18+
18+
РЕКЛАМА
Архитектура и дизайн, Город, Образование и наука, Слова, ТГУ, Томск ТГУ промышленный дизайн образование курсы центр кофейня Зачем в Томске создан Центр промышленного дизайна?

Зачем в Томске создан Центр промышленного дизайна?

В конце прошлого года в ТГУ появилось новое подразделение — Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования.

Создавать его приехали Виктор Клименко и Александр Уваров. Сейчас в будущем офисе центра в Пушкинском сквере идет ремонт. Здесь разместятся проектные мастерские, научные лаборатории, центр прототипирования и медиа-центр, специальные пространства для проведения лекций и семинаров, а также круглосуточная кофейня, где будут варить лучший, по утверждению дизайнеров, кофе в городе.

Подробнее о том, что даст университету и городу появление центра, «Томский Обзор» узнал у директора НОЦ Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования НИ ТГУ Виктора Клименко.

Вернуть славу советского дизайна и реабилитировать дизайнеров

— Что мы дадим городу и области? — переспрашивает Виктор. — Проще сказать, чего не дадим. Начиная с того, что мы будем выполнять функции дизайн-студии высочайшего уровня квалификации, которого в Томске не было. И заканчивая тем, что мы можем обеспечить город графическими, средовыми и даже архитектурными проектами.

Но главная задача Сибирского центра промышленного дизайна и прототипирования — научно-исследовательская и образовательная. В качестве примера организации, выполнявшей похожие функции, Клименко приводит ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики периода 60-70-х годов:

— Я говорю о тех временах, когда дизайн в нашей стране представлял целостную систему, когда проектные мастерские и предприятия работали в едином ритме: ведь именно тогда зарубежные специалисты перенимали опыт наших проектировщиков, и именно тогда, на мой взгляд, произошел расцвет института, — уточняет он. — Это была колыбель для советских Илонов Масков, и, разумеется, нам хочется видеть себя современной интерпретацией того великого института, продолжателями актуализированных традиций, интегрированных не только с вузом, но и с мировым сообществом.

Советский дизайн, наконец-то, начинают признавать и в стране, и в мире, но российского дизайна как будто и нет. Хотя мы, часто не подозревая об этом, регулярно пользуемся российским дизайном. Но и это еще не все. Одна из амбициозных задач центра — изменить само снисходительно-подозрительное отношение к дизайнерам, которое сложилось в современной России.

— Когда сегодня говоришь: «Я дизайнер» — люди начинают думать, что ты неорганизованный, необязательный человек, которому трудно доверять. Но когда говоришь: «Я инженер» — все реагируют иначе. Я считаю, что это некая миссионерская задача центра в долгосрочной перспективе — поменять в лучшую сторону представление о дизайне и дизайнерах.

Клондайк для инициатив

Сибирский центр промышленного дизайна — подразделение НИ ТГУ. Здесь будут обучаться студенты ТГУ, а также проводиться курсы повышения квалификации с выдачей свидетельств государственного образца. Занятия будут проходить как очно, так и дистанционно, с использованием технологий VR и AR. Виктор Клименко рассказывает, кому могут быть полезны такие курсы:

— Допустим, что вы инженер, или психолог, или юрист — а хочется стать дизайнером. Вы можете получить у нас дополнительное профессиональное образование. Только представьте: у нас вы сможете утром спроектировать чашку, и уже вечером будете держать ее в руках. Звучит фантастично, но на самом деле, это вполне себе возможно.

Центр будет поддерживать и различные студенческие инициативы. Виктор уверен: запускать здесь реальные проекты — это реально:

— Томск — вообще своего рода клондайк для развития подобных инициатив. Уровень инвестиций, необходимых для старта бизнеса, здесь минимален. Я и сам сделал условный эндаумент-фонд им. Клименко: просто сегментировал некоторый бюджет в резервном фонде для поддержки студенческих инициатив.

По итогам прошедшего осенью в ТГУ Форума университетских городов, Томск продолжит развивать сотрудничество с финским Университетом Аалто. Он был образован в 2010 году в результате слияния трёх высших учебных заведений Хельсинки: Хельсинкского Политехнического Института, Высшей школы экономики и Института искусств, дизайна и архитектуры, основанного еще в 1871 году. Это один из самых престижных международных университетов искусства, дизайна и архитектуры в мире.

Летом 2018 года Сибирский центр промышленного дизайна ТГУ проведет на базе Университета Аалто летнюю школу по реновации деревянного зодчества. А уже весной представители Сибирского центра промышленного дизайна планируют участвовать в ассамблее ассоциации Cumulus - глобального объединения в сфере обучения и исследований в области искусства и дизайна.

Инициировали создание Cumulus в 1990-м году Университет Аалто, Королевский колледж искусств в Лондоне, датская Danmarks Designskole, голландская Академия Геррита Ритвельта, немецкий Universität Gesamthochschule Essen и венский Университет прикладных искусств. Сейчас в ассоциацию входят 257 членов из 54 стран.

