18+
18+
Интервью, Креативные индустрии, Театральный обзор, Томск Карабаски кукольники пермь золотая маска Андрей Тетюрин Наталья Красильникова Кукольники. Сказки в «Карабаске»
РЕКЛАМА

Кукольники. Сказки в «Карабаске»

Театральный фестиваль — событие для Томска. Особенно если учесть, что это кукольный фестиваль на открытом воздухе.

Первый межрегиональный «Сказочный балаганчик «Скомороха» был придуман как часть «Праздника топора». В итоге в парке «Околице» из-за известных событий провели первый день фестиваля, затем «Балаганчик» быстро и удачно перебрался в здание своих организаторов театра куклы и актера им. Романа Виндермана «Скоморох». Там томские зрители смогли увидеть новые театры.

Среди участников фестиваля были артисты Пермского театра кукол и создатели собственного театра «Карабаска» Андрей Тетюрин и Наталья Красильникова. Мы выяснили, как живет частный нестоличный театр, ставший два года назад финалистом «Золотой Маски», главной российской театральной премии.

Маленькому пермскому театру с ироничным названием «Карабаска» уже 14 лет. Часто такие проекты воплощаются в жизнь актерскими семьями, но «Карабаска» — иная история. Наталья и Андрей — друзья и коллеги. Актеры были знакомы давно: до Перми они работали в Оренбурге, где Наталья была актрисой местной Драмы, а Андрей играл в театре кукол. Встречались на местных театральных конкурсах, а потом решили уйти из государственных театров и создать свой.

Репертуар у частного театра получился немаленький — сейчас в нем 15 спектаклей, некоторые из них по произведениям классиков. Не все постановки с куклами, это литературный театр по произведениям Александра Пушкина, Михаила Зощенко, по стихам поэтов серебряного века.

— Мы сразу договорились, что у нас будет не «шабашная бригада» с простыми постановками, а театр с достойным репертуаром, с такими спектаклями, где нам самим хочется играть, — говорит Андрей. — Получили необходимое для развития своего театра образование. Наташа, актриса театра кукол по первому образованию, выучилась в Петербурге на продюсера, я получил профессию режиссера в Екатеринбурге. Я отвечаю за творчество, Наташа — за административные вопросы. Обычно в спектаклях играем мы вдвоем, иногда приглашаем профессиональных артистов из театра кукол. Делаем спектакли быстро, поскольку большую зарплату наш частный театр за репетиции платить не может. Потом всю жизнь постановки дорабатываем ее.

Среди постановщиков — известные режиссеры, приглашать их удается благодаря грантам на спектакли, которые театр периодически выигрывает. В пермском театре «Карабаска» ставили спектакли Олег Жюгжда (Беларусь), Сергей Брижань (Украина), Катя Илкова (Болгария). Сейчас в театре репетирует Евгений Ибрагимов.

Визуальные решения в постановках «Карабаски» разные. В «Путешествии с Луной» актеры, к удивлению зрителей, выходят на пустую сцену и на глазах у публики строят декорации. А, к примеру, в «Скандальном происшествии в Пассаже, или Крокодиле» по мотивам рассказа Федора Достоевского много деталей, можно даже рассмотреть крошечный антикварный фарфоровый сервиз.

— Мы работаем с Верой Задорожней, главным художником Киевского театра кукол. Она очень трепетно относится ко всем нюансам, — говорит Андрей Тетюрин. — Для будуара Елены Ивановны, одной из главных героинь в «Крокодиле», нашла винтажную миниатюрную посуду ручной работы. Зрители в этом спектакле располагаются близко к актерам, хорошо видят все мелочи. И нельзя соврать. Посуда настоящая, а если нужны кружева, то их тоже специально подберут.

Своего здания у «Карабаски» нет. Где они только за 14 лет не репетировали!

— И в Доме культуры, и в театре оперы и балета, и даже в налоговой полиции, у них был небольшой зальчик, мы дружили, показывали им премьеры, поэтому они и давали нам возможность репетировать в их зале, — вспоминает Андрей. — А иногда приходилось в квартире работать.

Поэтому спектакли «Карабаски» смотрят и на камерных площадках, и в больших залах, и на улице. Так было на «Балаганчике «Скомороха» в Томске, когда во время их «Путешествия с Луной» в парке «Околица» лил дождь, а зрители никуда не уходили, только доставали зонты. А в Перми ту же сказку Дональда Биссета, сыгранную всего двумя артистами, как-то смотрело сразу 600 человек. Поездка в Софию, где живет Катя Илкова и где сочинялась пьеса «Путешествие с Луной», и вовсе стала целым приключением.

— Удобнее всего оказалось получить итальянскую визу, поэтому в Европу мы въезжали через Италию. Сели в машину дома, в Перми (!), и решили, поедем в Болгарию через Венецию, — вспоминает Андрей. — Посмотрели этот удивительный город. После добрались до Болгарии, поставили спектакль и подумали: до Греции всего 200 км, это же ничто на фоне российских расстояний. И съездили в Салоники. В итоге за ту поездку мы проехали половину Европы — 13 стран!

В 2015 году спектакль «Карабаски» «Ночь перед Рождеством» стал номинантом Национальной премии «Золотая Маска»:

— Мы стали претендентами на «Золотую Маску», причем в четырех номинациях — лучший спектакль театра кукол, лучший режиссер театра кукол, лучший художник театра кукол и лучший актер театра кукол, — уточняет Андрей. — Мы такого не ожидали! Конечно, были очень горды и взволнованы.

Несколько лет назад Наталья и Андрей вернулись в Пермский театр кукол, параллельно продолжая заниматься «Карабаской». А еще, за 14 лет совместной работы две яркие личности ни разу не поссорились. Что помогает кукольникам всегда находить общий язык?

— Отвечу высокопарно: любовь к театру кукол! — уверен Андрей. — Именно он нас с Наташей в свое время объединил. Она хорошая драматическая актриса, я работал в драматических спектаклях. Но театр кукол победил. В нем мы должны нести миру доброе и вечное. У «Карабаски» девиз — сделать мир чуточку добрее. Мы даже в устав театра эту фразу записали!

Текст: Мария Симонова

Фото: Марат Муллыев, из архива «Карабаски»