18+
18+
#ВзрывМозга, 140 лет ТГУ, Люди, Образование и наука, ТГУ, поколения теория поколения евгения шамис поколение х миллениумы хоумлендеры Бэби-бумеры, иксы, хоумлендеры. Чем на самом деле отличаются поколения?
РЕКЛАМА

Бэби-бумеры, иксы, хоумлендеры. Чем на самом деле отличаются поколения?

«Им никто не указ, они курят и ужасно одеваются, а их музыка — сплошной грохот», — говорили про молодежь 20 лет тому назад.

«Они сами не знают, чего хотят от жизни и не умеют принимать решения. Они правильные и скучные», — часто можно услышать о сегодняшних 20-30-летних. «Они не хотят бегать во дворе и играть со сверстниками, как мы в детстве. Им не надо ничего, кроме планшета», — упрекают современных детей.

В общем, взрослым всегда есть что предъявить молодежи. По мнению защитников теории поколений, дело не в том, что «старички» любят побрюзжать, а в том, что ценности и мировосприятие разных поколений сильно различаются. И это нормально.

О том, как отцам понять детей и какими вырастут нынешние школьники и дошкольники, рассказала на конференции #EdCrunch Томск Евгения Шамис, основатель и координатор проекта «RuGenerations — Теория поколений в России».

Почему мы разные?

Суть теории в том, что примерно каждые 20 лет вырастает поколение, которое отличается от предыдущего. Представители одного поколения говорят на одном языке и отлично понимают друг друга, зато старшее и младшее поколения кажутся им чудаками.

Такими разными поколения получаются потому, что их ценности были сформированы под влиянием ключевых событий в мире, родителей и общества, а также дефицитом чего-то важного в то или иное время. Для удобства поколениям дали названия, соответствующие их сути.

Сейчас в мире живут представители шести поколений.

1. «Поколение Победителей» (1903-1923). Они трудолюбивы и ответственны, кажутся категоричными, для многих характерна несгибаемая вера в какую-нибудь идеологию. Именно это поколение было большинством, участвовавшим во Второй Мировой войне. Хотя высшее командование воюющих сторон принадлежало, в основном, к предыдущему поколению.

2. «Молчаливое поколение» (1924-1943). Они так часто слышали в детстве: «Не болтай! И у стен есть уши», что стали осторожно относиться к словам. Те, кого сейчас называют «дети войны», в основном, терпеливы и экономны, с молодости они с уважением относились к коллективам и иерархии, у них есть позиция.

3. «Беби-бумеры» (1944-1963). На Западе — хиппи, у нас — комсомольцы-добровольцы. Внешне мало общего, но ценности похожи: культ молодости, оптимизм и командный дух. Это стремление всю жизнь чувствовать себя молодыми и вместе достигать больших целей есть у них и сейчас. В этом легко убедиться, так как сейчас, в основном, именно это поколение находится «у руля» в политике и экономике.

4. «Поколение Х» (Икс) (1964-1984). Сначала стабильность в экономике и безоблачное детство, потом перестройка и развал СССР пришлись именно на их детство, хотя и затеяли все это более старшие поколения. Выросшее среди одинаковых вещей, поколение Х отличает стремление к оригинальности, прагматизм и готовность к переменам. Основатели большинства технологических компаний, топ-менеджеры большинства мировых компаний — представители поколения Х.

5. «Милленниумы» (1985-2003). Самым старшим из них в 2018 году исполнится 35 лет, самым младшим — 15. Это первое поколение, выросшее в эпоху мобильных телефонов и интернета. Наличие вай-фай связи для них более важно, чем для представителей предыдущих и, возможно, будущих поколений. Патриотизм, но при этом глобальное мышление, желание немедленно действовать, поиск лидеров — вот ценности молодого поколения.

6. «Хоумлендеры» или «Поколение национальной безопасности» (2004-2024). Они еще дети, но и этому поколению уже нашли предварительные названия. Homelanders или «домоседы» в детстве получают огромное количество сообщений о безопасности — сейчас все только об этом и говорят. Значит, в будущем безопасность станет одной из их ценностей. Также родители и бабушки с дедушками, чаще всего, заботятся о том, чтобы дети меньше времени проводили с гаджетами и предпочитали живое общение. Уже видно, что живое общение тоже войдет в систему их ценностей. А вообще, у них еще все впереди.

Конечно, поколения сменяют друг друга не резко, в один год. Примерно три года в ту и другую сторону рождаются представители пограничных поколений, которые совмещают в себе ценности двух поколений.

Как понять друг друга?

Основная задача теории поколений — не просто описать и объяснить различия между представителями разных поколений, но и научить их понимать друг друга. Для этого у Евгении Шамис и ее команды разработано множество рекомендаций. На сессии в Томске были представлены рекомендации для двух поколений — «Поколения икс» и поколения «Милленниум», которые в силу своего возраста являются сейчас самыми активными.

Евгения Шамис
основатель проекта «RuGenerations — Теория поколений в России»

Например, одна из ценностей «Поколения Х» — профессионализм. А следующее поколение уже такой ценности не имеет. Они тоже стараются, но не будут выполнять ряд требований настоящего профессионала, если им специально не объяснить, что делать. Это важно понять начальнику-«иксу» и не злиться на подчиненного-«милленниума», а просто дать максимально четкое определение профессионально выполненной работы, снабдить его инструкциями и примерами.

Также «иксам» и пограничникам — «беби-бумер-икс» и «икс-миллениум» -имеет смысл умерить свое профессиональное рвение и в области родительства. Родителям-«иксам» можно посоветовать не продумывать за них все их будущее, а позволять их самим делать ошибки, «набивать шишки». Понятно, что действие против ценностей своего поколения вызывает резкий подсознательный протест. Поэтому имеет смысл подойти к этому сознательно: «Я не плохой родитель, я профессионально позволяю своему ребенку ошибаться».

Поколению «миллениум» надо научиться глубже прорабатывать решения, продумывать последствия своих действий. В условиях, когда росли «милленниумы», они стремились немедленно использовать все возможности, забывая просчитать, что произойдет, на несколько шагов вперед. Учитесь это делать у «иксов» с их отличным умением управлять проектами и «беби-бумеров», которые воплощали в жизнь крупные планы.

Вообще, разрабатывать готовые рецепты для представителей другого поколения и навязывать им свое видение мира — гиблое дело. Это все равно не получится — ценности формируются благодаря слишком большому набору факторов. Проще просто спросить представителей другого поколения, как им самим будет удобно.

Подробнее о теории поколений можно почитать здесь.

Текст: Катерина Кайгородова

Как это работает

10 историй Михаила Фаустова о том, как книжные фестивали меняют города

7 марта 2024
Люди

«Торо́ва, Топӄ!»: как лингвист Григорий Коротких помогает томичам изучать селькупский язык

5 марта 2024
Томские новости

Эдуард Галажинский вновь назначен ректором Томского госуниверситета

1 марта 2024
Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024
Креативные индустрии

Как делают хорошее кино. Кинопродюсер Наталия Клибанова о создании «Мастера и Маргариты», региональных поисках киноиндустрии и впечатляющих томичах

21 марта 2024
Томские новости

Томичей приглашают на лекцию математика Андрея Райгородского

25 марта 2024
Томские новости

Томские ученые на Большом адронном коллайдере до ноября

19 марта 2024
Люди

В Томске презентовали сборник воспоминаний об известном томском ученом Вячеславе Новицком

25 марта 2024
Томские новости

Томичей приглашают на презентацию иммерсивной игры по сибирской истории

6 марта 2024