18+
18+
Дизайн, Жизненное пространство, Креативные индустрии, Культура в Томске, Театральный обзор, томск улан спектакль куклы скоморох шарниры балаганчик ворона кукольники Кукольники. Оживить вороненка
РЕКЛАМА

Кукольники. Оживить вороненка

Куклы иногда кажутся настолько живыми, что вздрагиваешь. Так было на спектакле «Ворона» Галины Улан из иркутского театра «Аистенок», игравшей на фестивале «Сказочный балаганчик «Скомороха» в Томске.

В финале она выходила к зрителям с птенцом в руках, и казалось, он вот-вот взлетит. Другие куклы тоже были необычной конструкции, и мы решили познакомиться с ними поближе. Тем более, что спектакль «Ворона» некоторым образом связан с Томском — его поставил Сергей Иванников, главный режиссер и художник театра куклы и актера им. Романа Виндермана «Скоморох».

Актриса Галина Улан признается: она давно мечтала о своем моноспектакле, трогательном, душевном, позволяющим показать несколько разных характеров. И родилась форма: старинный велосипед, на нем катается странный персонаж Мэри, она же управляет куклами. Историю решили сочинять по мотивам сказки «Влюбчивая ворона».

— Хотела, чтобы постановка была о любви, о том, что надо любить, радоваться, говорить другим людям много хороших слов, потому что жизнь человеку дана всего одна, — объясняет Галина Улан. — У меня сразу собралась команда. Сергея Иванникова я попросила стать режиссером и подобрать музыкальное оформление. Мы с ним работали — он поставил в «Аистенке» спектакли «Цирк Шардам», «Страсти по Насте». А когда у меня была круглая дата — 20 лет работы в театре — он на меня поставил сказку «Тигренок в чайнике», ее мы играем и на сцене, и в фойе, где накрывается большой стол. Мы со зрителями едим пирожные, пьем чай и общаемся. Рассказала режиссеру о своей задумке. Женя Шабанова, заведующая постановочной частью «Аистенка» — художник моего спектакля. Я ей рассказала, что мне бы хотелось персонажей с отголосками человеческих характеров. А звукорежиссер нашего театра Володя Димаков стал конструктором спектакля, сделал всю механику для кукол. Это был его дебют в новом качестве.

Галина сразу попросила, чтобы куклы были шарнирными — тогда их возможно зафиксировать на время сцен, где они не заняты. В моноспектакле, где актриса работает одна, была важной возможность оставлять персонажей. И в то же время хотелось, чтобы у каждого героя была своеобразная механика, характеризующая его характер. У зайца в спектакле косые глаза, сначала этого незаметно. А когда он начинает жаловаться на свой недостаток и поворачиваться к зрителям, то косоглазие все замечают. У волка поднимаются брови, а ноги, напротив, тяжелые, он неподвижный. Медведь неповоротливый, а глаза очень живые.

— Глаза у медведя не просто вверх поднимаются, а еще и немного в сторону, благодаря этому у персонажа на лице появляется удивление, — уточнят Галина. — Не каждый профессионал решит такую сложную задачу, а наш конструктор справился.

От самой вороны требовалось, чтобы ею артистка могла без проблем управлять одной рукою. В голове сделали небольшую дырку, чтобы влезал палец. Так удалось оживлять глаза — с помощью рычажка. А держа туловище можно за счет плечиков вести ноги. Получается, что Ворона с живыми глазами, и еще умеет ходить.

Вороненок на сцене появляется только в финале, зато выглядит так трогательно и живо, что зрители, особенно дети, спешат познакомиться с ним поближе.

Механика вороненка была продумана так, чтобы у него двигалась голова и крылышки. Если повернуть птенца, то его голова поворачивается за счет движения тела.

Интересно, что, хотя с виду вороненок как живой, но перьев для его создания не понадобилось. Материалы, выбранные для куклы — это флис, кожа и немного легкого газа. Только визуально они и, главное, по ощущениям, тактильно, они напоминают перышки.

— Он маленький и хрупкий, мне не хотелось, чтобы дети видели в нем куклу, — признается Галина. — Когда птица после спектакля садится ребятам на руку или на голову, то лапки шевелятся, словно это настоящий вороненок, и крылышки у него работают. Он придуман таких для того, чтобы зрителям захотелось прижать птенца к себе, погладить его, и у них проснулись чувства. Тогда они, вслед за Вороной из спектакля, захотят говорить другим: «Ты живой, красивый, я люблю тебя!». Это же спектакль о том, что надо любить друг друга и говорить много хороших слов. Редко в жизни такое встречается.

Текст: Мария Симонова

Фото: из архива Галины Улан

Томские новости

Томичей приглашают на театральный вечер — гид по литературному Петербургу начала XX века

8 апреля 2024
Томские новости

В Томске презентуют проект о первых авиаторах «Долететь до неба»

4 апреля 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024
Томские новости

«Пасхальное чудо» в Доме искусств. Что готовит для томичей команда «Большого вертепа»

17 апреля 2024
Томские новости

Томичам представят книгу «Картинные девушки» об известных художниках и их музах

19 апреля 2024
Томские новости

В Томске «исследуют» личность Крячкова с помощью цианотипии

11 апреля 2024
Томские новости

В Томске пройдет вечер историй и воспоминаний в честь юбилея Эдисона Денисова

1 апреля 2024
Томские новости

Музыка чисел. Что увидят томичи на выставке личных вещей Эдисона Денисова

22 марта 2024
Томские новости

Томичам покажут «Картины ускользающего мира» с портретами гейш и видами Фудзиямы

3 апреля 2024