18+
18+
Город, Слова, Креативные индустрии, Культура в Томске, Томск Михаил Дронов фотография моменты сюжеты природа город снимок Необычный Томск Михаила Дронова: 60 мгновений

Необычный Томск Михаила Дронова: 60 мгновений

В Сибирском филиале ГЦСИ-РОСИЗО открылась выставка «Томск. Времена и годы» томского фотографа, члена Союза фотохудожников России Михаила Дронова. Сегодня в его коллекции более 50 тысяч снимков, на которых изображены различные состояния природы, портреты, натюрморты.

На выставке представлены работы автора на тему городского пейзажа и архитектурной истории Томска, где современный скоростной город запечатлен в элегической оптике фотографии прошлого.

О творческом пути, особенностях томского городского ландшафта и перспективах томской фотографии рассказывает сам автор.

— Как и все школьники 70-х годов, мы прошли через многочисленные кружки: судостроение, авиатехника, картинг, спортивные секции и прочее. Из всех пройденных секций мне понравилась именно фотография. Я подработал у мамы на заводе и приобрел себе фотоаппарат, фотоувеличитель и все необходимые приборы. Первую фотографию сделал в 1979 году и с тех пор не выпускаю фотоаппарат из рук. Это не основная моя деятельность, я фотографирую для души. Моя профессия — это геология, занимаюсь поиском нефти, разрабатываю месторождения, а в перерывах беру в руки камеру и снимаю. Часто приходится быть в командировках, например, посещать Васюганские болота и другие интересные места. Находятся новые пейзажи, атмосфера, разные времена года и состояния погоды. Отсюда и простор для создания новых снимков.

В советское время, в 70-80-е, не было столько книг о фотографии, как сейчас, но была возможность выписывать журнал «Советское фото». Из него я и брал основы для фотографирования. Затем поступил на факультет общественных профессий на фотокорреспондента, прошел курс и ушел в свободное плавание.

Конечно, не обошлось и без классиков. Мой кумир — Михаил Прокудин-Горский, он создал первую цветную фотографию. Также стараюсь ходить на выставки, быть в курсе последних новинок в области фотоискусства, сам участвую, показываю работы. Без оценки зрителя невозможно развиваться в фотографии. Нужен критический взгляд со стороны для того, чтобы получить обратную связь и применить советы для своего творчества.

Я много лет фотографирую, накопился целый архив из 50 тысяч снимков. Но, когда я стал готовиться к этой выставке, то про Томск, к моему сожалению, не набралось и сотни фотографий. В экспозиции, представленной в Сибирском филиале ГЦСИ-РОСИЗО, мы вместе с куратором проекта Евгением Ивановым отобрали 60 работ, снятых как на пленку, так и на цифру. Внешне их трудно отличить, за счет некой стилизации под старые фотографии. На них я постарался запечатлеть современный скоростной город в элегической оптике фотографии прошлого.

Что касается тематики, то я не снимаю бытовые сюжеты и лубочные открытки. Я фотографирую необычный Томск, но узнаваемый. Как-то я занимался тем, что снимал старые томские окна. За 20 лет запечатлел около 500 окон. Некоторые из них уже исчезли… Я стараюсь искать такие состояния погоды, которые передадут настроение, живость в кадре: дождь, снег, ураган, туман. А также выбираю определенное время суток — никогда не выйду в ясный, солнечный день. Всегда привожу в пример молодым фотографам фильм «Тени исчезают в полдень», в названии которого заложен смысл фотографического искусства. Для того, чтобы не цветная фотография оживала, необходимы светотени. Это правило эпохи черно-белого кино.

Потенциал Томска в плане фотографии — это очень актуальная проблема. Сейчас центральная часть города застраивается современными постройками, которые лишают улицы первоначального облика. Исторические центры переплетены проводами. Конечно, многие скажут, что это можно изменить в фоторедакторах, но я, как сторонник пленки, не делаю этого. Я хочу, чтобы фотография была живая. Стараюсь искать тот кадр, где не было бы ничего лишнего. На выставке «Томск. Времена и годы» вы не увидите цветных фотографий, это решение связано с тем, что цвет отвлекает. Почему не черно-белые, а сепия? Потому что черно-белые — это жесткие тона, сравнимые с мужским образом. А сепия, сравнима с теплым женским. Можно сказать, что Томск для меня — это мягкий женский образ.

У меня есть идея изобразить Томск просто как город, то есть создать его фантомный образ, где присутствует дух людей. Для этого проекта я снимаю на длинной выдержке днем. В настоящий момент есть несколько рабочих названий проекта — «Тихий город», «Спокойный город» или «Бесчеловечный город». Для меня это интересная творческая работа, связанная с поиском, с использованием профессиональной техники и штатива.

В 1902 году было организовано томское фотографическое общество по инициативе В. Л. Лебова. Затем оно было расформировано. Сегодня есть желание его возродить. Создать организацию томской фотографии. Три года назад мы обратились к губернатору с просьбой организовать это общество. Предложение приняли положительно, нашу просьбу внесли в список.

Это очень актуально для Томска, сейчас фотографируют все. Реализация этого сообщества позволит общаться фотографам, обмениваться опытом. Интернет-пространство не открывает таких перспектив. Фотографии необходимо смотреть вживую. Когда ты пролистываешь работы на мониторе компьютера, то их невозможно понять, прочувствовать. Часто ко мне обращаются молодые фотографы с просьбой оценить снимки, и в первую очередь я прошу авторов отобрать из своего большого архива пять фотографий и принести распечатанные примеры. Это позволяет подходить к делу серьезно, и тем самым дисциплинирует человека.

У каждого фотографа свои потребности — кому-то необходимо снимать по 100 кадров в день, а для кого-то достаточно одно снимка в месяц. Мой совет молодым фотографам — показывать свои работы, чтобы слышать мнение не только положительное, но и отрицательное. Я всегда открыт для критики и мне нравится получать обратную связь, поскольку она позволяет развиваться в профессиональном плане.

Выставка «Томск. Времена и годы» открыта в Сибирском филиале ГЦСИ-РОСИЗО (ул. Нахановича, 3а) до 11 марта.

График работы: по будням с 12:00 до 18:00, в выходные — по договоренности. График экскурсий: 16 февраля — 18:30, 22 февраля — 18:30, 2 марта — 18:30, 7 марта — 18:30.

Телефон для справок: +7 909 549 19 01.

Беседовала Ксения Красикова

Тэги/темы: