18+
18+
Рассказано, Люди, Еда, Тренды, Бизнес, Зелень в городе, микрозелень томск как выращивать Микробизнес. Как сделать деньги на траве?

Микробизнес. Как сделать деньги на траве?

А вы знаете, что свеклу, подсолнечник, брокколи и даже гречку можно есть не только в привычном виде, но и когда они только проклюнулись из земли в виде крошечного росточка?

Эти ростки называются микрозеленью, и их все чаще можно увидеть в ресторанных блюдах. В Томске микрозелень выращивают пока немногие любители. В том числе — молодой повар Георгий Бабурин.

Три года назад Георгий сломал руку и взял больничный на пару месяцев. Сидеть без дела не хотелось, и Георгий увлёкся выращиванием микрозелени. Дело началось с приятного запаха базилика и тимьяна, а потом переросло в небольшой бизнес.

Маленький сад

— Мне очень нравится запах зелени и пряных трав, вот я и подумал: почему бы не соорудить маленький сад? Купил семена, оборудовал подоконник, поставил лампу. Эксперимент удался, и после больничного я начал выращивать микрозелень не только дома, но и в ресторане. В моем маленьком садике росли базилик, листья мангольда, огуречная трава — у нее очень красивые синие листочки, которые ярко смотрятся на тарелке.

Микрозелень — недельные всходы растений, которые употребляют в пищу. Наивысшей пользой растения обладают во время их активного роста, поэтому микрозелень содержит в себе больше витаминов и минералов, чем созревшие растения. В виде микрозелени можно выращивать почти всё: овощи, злаковые культуры, травы. Микрозелень можно есть в чистом виде, добавлять в салаты, закуски, смузи.

Я много читал, смотрел видео на Youtube, слушал советы бабушек. Подходил к делу с вдохновением, поэтому оно шло легко. Единственная сложность: ростки долго всходили, я переживал. А потом прочитал, что это нормально.

Пару месяцев назад я спросил ребят из ресторана: будут ли они брать у меня качественную зелень для подачи блюд? Сказали — будут. Я купил оборудование и составил список всех трав, которые можно вырастить. В списке было 20–25 видов, прижились только десять. Иногда я ждал чего-то сверхестественного: к примеру, выращивал фенхель и сельдерей, но они не дали тот вкус, который я от них ждал. А думал, что будет интересно. Обидно, столько денег и времени потрачено. Но это тоже опыт.

Сейчас я поставляю микрозелень в два ресторана. Привожу по 600–700 граммов раз в неделю. Один грамм стоит от 3,5 до 5 рублей. В дальнейшем надеюсь расширяться: знакомые позвали меня на конкурс правильного питания, где буду представлять там свой продукт. Визитки сделал, создал группу в «Вконтакте» и Instagram. Волнуюсь немного. Надеюсь, что получится наладить там связи, найти партнеров.

Денежные и временные затраты

Домашние поначалу скептически отнеслись к моему увлечению, а сейчас они помогают мне, пока я на работе. Были у меня и комплексы. На работе парни говорили: не мужское это дело, не на то время тратишь. Смотрели косо. А вечером пятницы, когда гостей много, я пойду да настригу тазик зелени. Не за деньги, а для красивой подачи. Сейчас ко мне подходят, спрашивают совета. Когда дело пошло, признали — классно.

Польза и красота

Отношение к делу не поменялось, когда с его помощью я стал немного зарабатывать. Всё так же делаю качественный продукт. Я же повар: понимаю, как важна зелень при оформлении — не просто укропом с петрушкой посыпать, а использовать необычную зелень, с которой можно «поиграть». Я вообще люблю контрастные и яркие продукты. У нас с бабушкой план на лето: будем выращивать у её домика интересные овощи. Я хотел бы попробовать те, которые в магазинах не встречал: фиолетовую морковь, розовую редьку — разрезаешь, а она внутри как арбуз. Эти овощи по вкусу отличаются от обычных, я очень хочу прочувствовать эту разницу.

Микрозелень по вкусу тоже отличается от обычной зелени. В маленьком листочке максимально сконцентрирован вкус. Как только листочек подрастет, вкусовые качества теряются. Мне больше всего нравится микрозелень подсолнуха: пробуешь листик, а ощущения, будто ешь сочную свежую семечку. Микрозелень — это сразу два качества: и польза, и красота. И правильное питание, и творческий интерес повара. Приготовили какую-нибудь домашнюю еду, я подошел к саду, состриг, промыл, сверху кинул на тарелку, и сразу красота.

Как монетизировать свое увлечение?

Быть уверенным в качестве своего продукта. Качество должно быть стабильным, а не раз через раз. Быть ответственным за то, что делаешь в первую очередь перед собой.

Говорить о своём продукте. Предлагать его потенциальным клиентам. Мне было просто, так как я «варюсь» в ресторанном бизнесе.

Общаться с единомышленниками, искать наставников. Увлеченные люди могут бескорыстно помочь. Когда я не мог разобраться с оборудованием, я позвонил человеку из другого города, который тоже занимается микрозеленью. И он мне помог! Еще я состою в telegram-чате «Секта микрозелени», там есть ребята из Казани, Петербурга, Казахстана. Обмениваемся опытом.

Создавать связи. Новые знакомства расширяют возможности. Я недавно познакомился с ребятами, которые делают сухофрукты и фруктовые чипсы. Они позвали меня на выставку правильного питания, там я могу познакомиться с другими интересными людьми, с которыми в дальнейшем может получиться сотрудничество.

Рынок знакомится с продуктом

В Томской области есть еще как минимум одна организация, которая специализируется на выращивании и продаже микрозелени. В Инстаграме северской «Фермы микрозелени» можно посмотреть, как маленькие листочки смотрятся в готовых блюдах. Мы спросили у создателя фермы Александра, где они реализуют свой продукт, и с выращивания каких растений лучше начать, если захочется развести собственный маленький сад.

A post shared by Ферма микрозелени Томск (@microgreens_tomsk) on

— В России тренд на микрозелень начал набирать обороты где-то 5–7 лет назад. На Западе микрозелень — привычный продукт с 80-х годов, она продается в ритейле, мелкой рознице, выращивается в ресторанах. Так как у нас это еще молодой бизнес, спрос пока небольшой, но рынок потихоньку с зеленью знакомится.

Наша ферма работает с октября 2017 года, поэтому о выгоде пока сказать сложно. Раз в других городах бизнес развивается, значит, место выгоде есть. Покупатели микрозелени — прежде всего, рестораны и кафе. Наша ферма поставляет микрозелень в пять топовых ресторанов Томска — на них мы вышли в первые 2–3 недели работы: дали попробовать наш продукт и сразу начали сотрудничать.

Выращивать микрозелень нетрудно — любой желающий может сделать это в домашних условиях, нужно только «погуглить». Проще всего вырастить редис и редьку — они неприхотливы. Для меня самыми сложными были горох и подсолнух, но опытного огородника они не отпугнут.

Анастасия Ткаченко
Фото автора

Тэги/темы: