18+
18+
Краеведение, Томские вырезки, Городские истории, Сибирская газета старые газеты томск вырезки реклама Обнаженка и коровьи головы. Как создавали «вирусную» рекламу в Старом Томске?

Обнаженка и коровьи головы.
Как создавали «вирусную» рекламу в Старом Томске?

«Вирусная» реклама — изобретение не наших дней. Сто с лишним лет назад рекламщики тоже умели «словить хайп», или, говоря языком тех лет, создать шумиху.

В очередном выпуске «Томских вырезок» расскажем о приемах привлечения клиентов в Старом Томске, которые будоражили воображение и вызывали недовольство у обывателей.

«Бесстыдная реклама»

С таким заголовком в газете «Сибирская жизнь» в 1905 году вышла заметка томского журналиста, которого возмутила афиша предстоящего спектакля в окне книжного магазина Посохина. Что же в ней было такого?
Режиссер драматической труппы, играющей в королевском театре, господин Корсаков, рекламируя готовящуюся к постановке пьесу «Фрина», выставил в окне книжного магазина картину, изображавшую совершенно голую женщину перед толпой мужчин. Над изображением была сделана завлекающая зрителя надпись «Фрина пред судом. Последнее явление пятого действия».

Стоит отметить, что журналист был настолько убежден в невинности и непорочности главной исполнительницы роли, что даже высказал предположение о том, что бедная актриса была не в курсе порочащей ее честь рекламы. «Мы уверены, что артистка, которая будет играть роль Фрины и ее товарищи не знали об этой рекламе, приглашающей смотреть не пьесу, а голое тело артистки. На некоторую часть публики реклама, конечно, произведет свое действие, на которое рассчитывает господин Корсаков, ради лишнего грома не задумавшийся выставить такую картину, бросающую тень на исполнительницу роли Фрины и на ее товарищей по сцене», — выразил свою убежденность корреспондент.

По-видимому, реклама возмутила не только местную редакцию газеты, но и рядовых томичей, потому что в заметке упоминалось, что на момент публикации картина уже была убрана.

Увидели ли зрители спектакля обнаженную Фрину или рекламная уловка так и осталась всего лишь уловкой, точно не известно.

Газета «Сибирская жизнь» № 163 от 10 августа 1905 года
Фонд Областной библиотеки им. Пушкина

Обратный эффект

Вот еще один рекламный ход, описанный в той же газете «Сибирская жизнь» в 1903 году. Вот только вместо того, чтобы привлекать новых покупателей «горе-маркетологи» добились обратного эффекта.
«На Болоте, по Акимовской улице, вывешены в мясных лавках снаружи коровьи головы.

Подобная реклама представляет собой неприятное зрелище для проходящих, и едва ли не делает ущерб самим мясоторговцам», — отмечалось в газете. Жутко даже представить эту картину.

Газета «Сибирская жизнь» № 226 от 17 октября 1903 года
Фонд Областной библиотеки им. Пушкина

Водка «из Тургенева»

А вот еще одна рекламная уловка, которая была рассчитана на людей читающих. Точнее на тех, кто знаком с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева, ну или хоть раз встречал его портрет.

Корреспондент газеты «Сибирская жизнь» в 1898 году обратил внимание на то, что в вокзале станции «Томск» на буфетном столе красуется бюст известного русского писателя. «Каждый знающий знаменитого писателя по портретам тотчас же узнает его в бюсте, и каким негодованием закипит сердце у иного почитателя Ивана Сергеевича, когда он увидит, в чем дело. Бюст, изображающий Тургенева, — просто бутыль, наполненная водкой завода Бекмана», — говорилось в заметке.

Журналист, оскорбленный таким пренебрежительным отношением к творчеству писателя, также отметил, что «водочные заводчики уже слишком далеко заходят в своих хитроумных изобретениях».

Газета «Сибирская жизнь» №225 от 21 октября 1898 года
Фонд Областной библиотеки им. Пушкина

Текст: Валентина Бейкова

Тэги/темы: