18+
18+
Креативные индустрии, Культура в Томске, ТГУ, квн снежные отношения тгу спектакль юмор стендап Как поставить стендап-спектакль? Десять шагов к «сНежным отношениям»

Как поставить стендап-спектакль? Десять шагов к «сНежным отношениям»

В марте концертный зал ТГУ принимал необычных гостей: юмористический спектакль с элементами стенд-апа, как называют его сами создатели.

История рассказывает о паре молодоженов, которые решили провести свадьбу в Шерегеше. Зима, дорогу заметает, главные действующие лица опаздывают. Их друзья, у каждого из которых свой взгляд на жизнь, оказываются вместе в замкнутом пространстве и начинают выяснять отношения. Но все заканчивается хэппи-эндом.

Спектакль «сНежные отношения» был поставлен и спродюсирован при поддержке Центра культуры ТГУ, который всегда стремится задавать высокую планку культурной жизни всего города и не боится экспериментировать с новыми форматами. Это не первый театральный опыт креативной группы томских юмористов, но на сегодняшний день самый организованный и удачный. Мы поговорили с авторами и узнали, как поставить спектакль за десять шагов.

Шаг первый: Найдите у себя чувство юмора

Если сразу не получилось, играйте в КВН до выработки стойкого уровня юмора в организме. Авторская группа «сНежных отношений» — Александр Шумейко, Сергей Слесаренко, Алексей Сейда, Александр Ковзалов, Дмитрий Кубенин, Ринат Бакеев, Евгения Гольц, Евгений Траутман и Сергей Игуменшев — все выходцы из Лиги КВН при ТГУ.

Игра в КВН на уровне Лиги университета дала авторами самое главное — навык. Благодаря ему еще десять лет назад появились спектакли «А-ля спектакль» и «С Новым годом, повторяю, с Новым годом!», который показывали в «Аэлите» и «Скоморохе». Затем были другие команды, некоторые — «Северное слияние» и «Евген и ребята» - даже участвовали в играх премьер- и высшей лиги.

Команда КВН «Евген и ребята»
Фото из архива участников

Шаг второй: Соберите команду

Лучше, если вы будете знакомы до того, как решите вместе написать сценарий. Авторы «сНежных отношений» дружили на протяжении многих лет, делали совместные проекты и работали на одних и тех же площадках, так что время на притирку коллектива тратить не пришлось.

Даже актерский состав собрали из участников и актрис прежних лет. Например, нынешняя актриса Театра юного зрителя Наталья Гитлиц начинала в КВН, играла в Высшей лиге с командой «Максимум».

По словам Сергея Слесаренко, первый вариант «сНежных отношений» был отчасти проверкой своих сил, а еще стремлением понять, каков потенциал творческих коллективов в Томске. Спектакль показали и даже заработали на этом 40 000 рублей, которые отложили как основу для следующей постановки.

Шаг третий: Назначьте ответственных

За каждый этап подготовки должен отвечать конкретный человек. Авторы «сНежных отношений» поняли это на своем примере, когда ставили первую версию спектакля в 2017 году — тогда руководить хотели все, а в итоге получилась неразбериха.

Во второй раз к делу подошли более организованно: за реквизит и общение с партнерами отвечал Сергей Слесаренко; должность режиссера, к которому все идут со своими бедами и мнением, поручили Евгению Траутману.

Кроме того, у творческой группы появились люди, которые отвечали за промо-кампанию спектакля: Александр Ковзалов снял и смонтировал все промо-ролики, а Екатерина Орлянская организовала распространение материалов в социальных сетях. Также в маркетинговом сопровождении спектакля помощь оказывал Центр культуры ТГУ.

Шаг четвертый: Напишите сценарий

Можно воспользоваться пособием «Сценарное мастерство для чайников» или положиться на знания, вынесенные со школьных уроков литературы. Первую версию спектакля «сНежные отношения» в 2017 году писали буквально на коленке, используя гипертрофированные образы и все еще играя по правилам КВНа, когда шутки важнее сюжета.

Ко времени второй постановки Алексей Сейда и Александр Ковзалов прошли онлайн-курс по сториттелингу, поделились знаниями с коллегами, и все вместе они переписали сценарий так, что в нем появился четкий сюжет, повороты событий и яркий финал.

Маленький совет: если пишете сценарий, не забудьте про «библию персонажей». Это краткий рассказ о каждом действующем лице: внешность, характер, мотивация. Чем лучше вы поработаете персонажа на этапе написания сценария, тем ярче он будет сиять на сцене и тем лучше запомниться зрителям.

Ятату с ее лицом на спине сделал. Когда я руки поднимаю она хмурится. Когда сутулюсь — улыбается. Когда мы расстались, я сидел в душе, обняв колени, и плакал. А она лыбилась во всю спину! — шутка из спектакля. Попробуйте угадать, какому персонажу она принадлежит.

Шаг пятый: Найдите место для репетиций и выступления

Заранее продумайте, что вам понадобится: микрофоны, возможность менять фон сцены, может быть даже подвижные элементы. Насколько лояльно руководство репетиционной базы отнесется, если вы останетесь на ночь повторить несколько сцен. Насколько удобно расположен зал с точки зрения транспортной доступности.