«Мы не собираемся быть варягами»

Уже сформировано базовое ядро команды — преподавательский и экспертный состав. В него вошли заведующий кафедрой промдизайна академии Штиглица Сергей Хельмянов; заведующий кафедрой дизайна НИ ТГУ Александр Уваров; доктор искусствоведения, декан факультета дизайна УралГАХУ Елена Павловская; первый в России обладатель премии Red Dot Design Award Александр Матвеев; автор концепт-кара Marussia Глеб Визель и многие другие.

— Наша команда — это команда мечты, — обобщает Виктор Клименко. — У каждого свой уникальный опыт. Каждый состоялся в своей области: кто-то промышленный дизайнер, кто-то график, кто-то теоретик в области дизайна, кто-то полиграфист, менеджер, продюсер, и так далее. Уже сейчас я могу уверено сказать, что нас поддерживают ключевые проектные школы России.

При этом саму команду Сибирского центра его руководители планируют набирать из местных. Хотя, и столкнулись при этом с некоторыми трудностями:

— Мы хотим нанять хороших выпускников, а они не верят в собственные силы. Часто у них не то чтобы нет нужных нам компетенций, — у них зашоренный взгляд на мир. Мы, все-таки, стартуем изначально с высокой планки, и ребята нужны с нетривиальным подходом. Но у большинства проектный подход вызывает ступор, и попытки уговорить выйти из комнаты, совершить ошибку, нарушить заветы Бродского, к сожалению, пока не имеют успехов. Из пятерых требуемых мы сумели найти двоих.

Впрочем, потенциал в томской молодежи Виктор Клименко видит:

— Здесь, в молодом городе, где бьет ключом молодая кровь, я увидел ребят с горящими глазами. Они постоянно что-то делают, что-то придумывают. Ты начинаешь цитировать Бродского - а они продолжают!

Оптимизация города

Виктор Клименко предлагает воспринимать Сибирский центр дизайна как органически вписывающуюся в ландшафт команду, которая делает все от нее зависящее для оптимизации этого ландшафта во всех возможных плоскостях. По большому счету, речь пойдет об оптимизации всего городского пространства. Несмотря на то, что территориально он будет располагаться в центре города, одна из задач центра — «отлепить» горожан от проспекта Ленина.

— Исторически Томск — город типично купеческой застройки, в котором не было кремля, — поясняет Клименко. — Застройка велась вдоль Томи по нынешнему проспекту Ленина. К примеру, ОЭЗ в понимании любого томича — это очень далеко, «пазики» доходят не до конца, и ехать туда не очень-то надо. Однако, центром города не может быть одна улица, надо как-то расширяться внутрь. Необходимо проводить достаточно простые исследования, как в парках делается: где люди сами тропинки протопчут, там и нужно их проектировать. Инициируя различные интересные мероприятия в районе Академгородка, наблюдать, как будет туда стекаться автомобильный и пешеходный трафик. Это позволит нам понять, насколько люди готовы «отлипнуть» от проспекта Ленина.

В числе прочего, активизировать городскую жизнь дизайнеры предполагают путем создания круглосуточного кафе как точки притяжения:

— Найти сегодня хорошее кафе на некотором удалении от проспекта Ленина — практически нереально. Как-то это неправильно. Поэтому скоро здесь, в правой части первого этажа нашего здания, будет открыто круглосуточное кафе в стиле лофт. У нас будут классные десерты и лучший кофе в Томске. В этом я уверен. Мои сотрудники должны иметь возможность есть лучшие десерты и пить лучший кофе. Опять же, мы хотим, чтобы у центра была ротация, и кафе для этого весьма приметная вещь. Вы можете не любить центр, но будете любить кафе.

Почему Томск?

Почему Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования был создан именно в Томске, а не в более крупном Новосибирске или Красноярске? В ответ Виктор Клименко признался в любви к городу:

— Я влюбился в Томск при всех кажущихся его недостатках. Здесь, например, я всё реже сталкиваюсь с тем, что людям не все равно — здесь не все равно аж целому городу. И еще я вижу, что здесь власть действительно старается построить диалог с жителями. После первого же визита в Томск я перестал рассматривать альтернативы и другие города для размещения нашего центра дизайна. Снизошло понимание, что он должен быть здесь. Должен, и все.

Текст: Катерина Кайгородова

Томские новости

В Томске продается кирпичный особняк XIX–XX веков

27 марта 2024
Томские новости

Найден подрядчик на разработку документации для капремонта Доходного дома Некрасовой в Томске

28 марта 2024
Томские новости

В Томске появился новый арт-маршрут с заплатками о литературной истории города

19 апреля 2024
Город

В Томске пытаются отменить ограничения на использование материалов в зонах охраны. Что не так с этой идеей?

12 апреля 2024
Томские новости

В Томске выбрали подрядчика для ремонта в доходном доме купца Деева

25 марта 2024
Томские новости

В Томске меняют табло с временем прибытия общественного транспорта

12 апреля 2024
Томские новости

Томские ученые создали «летающую метеостанцию»

3 апреля 2024
Томские новости

Томские фонтаны заработают к первому мая

5 апреля 2024
Город

Первая съемка города в архиве «ТО». Весна в Томске 2005-го

25 марта 2024