похвастаться сотней хороших ИТ-компаний, может быть, даже никто. С одной стороны, это большой плюс, с другой — проблема налицо. Компаний много, но никто из них не выстреливает по-крупному. Есть какие-то пределы роста, возможно, именно потому, что в этих компаниях не хватает правильных людей. Прорывные ребята, которые могут мыслить совершенно по-другому, переезжают, и томский бизнес застревает на уровне своей местечковости.

— Когда я приезжал в Томск, он позиционировался, как «Сибирские Афины», ИT-город, alma mater хайтека. Скажу честно, что за более чем 14 лет, которые я здесь живу, это не подтвердилось. Безусловно, Томск — хороший научный город. Город, где приятно получить образование, где можно встретить очень толковых, интересных людей, но делать здесь большой, серьезный ИT-бизнес сложно. Я это называю «синдромом академичности Томска и томского сообщества». А когда строишь бизнес, нужно делать, делать, делать. В Томске хорошо рассуждают, но делают слабо, — считает Александр Калинин.

Такое положение вещей, по мнению Александра, находит отражение в работе кластеров, которые выполняют тактические задачи, но не дотягивают до решений стратегических. Причем речь идет не только о государственных кластерах. Также Калинин отмечает сложность консолидации томского ИT-сообщества для достижения бизнес-целей. Отчасти проблемы томского ИT можно связать с тем, что оно, по сути, не так давно начало формироваться заново. В 90-е его создавали «старички» — «Элекард», «Контек», «Элект» и многие другие. Тогда появилось первое объединение «Томкит», куда входили 7–10 компаний, которые взаимодействовали между собой. Однако культуру и традиции, которые только начали формироваться, по каким-то причинам не смогли передать дальше по цепочке:

— Мне кажется, это был стратегический просчет предыдущего поколения. И сейчас люди моего возраста — 30–35 лет, компании нашего возраста, фактически заново переосмысливают, что такое томское ИТ и какие у нас цели. То есть, мы зачем-то начинаем с нуля, вместо того, чтобы подхватить то, что было создано ранее, — говорит Калинин.

У томских компаний есть потребность в консолидации, но взаимодействие остается на уровне личных связей и перевести это из личного поля в бизнес у Томска пока не получается.

SibEDGЕ завтра

Сейчас у компании есть четкое понимание того, какой она хочет быть. SibEDGЕ по-прежнему будет заниматься профессиональной заказной разработкой в России и за рубежом и продолжит менять мир к лучшему, внедряя разработанные системы в различных компаниях и госучреждениях

— Наверное, SibEDGE завтра — это компания в 200–300 человек, находящаяся в Томске и, может быть, даже единственная, которая целенаправленно занимается заказной разработкой. В Томске больше любят делать продукты, а мы хотим развить сервис до уровня большой, успешной компании, — отмечает Калинин.

Материал выпущен в рамках специального проекта IT-Томск.

Интеллектуальный партнер проекта:

Текст: Егор Хворенков

Фото: Сергей Стёпин