Когда встал вопрос о площадке, в первую очередь создатели обратились в хорошо знакомый им университет. Все репетиции и первых, и вторых «сНежных отношений» проходили на базе ЦК ТГУ. По словам Александра Шумейко, ЦК ТГУ сегодня — один из самых прогрессивных, технически оснащенных и доступных в городе залов, подходящий для показа спектаклей и концертов.

Игорь Муравьев
Директор Центра культуры ТГУ

Центр культуры ТГУ оказывает поддержку самых актуальных инициатив творческих людей Томска — от доступного стендапа и до многосмысленного сайнсарта. В случае со «сНежными отношениями» мы вместе с ребятами занимались поиском и синтезированием новых форм постановок, экспериментировали со зрительским вниманием посредством смешивания и конструирования традиционного спектакля с модными, трендовыми веяниями молодежной культуры. На мой взгляд, получилось очень удачно. Также надо отметить, что мы помогаем инициаторам культурных событий находить внешних партнеров-спонсоров — то есть занимаемся развитием фандрайзинга культуры. Например, на данный проект не было потрачено ни одного рубля бюджетных средств.

Шаг шестой: Репетируйте

Чем больше, тем лучше. Впрочем, сперва можно провести авторские сборы, как это сделали создатели «сНежных отношений». Они собирались каждый день, и с 10 до 15 часов расписывали персонажей, придумывали шутки, спорили и снова переписывали сценарий. Затем начались репетиции, которые иногда затягивались далеко за полночь.

Присутствие в актерском составе профессиональной театральной актрисы, кстати, дает +100 к речевой подготовке актерского состава. Наталья Гитлиц научила коллег паре хитрых упражнений на дикцию и отработку произношения, и каждая репетиция начиналась с маленькой разминки. Запишите: чем меньше шероховатостей в произношении, тем лучше зритель поймет вас.

Шаг седьмой: Не бойтесь править

Правки — важная и вполне нормальная часть подготовки. Любой текст всегда проходит несколько уровней редактуры, и сценарий спектакля не исключение. По словам Сергея Игуменшева, основная проблема заключалась в отсутствии навыка: то, что казалось смешным и прекрасным на бумаге, в процессе репетиций авторы признавали несостоятельным и переписывали.

Отвечали за это, кстати, тоже два отдельных человека, которые были заняты на сцене в наименьшем количестве сцен. Пока остальные репетировали, Алексей Сейда и Сергей Игуменшев «затыкали дыры» в сюжете. Актерам даже запрещалось придумывать что-то на ходу. Заметив шероховатость в тексте, они должны были сразу обратиться в службу поддержки за помощью.

Что это за проблема такая — «Некому будет стакан воды подать»? Ну если такая проблема возникнет — я кулер ближе к кровати поставлю, — большинство шуток из спектакля не «играют» вне контекста. Но некоторые настолько жизненны, что их можно цитировать в разговорах.

Шаг восьмой: Не забудьте о рекламе

Как люди узнают, что вы написали отличный спектакль и покажете его 24 марта в ЦК ТГУ? Им нужно сообщить эту информацию в удобном виде на площадке, которой они пользуются постоянно. Рекламная кампания «сНежных отношений» проходила преимущественно в Инстаграме.

Как только у авторов появлялся готовый персонаж, Александр Ковзалов сразу снимал о нем небольшой ролик. Эти видео крутили в официальном аккаунте спектакля, репостили к себе на страницы авторы и участники спектакля. Кроме того, все ролики показывали перед началом спектакля, чтобы зрители могли познакомиться с персонажами и вошли в ритм повествования еще до начала.

Шаг девятый: Найдите партнеров

Вы удивитесь, как много людей готовы сотрудничать на взаимовыгодных условиях, если ваш продукт им нравится. Благодаря небезразличным людям у спектакля появился реквизит вроде барной стойки и цветочного оформления сцены, а перед показом в холле концертного зала провели небольшой сувенирный базар.

Главное — предложить взамен что-то значимое. Например, в спектакле ненавязчиво прорекламировали одну томскую сеть фитнес-клубов, ну и, конечно, упомянули главных партнеров на афише постановки. Не бойтесь завязывать новые знакомства и предлагать людям бартер.

Шаг десятый: Покажите спектакль и наслаждайтесь славой

Сегодня появляется много новых форматов, которые нельзя назвать только КВНом или театром. Креативная группа «сНежных отношений» работает в этом направлении, разрушая стену между классическим театром и развлекательными жанрами, и предлагает зрителям нечто новое.

Например, из стенд-апа в постановку ушли монологи героев, обращенные в зрительный зал, а из КВНа высокая плотность шуток — у зрителей практически не оставалось времени перевести дух между репликами. Быстрый опрос после спектакля показал, что люди не ожидали настолько смешного представления.

В дальнейших планах у творческой группы выход в YouTube. Будет это ситком или серия скетчей, пока неясно. Но идеи есть, и силы для их реализации тоже.

Текст: Катерина Маас
Фото и видео: Сергей Игуменшев, архивы участников

Тэги/темы: